НАУЧНЫЙ СТАТУС И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о многозначности скрывающихся за ним значений, чем об изученности и осмысленности явления. Разнообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений. Такая неоднозначность говорит, прежде всего, о многообразии самого феномена культуры.

Исследование культуры имеет глубокие философские традиции. Но примерно до середины XIX века этим занимались главным образом философия и история, затем к ним подключились другие науки - этнография, филология, антропология и т. д. Одной из первых работ, прямо посвященных культуре, стала книга английского историка Э. Тайлора (1832-1917) «Первобытная культура» (1871). В конце 19 века были предприняты первые попытки создания собственно культурологии. В частности, такие попытки имели место в Германии, где в рамках новой науки рассматривалась главным образом религия. Однако в полном смысле - и по названию, и по сути - культурология родилась только в XX столетии. Значительный вклад в ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900-1975) своей книгой «Наука о культуре» (1949). Его заслуга состоит в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию.

Можно выделить ряд причин, приведших к появлению новой науки о культуре среди множества уже существующих. В XX веке массированный прирост эмпирического материала выявил невозможность его полноценной обработки в рамках существующей философии культуры. С другой стороны, развитие обширных культурных связей и выход национальных культур за свои границы, мощное наступление достаточно унифицированной массовой культуры доказали необходимость выработки единых подходов к изучению культуры, в частности и для того, чтобы помочь национальным культурам сохранить свою неповторимую индивидуальность.

На сегодняшний день культурология представляет собой научную дисциплину, которая стремиться понять и объяснить культуру во всем многообразии ее развития в пространстве и времени. Специфика культурологии по сравнению с другими гуманитарными дисциплинами - ее синкретизм. Она является интегративной областью знания, возникшей на стыке философии, истории, этнографии, социологии, политологии психологии, эстетики и искусствознания. Культурология стремится синтезировать все существующие знания о человеке и создать комплексный подход для изучения явлений и процессов, происходящих в человеческом обществе. Это обуславливает специфику культурологии как науки. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом - от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, она изучает культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И, в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам - от отдельной личности до человечества в целом.

Однако в настоящее время культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; теоретическая база культурологии еще не обрела законченной формы. В рамках культурологии существуют разнообразные направления и школы, оригинальные концепции различных авторов. За отправную точку возьмем следующее определение. Культурология - наука о наиболее общих закономерностях (законах) развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом.

На наш взгляд, в концептуальном плане предметом научного (культурологического) исследования культуры, ее истории, прежде всего, является генезис, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Этот способ раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но существенно отличного от наследования в мире живой природы. Объектом культурологии являются в первую очередь люди - творцы и носители культуры, то, что ими создано, а так же объективные культурные процессы и явления.

Цель культурологии - построить «генетику» культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать этот процесс, в перспективе -управлять им. Такое понимание цели и программы культурологических исследований требует вовлечения в научный оборот обширного, разностороннего материала из многих областей и сфер социального творчества (науки и техники, политической деятельности, религии, искусства), но главным полем исследования в этой синтетической области знания должны стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности этнических групп, народов как субъектов истории.

К проблемам, решаемым в рамках культурологии, можно отнести следующие:

определение места культуры в системе бытия;

J выявление отношений культуры к природе, обществу и человеку;

J исследование многомерного строения культуры, обусловленного ее функциями в жизни и развитии человечества;

J определение взаимоотношения культуры и цивилизации и т.д.

J изучение сущности культуры в многообразии конкретных культур;

J описание культурных феноменов;

утверждение неповторимости и уникальности культурных миров;

В самом широком смысле «культурология изучает взаимодействие элементов культуры, традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, технологий и т.д.; изучает разумную человеческую форму существования, т.е. те смыслы, которым наполнен для человека мир» [79, С. 17].

Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизни и изучает культурные объекты и процессы. К основным задачам культурологического исследования относятся: анализ культуры как системы культурных феноменов, исследование ментального содержания культуры, выявление типов связей между элементами культуры, исследование типологии культур и культурных единиц, разрешение проблем социокультурной динамики, исследование культурных кодов и коммуникаций.

Можно выделить два основных блока культурологии:

теоретический (выработка общих категорий, создание общих концепций, которые помогут осознать место культуры в человеческом обществе, выявление роли человека как творца и в то же время потребителя культуры, изучение закономерностей развития культуры, ее структура, типология и функции)

исторический (изучение генезиса и исторических типов развития культуры).

Культурология отличается от других наук не только объектом или предметом исследования. Главное, принципиальное ее отличие от других наук, прежде всего от наук о природе заключается в том, что имея совершенно различные цели исследования они используют и совершенно различные методы. Все содержание научного исследования в культурологии принципиально отлично от традиционного понимания научной деятельности.

Еще немецкий мыслитель Дильтей (1833-1911) науки о человеке, о культуре назвал науками о духе, а главным методом этих наук считал метод понимания. Понимание имеет несколько смыслов, аспектов. Понимание - это непосредственное постижение духовной целостности культурного феномена. Понимание связано с интуитивным проникновением в жизнь. Понимание связано с «вживанием», «сопереживанием», «вчувствованием» по отношению к культуре прошлого. Человек, используя свой собственный жизненный внутренний опыт, должен вжиться, прочувствовать дух прошлых эпох, должен понять поступки людей прошлого, понять культурные явления прошлого [13].

Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.

Сравнительно-исторический метод позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам. Например, мы можем провести сопоставление религиозных верований в Древних цивилизациях (Междуречье, Египет, Индия, Китай) с целью выявления общих и различных моментов в жизнедеятельности их народов.

Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними. В качестве примера укажем на опыт изучения культурологом Б.А. Успенским такого своеобразного феномена, как русский мат. Матерная брань характеризуется наличием ряда смысловых уровней - структурой. Запрет на матерную ругань объясняется негативным отношением христианства к культовым функциям мата как явления языческой культуры. Матерная ругань связана с обрядами плодородия. Эта брань восходит к языческим молитвам или заговорам. Целью ее является стимулирование брачного союза «Отца-Неба» с «Матерью-землей» и соответственно получение урожая. Использовалась она и в свадебных обрядах для магического вызова, ускоряющего рождение детей -главной опоры земледельца. На наиболее поверхностном и профаническом уровне мат выражает стремление ругающегося доминировать, ибо в качестве субъекта действия понимается сам говорящий, а в качестве объекта -собеседник.

Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах и успешно применяется для понимания, например, языка искусства средневекового христианства. На протяжении Средних веков развивался культ Девы Марии. С ее именем связывали полумесяц, кипарис и оливковое дерево. Лилия символизировала чистоту Девы Марии, а белая роза, королева цветов, служила символом того, что Дева Мария - царица всех святых. Пять лепестков розы имеют дополнительные значения: их считали пятью буквами латинского написания имени Мария и пятью радостными событиями в ее жизни (Благовещение, Сошествие Святого Духа, Рождество, Введение во Храм, Иисус-ребенок во Храме). В Средние века белая роза стала также символизировать скорбные события Нового Завета (Страдание на Кресте, Путь на Голгофу с Крестом, «Коронование» терновым венцом, Распятие), а желтая и золотая - «славные» (Воскрешение, Вознесение, Нисхождение Святого Духа на Апостолов, Успение, Коронация Девы Марии на Небе). Поздние средневековые художники изображали традиционные «Семь скорбей» Девы Марии (Пророчество Симеона, Бегство в Египет, Потеря Божественного Ребенка, Встреча с Христом на его пути на Голгофу, Голгофа, Снятие с Креста и положение во Гроб) с расходящимися от ее фигуры, подобно лучам, семью саблями.

Биографический метод предполагает анализ жизненного пути деятеля культуры для лучшего понимания его внутреннего мира, который отражает систему культурных ценностей его времени. Этот метод с успехом использовался еще Плутархом (ок. 46-120 г. н.э.), жившим в Древней Греции и создавшим «Сравнительные жизнеописания».

Метод моделирования предполагает стремление создать модель определенного типа культуры, с тем чтобы выявить наиболее существенные его черты. Такой метод, в частности, использовали Н. Данилевский, автор книги «Россия и Европа», О. Шпенглер, написавший «Закат Европы». Каждый из них закладывает в модель какое-либо сущностное основание, позволяющее комплексно воспринимать все культурные явления определённого периода.

Иногда таких оснований было несколько. Если у Н.Я. Данилевского таковыми были органицизм и функциональность, то у О. Шпенглера - органицизм и метод аналогий. Для них картина культуры есть вечное образование и изменение, чудесное становление и умирание органических форм.

Психологический метод предполагает возможность выяснить посредством анализа мемуаров, хроник, мифов, летописей, эпистолярного наследия, трактатов наиболее типические реакции людей той или иной культуры на наиболее значимые для них явления: голод, войны, эпидемии. Такие реакции проявляются как в форме социальных чувств, так и ментальности в целом.

Диахронический метод состоит в выяснении хронологической, то есть временной последовательности изменения, появления и протекания того или иного явления культуры. Так, например, изучая феномен моды в культурноисторическом аспекте мы будем использовать диахронический метод прослеживая изменение тенденций в этой области с течением времени.

Синхронический метод предполагает временной срез культуры и изучение явлений присущих именно этому периоду. С помощью синхронического метода рассматривают, например, субкультуры современного общества.

Науки о природе стремятся обнаружить и сформулировать законы и закономерности, характерные для определенной области исследования. Поиск законов, общих для группы явлений, объектов связан с тем, что индивидуальные особенности, черты этих объектов не принимаются во внимание. Исследователя, формулирующего законы, интересует одинаковость исследуемых объектов, молекул, кристаллов, растений, животных. В культуре провести такую систематизацию гораздо сложнее, так как явления культуры отличаются неповторимостью и индивидуальностью (произведение искусства, религиозное учение, историческое событие, биография великого человека). Однако законы культурологии существуют и описывают они динамику культурных явлений.

Закон единства и разнообразия гласит, что все культуры внутренне едины и одновременно уникальны. Определяемые общими родовыми социальными потребностями, культуры выступают способом адаптации, приспособления человеческих сообществ к конкретным условиям среды. Источником единой мировой сокровищницы культурных достижений человечества является многообразие форм региональных и национальных культурных систем.

К примеру, жилище, дом в зависимости от климата мог обрести самую причудливую форму. В теплом климате это мог быть так называемый ветровой заслон, состоящий из сучьев и кусков коры, втыкаемых в землю по прямой линии или полукругом. Далее этот каркас переплетался ветками кустарника и конопатился листьями, мхом или травой. Эскимосские ледяные дома - иглу -строятся из снежных глыб. Длинный ход ведет из жилища наружу, обеспечивая доступ воздуха и одновременно не пропуская внутрь арктический ветер. Стены иглу пропускают солнечный свет, так, что в ясную погоду он даже слепит глаза, и достаточно защищают от холода, так как от нагревания внутри они покрываются прочной ледяной плёнкой.

Закон преемственности в развитии культуры выступает фактором, определяющим единство глобального, мирового культурного процесса. Так, хотя первые бумажные деньги появились в Древнем Китае, они и сегодня остаются значимым явлением культуры во всех так называемых цивилизованных странах.

Закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко далеких друг от друга не только в пространстве, но и во времени противоречивых культур проявляется в самых удивительных, синтетических по своей природе феноменах. Так, изображение реверса Большой печати федерального правительства США, по акту президента Рузвельта от 2 июля 1935 г., было помещено на однодолларовые банкноты и осталось на них до наших дней. На реверсе изображена пирамида, которая символизирует силу и выносливость. Пирамида из 13 уровней не завершена, и это показывает, что новое государство имеет возможность расшириться, под чем подразумевается присоединение новых штатов. Пирамида заключает в себе намек - отцы-основатели сравнивали себя с детьми Израилевыми, бежавшими от тирании фараона для возведения нового Иерусалима. Над пирамидой изображено око Провидения. Девизы взяты из сочинений древнеримского поэта Виргилия: Annuit Coeptis переводится как «он благословляет наше предприятие», a Novus Ordo - «новый порядок всех времён». Дата на основании пирамиды - 1776 год.

Закон прерывности и непрерывности развития культуры означает изменение типов культуры, сохраняющих вместе с тем достижения предшествовавших эпох. К примеру, принятие христианства на Руси открыло новую эпоху, но в то же время не искоренило окончательно старые языческие верования, которые и по сей день продолжают существовать в виде праздников, узаконенных церковью (Масленица, Иван Купала и т.п.).

По поводу культурологии, как и по поводу других гуманитарных наук, может возникнуть сомнение: а наука ли это вообще или, по крайней мере, вполне ли это наука? Ведь результаты гуманитарных исследований нельзя выразить в цифрах и формулах. Представители же так называемых точных наук любят цитировать «отца кибернетики» Н.Винера: «Всякая наука настолько наука, насколько в ней математики». Но дело в том, что это утверждение, как и основанная на нем аргументация «естественников», в высшей степени сомнительно. На самом деле критерием научности служит не наличие математического аппарата, а способность формулировать верные выводы относительно изучаемого предмета, точно определять присущие ему законы и закономерности. Как мы увидим в дальнейшем, культурологии, как, впрочем, и другим гуманитарным дисциплинам, это вполне под силу.

Вопросы и задания

  • 1. Что явилось причиной выделение культурологии в самостоятельную науку? С чьими именами связано ее становление?
  • 2. В чем на ваш взгляд заключается интегративность культурологического знания? Заполните схему:

культурология

  • 3. Что является предметом и объектом культурологии? В чем их специфика по сравнению с другими науками?
  • 4. Перечислите, какие цели и задачи решаются в рамках культурологического исследования.
  • 5. Заполните таблицу выделив 2 аспекта изучения культуры в рамках культурологии:__________________________________________________________

1 аспект:

2 аспект:

  • 6. Перечислите методы, используемые в культурологии. Напишите свои примеры, к каким явлениям применим каждый из них.
  • 7. Как Вы понимаете, что такое законы культурологии?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >