Развитие человека и его потребностей

Потребительство и потребление. В историческом развитии потребностей действует закономерность перехода в свою противоположность. Она проявляется в жизнедеятельности индивидов и больших социальных групп, общества в целом. Суть ее заключается в том, что если индивид долгое время удовлетворял свои потребности (и прежде всего материальные) не в полной мере из-за отсутствия возможностей (нехватки предметов или недостаточности денежных средств), то с появлением возможностей он удовлетворяет свои не удовлетворяемые ранее потребности чрезмерно. И потребление переходит в свою противоположность - потребительство.

Впервые с этой проблемой столкнулись наиболее развитые страны Запада, когда благодаря научному и технико-технологическому прогрессу в них сложились общества массового производства и потребления. Большое значение для формирования массового общества имело бурное развитие средств массовой коммуникации (телевидения, кино, печати, радио, Интернета), которые быстро распространяют модные идеи и образы массового потребления духовных и материальных ценностей. Следствием данных технико-экономических процессов явилось усиление политической и социальной однородности наиболее развитых стран мира. В них образовались средние классы, которые составляют подавляющее большинство населения.

Отражением этих объективных процессов развития в западных обществах явилась теория массового общества, общества массового потребления, представители которой (Д. Мартиндейл, Д. Белл, Э. Шиле и др.) перешли от критики современного общества к исследованию положительных свойств, сторон и тенденций развития. Несомненно, что массовое производство и потребление принесли существенное улучшение жизни подавляющего большинства населения развитых стран мира. Массовое потребление подняло жизнь простого человека (а не только господствующих или избранных групп) на уровень, соответствующий современному техникотехнологическому развитию и достойный человеческого существования. Жизнь людей в условиях массового потребления становится комфортной. Современное массовое производство несет в себе прогрессивную тенденцию к демократизации потребностей и потребления. Его развитие ведет к внедрению в повседневную жизнь широких слоев населения материальных благ и услуг, которые ранее были символом и принадлежностью привилегированных слоев общества. Это в свою очередь ведет к полному удовлетворению разумных материальных потребностей всего населения. В ряде наиболее развитых стран мира такое положение уже достигнуто.

В то же время в условиях массового потребления проявляет себя культ материального потребления, т.е. в жизни человека потребление выходит на первое место. И он начинает жить, чтобы потреблять, а не наоборот - потреблять, чтобы жить. Таким образом, утрачивается главная ценностная ориентация человеческого существования - реализация человеческой сущности, индивидуальности.

При этом потребление приобретает престижный характер. Потребляемым вещам приписывается способность придавать их владельцам социальный вес, мужественность или обаяние, быть залогом признания в обществе, продвижения по службе, удачи в интимной жизни и т.п. Даже духовные ценности зачастую имеют значение не сами по себе, а лишь в качестве символов социального престижа, социального статуса. Такое потребление называется потребительством.

Потребительство является определенным образом мышления, образом жизни. Для него характерно превращение потребностей низшего уровня и прежде всего материальных в самоцель, в нечто вроде смысла жизни. В основе потребительства лежит стремление индивида самоутвердиться, проявить себя исключительно в сфере потребления, вписаться в ту или иную систему престижного потребления.

Вследствие этого потребительство ведет не к развитию личности, не к выражению ее индивидуальности, самобытности, а к усреднению, нивелированию и, соответственно, обезличиванию, т.е.

к утрате личностью ее индивидуальности. Создаваемые высоким уровнем массового потребления основы для духовного развития индивида потребительством не реализуются. В итоге индивид в условиях потребительства не может проявить и реализовать свою уникальность, индивидуальность. В этом главный недостаток и проблема потребительства.

Вместе с тем на основе этих замечаний не следует впадать в другую крайность потребления, в противоположность потребительству -в аскетизм. В обыденном сознании бытует поговорка: заевшийся кот мышей не ловит. В соответствии с нею некоторые люди полагают, что для высокого творчества в любой области индивид должен стимулироваться некоторым недопотреблением. С этой крайностью, как и с потребительством, нельзя согласиться. Хроническое недопотребление делает человека несвободным, унижает его и приближает к положению животного, которое только и озабочено тем, чтобы прокормиться. Несвободный человек в принципе не может реализовать себя в полной мере, поскольку его творчество выступает не целью, а лишь средством улучшения его материального положения.

Поэтому крайности потребительства и аскетизма есть отклонения от нормального потребления, которое обеспечивает достойные человеческого существования образ и уровень жизни, создает самые благоприятные условия для развития личности, ее наиболее полной самореализации.

Утверждение в обществе крайностей потребления (потребительства или аскетизма) всегда имеет определенные социальные причины. Аскетизм утверждается в таком обществе, где власть не в состоянии обеспечить народу нормальное удовлетворение материальных потребностей. Например, в средневековом обществе аскетизм проповедовался церковью и широко насаждался среди крестьянства и других малоимущих слоев западноевропейского общества, в то время как феодалы, духовенство и другие обеспеченные слои вели далеко не аскетический образ жизни. Компенсацией аскетизма в земной жизни церковь объявляла райскую жизнь в загробном царстве.

Аналогичным образом в социалистических странах аскетизм, нужда и лишения народа объявлялись пропагандой как временные трудности на пути построения коммунистического общества. А в светлом коммунистическом будущем все будет прекрасно и каждый человек будет получать все блага по потребностям, т.е. сможет удовлетворять свои потребности в полной мере. Под эти пропагандистские заверения господствующий класс - номенклатура - уже в социалистическом настоящем обеспечивал себе максимально возможное удовлетворение своих материальных потребностей.

Потребительство тоже имеет свои социальные причины. Они связаны со стремлением каждого предпринимателя разрекламировать свой товар с целью получения максимальной прибыли. В свою очередь, наиболее эффективная реклама связана с включением того или иного товара в категорию престижного потребления. Это создает в обществе постоянную возможность превращения нормального потребления в потребительство. И далее уже от характера власти в обществе зависит превращение или не превращение данной возможности в действительность. Власть может либо не препятствовать осуществлению этой возможности, либо создавать различные препятствия для потребительства, всячески пропагандировать в обществе нормальное, здоровое потребление.

Иначе говоря, от характера власти зависит в обществе создание условий для развития у граждан не только материальных, но и духовных потребностей, для расцвета духовной культуры, развития и реализации индивидуальности каждого человека. Если власть выражает интересы не народа, а одного господствующего класса или властвующей элиты, то она по природе своей не способна решить такие задачи. Потому она их и не ставит, и потворствует насаждению потребительства. Если же власть выражает интересы народа, большинства граждан, то она, заботясь об улучшении материального благополучия всех граждан, стремится к созданию условий и самых разнообразных возможностей для их духовного развития, проявления их индивидуальности, самореализации каждого гражданина.

Та или иная ориентация в потреблении (потребительство или аскетизм, или нормальное потребление) зависит не только от технико-технологического, экономического, политического уровней развития общества, всей системы социальных условий жизни индивида, но и от него самого (его образования, воспитания, воли, стремлений, ценностных ориентаций, желаний и т.д.). В конечном счете индивид может по-разному относиться к социальным условиям своей жизни и к самому себе. В зависимости от этих отношений каждый индивид определяет, выстраивает свой жизненный путь и оказывает влияние на свою судьбу.

Отношение между индивидом и обществом по поводу индивидуальных потребностей (их состояния, меры и направлений развития и т.д.), по своей сути, имеет противоречивый характер. И это противоречие приобретает конкретно-историческое содержание, зависящее как от общества, так и от самого индивида.

Общественное воспитание потребностей. Любое общество не может не оказывать того или иного воздействия на развитие человека и его потребностей. Власть осуществляет наиболее мощное и последовательное влияние на потребности индивидов, малых и больших социальных групп. Возможности оппозиционных власти сил оказывать то или иное воздействие на потребности людей значительно меньше. Власть формирует определенную систему воспитания и образования подрастающего поколения с самого раннего возраста, задает ей ту или иную направленность и постоянно контролирует ее. Через эту систему и осуществляется общественное воспитание потребностей.

От характера политической власти в обществе зависят формы и степень государственного вмешательства в процесс воспитания потребностей граждан, его цели и направленность.

В недемократическом, тоталитарном обществе власть берет всю систему воспитания подрастающего поколения под свой контроль, делая узловые элементы ее государственными. Поскольку главной целью существования любого недемократического общества объявляется какая-то авантюрно-утопическая идея (например, завоевание мирового господства, борьба против иноверцев и т.п.), постольку ей подчиняется процесс воспитания подрастающего поколения. Человек в этом процессе низводится до винтика огромной социальной машины, т.е. ценится в нем не уникальность и самобытность, не его индивидуальность, а усредненность и обезличенность, при этом развитие потребностей намеренно сдерживается. Нерациональное использование общественных ресурсов из-за господства в обществе авантюрно-утопических идей ведет к тому, что потребности населения удовлетворяются гораздо ниже того уровня, который может обеспечить имеющееся развитие науки, техники и технологии.

В этих условиях система воспитания и образования объявляет чуждыми и вредными малейшие стремления людей поднять уровень своего материального потребления.

И напротив, в демократическом обществе власть не подминает под себя систему воспитания и образования подрастающего поколения. Она широко допускает в этой системе частную инициативу. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития индивидуальности каждого человека и, соответственно, его потребностей. В демократическом обществе развитие материальных потребностей человека идет в соответствии с развитием техники и технологии, производительных сил общества и его материальной жизни в целом. Каждое новое достижение в области науки, техники и технологии так или иначе сказывается на развитии материальных потребностей людей либо на улучшении условий удовлетворения духовных потребностей. Ориентация демократического общества на развитие и все более полное удовлетворение потребностей каждого индивида закономерно обусловливает высокий уровень прикладных научных исследований и научно-исследовательских разработок по использованию на практике результатов фундаментальных научных исследований.

В то же время в недемократическом обществе эта сторона научных исследований, служащая развитию потребностей человека, всегда недооценивается. Экономическое развитие любого тоталитарного общества закономерно приводит к несбалансированности спроса и предложения, к постоянному дефициту товаров, удовлетворяющих потребности населения, к значительному объему неудовлетворенного спроса.

Естественно, что если в обществе недооцениваются индивидуальные потребности и на первый план выдвигаются интересы государственной системы, то это находит прямое выражение в системе воспитания и образования подрастающего поколения. Закономерным является то, что в советском обществе система воспитания подрастающего поколения основывалась на принципе коллективизма. Суть коллективистского воспитания потребностей заключается в стремлении максимально приспособить человека к существующей общественной системе.

В настоящее время жизнь большинства демократических стран мира строится на основе принципа индивидуализма, который воплощается в «здравом смысле», т.е. в стремлении власти к наиболее полному удовлетворению потребностей каждого гражданина, постоянному улучшению жизни каждого индивида, созданию условий для всемерного развития потребностей, для проявления каждым человеком его индивидуальности. Соответственно, и система воспитания подрастающего поколения, основываясь на индивидуальном подходе к каждому человеку, ориентируется на такое развитие потребностей, которое связано с реализацией индивидом заложенных в нем от рождения задатков, способностей, талантов.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое потребительство?
  • 2. В чем суть теории общества массового потребления?
  • 3. Каковы недостатки и проблемы потребительства?
  • 4. Что такое недопотребление? В каком обществе оно проявляется?
  • 5. В чем состоят социальные причины потребительства и недопотребления?
  • 6. От каких факторов зависит ориентация в потреблении?
  • 7. В чем состоит общественное воспитание потребностей?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >