Влияние цвета на психику человека

Одни цвета успокаивают, другие раздражают, одни вызывают ощущение холода, другие - тепла. Особенно важную роль для здоровья человека играет цветовая гамма жилых помещений. Человек подсознательно стремится к гармонии холодных и теплых тонов.

Красный цвет создает приподнятое настроение, но вместе с тем он неспокойный: раздражает, быстро утомляет нервную систему, снижает трудоспособность. Под его влиянием повышается кровяное давление, ускоряется ритм дыхания. Поэтому он не рекомендуется для жилых помещений.

Оранжевый цвет способствует хорошему настроению, создает праздничную атмосферу.

Желтый цвет отличается ясностью, свежестью, стимулирует зрение и нервную систему.

Зеленый цвет настраивает на спокойный лад, склоняет к отдыху. Под его влиянием снижается кровяное давление, повышается восприимчивость слуха.

Голубой цвет со всеми его оттенками создает впечатление простора, глубины и прохлады. Он успокаивает нервную систему, повышает трудоспособность, больше, чем зеленый, способствует снижению тонуса мышц и кровяного давления. Этот цвет особенно благоприятный для людей с повышенной нервной возбудимостью.

Фиолетовый цвет настраивает на меланхолический лад, на раздумья. Однако установлено, что он не столько успокаивает, сколько расслабляет психику и поэтому быстро утомляет человека.

Дизайн помещений и свойства цветовых оттенков

Разрабатывая дизайн помещений, нужно помнить, что в комнатах, ориентированных на север, предпочтительны цвета максимально светлых, теплых тонов - золотисто-желтые, розово-кремовые. Такие стены отражают больше света, создают ощущение тепла и даже солнечности. Если окна выходят на юг и юго-запад, помещение подолгу освещается солнцем и сильно нагревается в жаркое время года, цвета стен лучше подбирать из гаммы холодных - голубых, сине-зеленых или серых.

В вытянутых комнатах можно окрашивать стены в разные цвета: торцовые - более теплыми, продольные - более холодными. Зрительно это несколько исправит пропорции помещения.

Цвет воспринимается по-разному в зависимости от того, под ногами или над головой он расположен.

Желтое ковровое покрытие создаст ощущение зыбкости, неуверенности, тогда как желтый оттенок стен воспринимается нормально. Яркие и темные цвета должны занимать в основном горизонтальные (пол, тахта, ковер), а неяркие и светлые - вертикальные плоскости.

Стены - это фон для мебели и декоративных предметов ковров, картин, занавесок. Спокойный цвет стен придаст картинам, портьерам и мебели в помещении большую выразительность.

Просторное, но низкое помещение, кажется выше, если стены окрашены в теплый, довольно насыщенный цвет, а потолок - в прохладный, светлый (светло-голубой или зеленоватый). В очень высоких помещениях потолок может быть чуть темнее стен.

Полы не окрашивают в слишком светлые тона. Однако пол не должен быть и излишне темным. Чем темнее цвет, тем больше света он забирает. Маленькие комнатки кажутся чуть больше, если продолжить пол полосой того же цвета на стене. Пестрые декоративные элементы, узоры на полу больших размеров воздействуют на человеческую психику как преграда.

Цвет пола должен учитывать, насколько хорошо помещение освещено, каковы его габариты. Цвета стен и пола в помещении могут сочетаться по принципу нюансной или контрастной гармонии. В первом случае стены и пол решаются в разных оттенках одного цвета (например, светлые серо-голубые стены и серый или голубой линолеум, золотистые стены и светлый паркет). Во втором случае стены и пол решаются в разных цветах (желтоватые стены и серовато-синий линолеум).

На черном все цвета становятся светлее и «тоньше». На фоне черного пола цвет светлых ковров, стен, мебели станет немного более «гулким». Но черного цвета не должно быть слишком много. На белом фоне любой цвет становится «толще», сильнее. Белый фон словно отнимает белизну у самого цвета.

Белый цвет - идеальный фон для комнаты, перегруженной мелкими предметами: книгами, вазами, картинами, комнатными цветами.

Сочетание нескольких цветов вызывает более сложные чувства. В цветовых композициях следует избегать неспокойных сочетаний, так называемых, дополнительных цветов (например, красного и зеленого, оранжевого и ультрамаринового, желтого и фиолетового). Такие сочетания отличаются пестротой, быстро утомляют зрение, вызывают чувства дискомфорта.

Цвета несколько меняются в зависимости от формы. Треугольные, остроугольные, многоугольные формы ближе к броским, ярким цветам. Более округлые формы предметов родственны более глубоким и темным тонам - от сине-зеленого до черного. Поэтому темные цвета приглушают, сглаживают эксцентричные, необычные формы. Простым силуэтам больше идут светлые тона.

Цвет воздействует и на восприятие объемности. Нежные пастельные тона могут компенсировать чрезмерную строгость объемов. Ажурные, резные, решетчатые вещи тяготеют к темным цветам. Тонкие перила должны быть скорее темными, а объемные балясины -светлыми.

Любая рельефная поверхность словно добавляет в цвет немного серого. Блестящая поверхность делает цвет более ярким и агрессивным.

При искусственном освещении восприятие цвета становится несколько другим, чем при естественном. При вечернем освещении немного выигрывают теплые цвета. В свете лампочек мало фиолетового и много желтого цвета, поэтому кожа по вечерам кажется рыжее, чем днем, красное дерево - живее, белое и бесцветное стеклянное иногда кажется желтоватым, черное - каштановым.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >