ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ БИОГРАФИИ

Ричард Прайс

Ричард Прайс был философом, в творчестве которого новоевропейская культурная эпоха была выражена в концентрированном виде. Определяющая особенность моральной философии этого времени как «возвеличивание достоинства человека и обоснование его суверенности как родового и в конечном счете ответственного лишь перед самим собой существа»[1] исчерпывающим образом характеризовала мысль и деятельность Прайса, главными ценностями для которого были ценности свободы и разума. Совсем неслучайно в названиях книг, посвященных ему, присутствуют такие определения, как «благородный разум», «апостол свободы» или «светоч свободы».

Круг занятий Прайса был чрезвычайно широк. Он был не только философом, теологом, священником унитаристских взглядов, но и математиком, актуарием - экспертом в вопросах страхования и финансов, лидером диссентеров, политиком, автором политических памфлетов, разработчиком парламентских реформ. Он отстаивал радикальные либеральные взгляды как в вопросах

религии (идеи религиозной терпимости и свободу совести), так и в вопросах общественного устройства (идеи естественных прав и свобод человека). В современном списке «100 героев Уэльса» (100 Arwyr Cymru) он занимает 39 место, его характеризуют, в частности, как «первого гражданина мира»[2].

Ричард Прайс родился 23 февраля 1723 г. в сельском местечке Тинтон (Tynton) в округе Лэнджейрон графства Гламорганшир (Уэльс). Его семья была одной из самых известных диссентерских семей этой местности. Дед Ричарда - Риз Прайс - оставил англиканскую церковь вслед за Сэмюэлом Джонсом (Johnes) - человеком блестящего оксфордского образования, сделавшим многое для развития образования детей диссентеров, которые по причине религиозных убеждений не могли учиться в Кембридже и Оксфорде. Джонс основал молитвенный дом и академию для подготовки священников-диссентеров в Гламорганшире, существенную поддержку в этом предприятии ему оказывал Риз Прайс, его сыновья Сэмюэл и Райс - будущий отец Ричарда - учились у Джонса. Затем Райс Прайс помогал Джонсу в его пасторской деятельности, он также исполнял обязанности тьютора в академии.

Радикально либеральное мировоззрение Прайса формировалось во многом в противостоянии взглядам его отца. Райс Прайс много лет прослужил пресвитерианским священником в конгрегации в Бридженде, по своим религиозным взглядам он был ортодоксальным кальвинистом, его суровость и чрезмерный аскетизм делали атмосферу в доме Прайсов тягостной. По свидетельству племянника, ученика и единомышленника Ричарда Прайса -Уильяма Моргана, относившегося к дяде с глубоким уважением и симпатией, с юности Ричард придерживался существенно иных религиозных убеждений, нежели его отец: «Взгляды одного были открытыми, либеральными и благожелательными, взгляды другого - ограниченными, эгоистичными и мрачными». Некоторые авторы, основываясь главным образом на свидетельствах Моргана,

предполагают, что на довольно раннее мировоззренческое самоопределение Ричарда, порвавшего с кальвинизмом, повлияло одно событие, которое вызвало еще большее отчуждение между отцом и сыном. Отец застал Ричарда за чтением проповедей Сэмюэла Кларка, настаивавшего на критически-разумном восприятии Писания каждым верующим, выхватил книгу и бросил ее в огонь. Однако Д.О.Томас считает, что интерпретации Моргана пристрастны в силу его особого отношения как к дяде, так и к деду, который достаточно сурово обошелся со всеми своими родными, завещав почти все состояние сыну от первого брака - Сэмюэлу, остальные же члены семьи получили скромную часть состояния. Томас же стремится показать, что и позитивное влияние отца на Ричарда было чрезвычайно сильным, именно от отца будущий философ унаследовал такие черты характера, как благочестие, самоотверженность в осуществлении своего призвания и связанных с ним обязанностей, страсть к обретению знаний. Не соглашаясь с Морганом, Томас также считает, что хотя Ричард действительно порвал с кальвинистскими убеждениями отца, в первую очередь с верой в двойное предопределение одних к спасению, других к вечному проклятию, лишающему человека свободы и обессмысливающему усилия по моральному совершенствованию, но ему, в силу чрезвычайно сильного психологического давления отца, так и не удалось окончательно изжить кальвинизм в самом себе. Это проявилось, в частности, в его глубоком пессимизме, мрачном восприятии будущего, контрастирующем с его верой в вечную жизнь[3]. Следует отметить, что если эти особенности и были присущи Ричарду Прайсу, то проявлялись они в незначительной мере. Не только Морган, но и многие современники Ричарда Прайса - его друзья, знакомые, союзники и даже оппоненты - ничего не говорили о его мрачности и пессимизме, а отмечали мягкость характера, приветливость, доброжелательность, умение слушать и понимать, которые отличали Прайса в любых жизненных обстоятельствах.

Во всяком случае в философских сочинениях Прайса «кальвинист-ких» следов, хотя бы в виде интонаций, не содержится. Но как бы там ни было, Томас безусловно прав в том, что позитивное влияние отца на Ричарда было значительным. Он сделал очень многое для образования сына, хотя связывал его будущее не с пастырским делом, а с коммерцией.

Когда Ричарду исполнилось 15 лет, отец отправил его учиться в одну из диссентерских академий в Талгарте. Диссентерские академии играли заметную роль в британском образовании в XVIII в. Изначально они существовали исключительно на средства их основателей и полностью зависели от них - от их материального благополучия и здоровья. Однако после принятия Акта о веротерпимости в 1689 г., гарантировавшего диссентерам свободу вероисповедания, возможность иметь собственные молитвенные места, собственных проповедников и учителей[4], диссентерские академии обрели более прочное основания, могли финансироваться извне диссентерского сообщества. С середины XVIII в. диссентерские академии были институционализированы, постепенно в них менялся характер образования. Первые академии были строго ориентированы на подготовку священников-диссентеров, в них преподавали выпускники Кембриджа и Оксфорда, покинувшие англиканскую церковь, они составляли учебные программы по образцу университетских, включавших в первую очередь логику, метафизику, классические языки, теологию, пневматологию, иудейские и христианские древности, этику и Священное Писание, и пользовались университетскими учебниками. Позднее в диссентерских академиях стали преподавать различные современные науки, современные языки, историю, счетное дело, стенографию и красноречие. Описывая образование, которое давали в диссентерских академиях в середине XVIII в., К.Б.Коун заключает, что учебная программа, по которой учился 15-летний Прайс, соответствовала ступени университета. В академии Талгарта с Прайсом произошло весьма знаменательное событие, которое во многом определило его дальнейшее интеллектуальное развитие: он познакомился с сочинением Джозефа Батлера «Аналогия естественной религии и религии Откровения с устройством и движением природы» («The Analogy of Religion: Natural and Revealed, to the Constitution and Course of Nature», 1736). Позднее Прайс оценивал это событие следующим образом: «Я считаю счастьем, что эта книга попала мне в руки одной из первых. Она научила меня надлежащему способу мышления о моральных и религиозных предметах, в особенности - важности должным образом учитывать несовершенство человеческого знания». В предисловии к первому изданию «Обозрения...» он напишет: «Нет другого такого автора, считать себя признательным которому у меня было бы столько оснований, как Д-р Батлер, покойный епископ Дарема».

После смерти сначала отца в 1739 г. и позже, в 1749 г. - матери Ричард поступает в академию в Лондоне, тьютором в которой служил Джон Имз (Eames) - один из самых образованных людей своего времени, близкий друг Ньютона, член Королевского научного общества. Имз преподавал в академии практически все предметы, однако его основной специальностью были естественная наука и математика. Именно благодаря Имзу Прайс добился весьма убедительных успехов в математике. По окончании академии в 1744 г. Прайс стал домашним священником в семье Джорджа Стретфилда. Его обязанности не были слишком обременительны, все свое свободное время он посвящал изучению теологии, моральной философии и математики. Именно в эти годы он готовил свое главное этическое сочинение - «Обозрение основных вопросов морали».

В 1757 г. Ричард, получив наследство по завещаниям сводного брата Сэмюэла и Джорджа Стретфилда, женился на Саре Бланделл, и они поселились в районе Ньюингтон Грин, в Лондоне, где Прайс служил утренним и дневным проповедником в пресвитерианской церкви на протяжении 25 лет. Примечательно, что жена Прайса была и до последних своих дней оставалась англиканкой. К.Коун писал по этому поводу «Религиозная терпимость не была для Прайса предметом исследования, он практиковал ее в своем собственном доме»[5]. Последние четыре года своей жизни он провел в Хакни (Hackney). Ричард Прайс умер 19 апреля 1791 года и был похоронен на знаменитом диссентерском кладбище Банхил Филдз (Bunhill Fields) на северной окраине Лондона.

Прайс был знаменит в интеллектуальных и политических кругах своего времени. Его сочинения в 10 томах были изданы У.Морганом в 1815-1816 гг. Среди философских произведений Прайса наиболее значимыми являются «Свободная дискуссия по проблемам материализма и философской необходимости в переписке д-ра Прайса и д-ра Пристли» (1778) («А Free Discussion of the Doctrines of Materialism and Philosophical Necessity in a Correspondence between Dr. Price and Dr. Priestley»), а также сочинение, написанное как полемичный ответ на эссе Д.Юма «О чудесах», - «О значимости христианства, природе исторического доказательства и чудесах» (1767) (Four Dissertations. Dissertation IV. «The Importance of Christianity, the Nature of Historical

Evidence, and Miracles»)[6]. За последнюю работу 7 августа 1767 г. он получил степень доктора теологии (D.D.) Маришальского колледжа Абердинского университета. Прайс горячо поддержал Американскую и Французскую революции. За целый ряд работ, посвященных американской революции, в 1781 г. Корпорация Йельского университета (США) присудила Прайсу степень доктора канонического и гражданского права (LL.D.), в следующем году Прайс стал членом Американской академии искусств и наук, а в 1785 г. - членом Американского философского общества. Прайсу предлагали принять американское гражданство, от которого он отказался. Его проповедь «О любви к нашей стране», прочитанная 4 ноября 1789 г. в 101-ю годовщину Славной революции, спровоцировала резкую отповедь Э.Бёрка «Размышления о революции во Франции». В защиту либеральной позиции Прайса и его самого выступили Мэри Уоллстонкрафт в работе «Защита прав человека в письме достопочтенному Эдмунду Берку, написанной по поводу его “Размышлений о революции во Франции”» (1790), Томас Пэйн в сочинении «Права человека» (1791) и многие другие друзья и союзники Прайса.

Помимо философских, теологических и политических проблем, Прайс занимался вопросами финансов и страхования. За работу в этой области в 1765 году он был избран членом Британского Королевского научного общества. Благодаря членству в нем Прайс познакомился с Адамом Смитом, который также был избран в 1767 г. Однако их отношения складывались непросто, главным образом со стороны Смита.

Общественная жизнь Прайса была довольно насыщенной. Он участвовал в самых разнообразных формах интеллектуальной коммуникации того времени, главными из которых были мир ин-

теллектуальной переписки (Republic of Letters), дискуссионные клубы в кофейнях, салоны. Изначально эти формы коммуникации носили исключительно частный, личный характер, постепенно на их основе формировалась публичная сфера - пространство открытых свободных дискуссий по самым разным философским, научным, политическим и др. проблемам. Круг друзей и знакомых Прайса включал Бенджамина Франклина, Джозефа Пристли, Мэри Уоллстонкрафт, графа Шелбурна (Вильяма Пети-Фицмориса)[7], Жана Антуана Кондорсе, а также Давида Юма, Джеймса Босуэлла, лорда Литтлтона, Элизабет Монтегю - знаменитую интеллектуалку, писательницу, литературного критика и предводительницу «синечулочниц», он вел философскую переписку с Томасом Ридом, по самым разнообразным проблемам с Томасом Джефферсоном, Джоном Адамсом, вторым президентом США, и со мн. др. известными людьми того времени. За консультациями по проблемам финансов к нему обращался Анн Роббер Жак Тюрго. Вместе с Пристли Прайс был душой клуба «Благородные виги», который собирался по четвергам в лондонской кофейне на Ладгейт Хилл. В клуб входили диссентерские священники, философы, ученые. Как считает Коун, по популярности он мог соперничать с существовавшим в то же время литературным клубом знаменитого Сэмюэла Джонсона. Одно время Прайс посещал салон леди Монтегю, однако после того, как он поддержал Америку в войне за независимость и стал публично выражать радикально-либеральные взгляды, заработав репутацию мятежника, подстрекателя и религиозного раскольника, двери в этот салон для него закрылись. Кроме того, Прайс также был одним из ведущих членов Лондонского революционного общества, которое во время Французской революции обрело дурную славу за призывы к объединению британского и французского народов в борьбе против деспотизма и за утверждение прав и свобод человека.

Поддержка Прайсом Америки в войне за независимость и революции во Франции, призывы к реформированию Англии вызвали восторженное отношение в Америке и Франции и очевидно

плохо сказались на его репутации в родной стране. Можно предположить, что именно в этом отчасти и состоит разгадка того, что имя столь знаменитого в свое время человека оказалось надолго забытым. У исследователей творчества Прайса этот несомненный факт вызывает недоумение. Коун, например, убежден, что в истории имя Прайса должно стоять в одном ряду с именами Франклина, Вашингтона, Лафайета и Пэйна. По версии Уинстона Барнса, невнимание к Прайсу, как и ко многим другим философам XVIII в., во многом объясняется тем, что историю этого периода английской мысли описывал Лесли Стивен - автор «Апологии агностика», не питавший к «теологическому веку» никакой симпатии[8]. Однако следует признать, что сегодня справедливость в отношении Прайса отчасти восстановлена. Его творчеству посвящен целый ряд современных работ. В публичной библиотеке города-графства Бридженд в 22 июля 1937 г. была открыта бронзовая плита в честь Прайса с надписью «Философ. Проповедник. Актуарий. Cfaill Dynolryw». В церемонии принимал участие Роланд Томас - автор уже упоминавшейся книги «Ричард Прайс. Философ и апостол свободы».

Интерес к моральной философии Прайса возродился в начале XX века в аналитической этике, сторонники которой увидели в нем своего непосредственного предшественника. С точки зрения Г.Рэшдэлла, Э.Ф.Кэррита, Ч.Д.Брода и др. до самого конца XIX в. не было написано этических работ, соизмеримых по глубине и последовательности с работой Прайса. Считается также, что Прайс

предвосхитил открытие Дж.Э.Муром «натуралистической ошибки». Однако анализ морального языка, логики морального мышления для Прайса был лишь средством прояснения сущности морали и ее своеобразия. В этом смысле содержание его философии гораздо глубже и богаче, чем содержание аналитической этики, а его теоретические задачи гораздо более амбициозны. Опираясь на различные идеи Платона, Р.Кадворта, Дж.Батлера и С.Кларка, Прайс развил концепцию абсолютной и автономной морали, во многом предвосхитившую этику И.Канта.

  • [1] Апресян Р.Г. Европа: Новое время. Введение // История этических учений / Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003. С. 557. 2 См.: Cone С.В. Torchbearer of Freedom. The Influence of Richard Price on Eighteen Century Thought [Светоч свободы. Влияние Ричарда Прайса на мысль восемнадцатого века]. Lexington (KY), 1952; Thomas D.O. The Honest Mind. The Thought and Work of Richard Price [Благородный разум. Мысль и дело Ричарда Прайса]. Oxford, 1977; Thomas R. Richard Price, Philosopher and Apostle of Liberty [Ричард Прайс. Философ и апостол свободы]. Oxford, 1924.
  • [2] См.: 100 Welsh Heroes: 39. Dr. Richard Price: http://www.100welshheroes.com/ en/biography/drrichardprice (просмотрено 04.02.09). 2 Молитвенный дом заменял диссентерам, вышедшим из англиканства, церковь. Помимо богослужения, в нем проводились собрания прихожан, а также учебные занятия для детей диссентеров. 3 Morgan W Memoirs of the Life of The Rev. Richard Price D.D. F.R.S. L., 1805. P. 6. 4 См., напр.: Cone C.B. Torchbearer of Freedom. P. 10.
  • [3] См.: Thomas D.O. The Honest Mind. P. 6-7. 2
  • [4] Вместе с тем ограничения в социальных и политических правах для диссентеров сохранились. Они не могли занимать государственные посты и не могли преподавать в университетах. 2 См.: Cone С.В. Torchbearer of Freedom. Р. 11. 3 Цит. по: Thomas D.O. The Honest Mind. P. 9. 4 Price R. A Review of the Principal Questions in Morals / Raphael D.D., ed. Oxford, 1948.
  • [5] Cone C.B. Torchbearer of Freedom. P. 20.
  • [6] См. об этом, в частности: Cone С.В. Torchbearer of Freedom. The Influence of Richard Price on Eighteenth Century Thought. Lexington, 1952. P. 34-36. 2 Вместе с Прайсом эту степень получил Джордж Вашингтон (См.: Cone С.В. Torchbearer of Freedom. Р. 104). 3 См.: Price R. A Discourse of the Love to Our Country // Political Sermons of the American Founding Era: 1730-1805, 2 vol., Foreword by Ellis Sandoz (2nd ed. Indianapolis: Liberty Fund, 1998). http://www.constitution.org/price/price_8.htm (просмотрено 04.02.09). 4 См.: Wollstonecraft M. A Vindication of the Rights of Men, in a Letter to the Right Honourable Edmund Burke, occaisioned by his Reflections on the Revolution in France. 2nd ed. London: Printed for J. Johnson, 1790.
  • [7] Граф Шелбурн Пети-Фицморис был 14-м премьер-министром Великобритании (правда, всего лишь 9 месяцев). Шелбурн высоко ценил Прайса и обращался к нему за советом по самым разнообразным вопросам, как личным, так и государственным (См.: Cone С.В. Torchbearer of Freedom. Р. 62). 2 См.: Cone С.В. Torchbearer of Freedom. P. 55.
  • [8] См.: См.: Barnes W.H.F. Richard Price: A Neglected Eighteenth Century Moralist // Philosophy. Vol. 17. № 66 (April, 1942). P. 159. 2 Актуарий - специалист-математик, который работает в сфере страхования. 3 Cfaill Dynolryw - друг человечества (валийский язык). 4 См. об этом: Cone С.В. Torchbearer of Freedom. Р. 185. 5 Например, Гастингс Рэшдэлл писал о Прайсе: «Его “Обозрение основных вопросов и трудностей морали” я считаю лучшей опубликованной работой по этике вплоть до самого недавнего времени. Оно содержит суть кантианской доктрины без путаницы, внесенной Кантом» (Rashdall Н. The Theory of Good and Evil. A Treatise on Moral Philosophy. Oxford, 1907. P. 80). Близость прайсов-ского понимания морали кантианскому также подчеркивает в предисловии к современному изданию «Обозрения...» Д.Д.Рэфэл, указывая на то, что этический подход Прайса является «типично деонтологическим, или кантианским (См.: Raphael D.D. Editor’s Introduction // Price R. A Review of the Principal Questions in Morals. Oxford, 1948. P. IX). Рэфэл считает, что именно Прайс был первооткрывателем этого подхода в новоевропейской этике. Он также
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >