ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Наиболее распространенным видом народного изобразительного творчества издревле было декоративное шитье. Вышивки на протяжении столетий сохраняли традиционные образы. Некогда связанные с древними культовыми представлениями, эти образы постепенно превращались в орнаменты. В народном быту вышивкой покрывались предметы одежды, полотенца, покрывала, скатерти и т. п. Начиная с XVII в. во многих областях России, особенно в Вологодской, Нижегородской и Московской, получило распространение плетение кружев. Кое-где этот промысел сохранился и поныне. Русским было знакомо и узорное тканье, вышивка жемчугом, золотошвейное дело, набойка (нанесение рисунка на ткань с помощью резных досок, покрытых краской).

В лесной полосе России исстари известно искусство художественной обработки дерева: изготовление резной и точеной расписной посуды, игрушек, мебели, орудий труда и многого другого. Богато и изящно подчас выглядел декор жилища. В сельской местности и в провинциальных городах дома украшались ажурными наличниками, накладными узорами на фасадах и крыльцах, узорной обшивкой помещений и т. п. Наиболее богатым выглядело резное убранство многих северных и поволжских сельских домов второй половины XIX в.

В Поволжье, Предуралье, Приангарье и в других районах расселения русских получило распространение украшение домов росписью (чаще всего растительными орнаментами), выполнявшееся масляными красками.

Интерьер крестьянского жилища и домов горожан дополняли лубочные картинки. В XIX в. они составляли также необходимую принадлежность постоялых дворов и почтовых станций. Лубки, или лубочные кар-3 j [] тинки — одно из характерных явлений русской народ ной культуры. Это по преимуществу изделия профессиональных писателей (часто анонимных) и издателей-капиталистов. Для них характерна стилизация под народные вкусы. Лубок представлял собой бумажный лист с картинкой и текстом либо небольшую книжку — обычно примитивного содержания. Среди лубков попадаются и интересные издания, отвечавшие народным вкусам. Офени (коробейники, занимавшиеся торговлей в разнос) в своих лубяных коробах распространяли такие картинки повсюду. Описывая обстановку почтовой станции, А.С. Пушкин не обошел своим вниманием народные картинки, прибитые на стенах: «Погребение кота», «Спор Красного Носа с сильным морозом» и т. п. В лубке, который непременно сопровождался назидательным или шуточным текстом, подчас проявлялись народная смекалка, нравы и быт времени. Тематика лубочных картинок разнообразна: она охватывает религиозные, исторические и нравоучительные сюжеты, народный эпос и сказки. В лубочных картинах высмеиваются излишества моды, пьянство, брак по расчету и т. п., описываются сцены крестьянской свадьбы. Широко известны лубки: «Мыши кота погребают» (сатира на императора Петра I), «Шемякин суд», «Повесть о Ерше Ершовиче — сыне Щетинни-кове», «Кот Казанский» и др. Теперь народные картинки рассматриваются как произведения массовой культуры.

Одним из видов русского народного мастерства была резьба и роспись по бересте. Из нее изготавливались, например, украшенные сосуды с крышками (для переноски и хранения жидких и сыпучих продуктов, ягод). Во многих местностях было распространено плетение корзин из прутьев лозы.

Русские владели искусством художественной обработки металла. Своим качеством славились тульские ружья и самовары, чугунное литье Урала и Подмосковья. Деревни имели своих кузнецов, которые были полуремесленниками-полуземледельцами.

Производство керамических изделий у русских достигло особого развития там, где имелись месторождения высококачественных глин (Гжель, Ярославль,

Липецк, Скопин и др.). Деревенские мастера изготавливали горшки, кружки, тарелки, кувшины и др. Часть этих изделий украшалась поливой и росписью из схематических узоров, часть была однотонной, без поливы, иной раз с тиснеными узорами. В Нижегородском крае получило развитие производство изразцов.

К художественному гончарству примыкает промысел по изготовлению глиняной игрушки. Главными центрами его были Вятская, Тульская, Архангельская и Пензенская губернии. Наибольшую известность получила вятская — дымковская (по названию слободы Дым-ково) — игрушка-свистулька, фигурки животных, женщин в широких платьях и др. В настоящее время глиняная игрушка чаще всего используется как декоративный элемент жилого интерьера или сувенир.

На основе местных крестьянских производств в России возникли центры художественного промысла, теперь широко известные всему миру. До сих пор славится гончарная продукция подмосковной «голубой Гжели», расписные шедевры «золотой Хохломы» (Нижегородская область), лаковые миниатюры Палеха (Ивановская область), Федоскина (Московская область) и Метеры (Владимирская область), жостовские расписные подносы (Московская область), изящная резьба по моржовой кости (Архангельская область) и др.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >