Метод эмоционально-семантической дивергенции (актерского моделирования эмоций)

Для целей научных исследований существуют разные способы получения эмоционально окрашенной речи: естественное эмоциональное состояние человека, внушение эмоционального состояния под гипнозом, болезненные состояния (депрессия, эйфория и т. п.), актерское моделирование эмоциональной речи.

В нашей работе был использован метод актерского моделирования эмоций, который мы назвали методом эмоционально-семантической дивергенции (расхождения, рассогласования). Суть его состоит в произнесении актером или пропевании певцом (проигрывании музыкантом) одной и той же речевой фразы (фрагмента музыки) с разной эмоциональной интонацией. Возникает вопрос, насколько естественно и правдиво актер воспроизвел заданную ему эмоцию? Несмотря на кажущуюся искусственность данного метода, у нас есть основания доверять актерскому моделированию эмоций.

Известно, что талантливый актер, пользуясь методом психологического перевоплощения в образ сценического персонажа (метод предлагаемых обстоятельств, по К. С. Станиславскому), добивается большой естественности и правдивости выражаемых им эмоций.

Контроль за соответствием эмоций, выраженных актером и заданных ему экспериментатором, осуществлялся нами методом экспертных оценок с участием опытных педагогов по сценической и вокальной речи и самих артистов. В нашей работе в числе экспертов в разные годы были: кандидат искусствоведения, актер Б. М. Муравьев, зав. кафедрой сольного пения МГК, кандидат искусствоведения, профессор Ю.А. Барсов, народный артист СССР, профессор Е.Е. Нестеренко, народный артист России, профессор П. И. Скусниченко, доктор искусствоведения, профессор МГК В. В. Медушевский, зав. кафедрой сценической речи РАТИ-ГИТИС, кандидат искусствоведения И.Ю. Промптова, доцент этой же кафедры И. А. Авту-шенко и др.

В нашей работе по созданию основного теста на оценку эмоционального слуха принял участие народный артист СССР Олег Басилашвили. Актеру было предложено произнести три фразы: 1) Прости, я сам все расскажу; 2) Они сейчас придут сюда; 3) Так вот кто громко плакал здесь. Причем при произнесении каждой из этих фраз актер должен был выразить голосом эмоциональное состояние радости, печали, гнева, страха, а также произнести фразу нейтрально (безэмоционально).

Запись производилась в студии звукозаписи Ленинградского института театра музыки и кинематографии с использованием профессиональной звукозаписывающей аппаратуры (студийные магнитофоны типа СТМ и др.) с участием автора данной статьи, а также проректора по учебной работе указанного института, профессионального актера Б. Л. Муравьева.

В дальнейшем из более чем ста вариантов произнесенных Олегом Басилашвили и записанных на магнитофон эмоционально окрашенных фраз методом экспертных оценок было отобрано тридцать фраз - по 10 раз каждая фраза, в которых каждая из вышеуказанных эмоций и нейтральной интонации повторялась по два раза в случайном порядке.

Данная звукозапись тридцати окрашенных фраз (радость, печаль, гнев, страх, нейтрально), произнесенных О. Басилашвили, использовуется нами в течение многих лет и по настоящее время в качестве теста на эмоциональный слух обследуе мых (в том числе и для отбора экспертов-аудиторов для разных целей). Результаты психометрического анализа теста представлены ниже.

Аналогичным образом были получены и отобраны фразы эмоционально окрашенной речи других четырех актеров театра-студии «Время» (Л. Хлопотовой, 3. Фадеева, И. Голубицкого, О. Ивановой), а также эмоциональные фразы вокальной речи (пения). В последнем случае певец пропевал фразу из какого-либо вокального произведения 10 раз в случайном, заданном экспериментатором порядке, выражая эмоции радости, страха, гнева, печали и нейтрально (без музыкального сопровождения).

Указанный метод актерского моделирования эмоций, названный нами «методом эмоционально-семантической дивергенции» (т. е. расхождения смысла слова и его эмоциональной интонации), нередко используется в драматическом и вокальном искусстве для подчеркивания противоречивости образа персонажа, его искренности-неискренности и других психологических качеств.

Методика состоит в предъявлении обследуемому звучания эмоциональных фраз с интервалом около 8-10 с (в свободном звуковом поле или через головные телефоны). После прослушивания каждой очередной фразы обследуемый должен определить эмоцию из числа воспроизводимых актером и указанных на бланке и записать свой ответ в соответствующую графу бланка (рисунок 1). Перед началом каждой фразы звучит голос диктора (Б. Л. Муравьева), сообщающий порядковый номер очередной фразы.

ФИО.

Дата:Возраст:Профессия:

Задание. Определите, какую эмоцию выражает голос артиста: радость, печаль, гнев, страх, нейтрально.

Самооценка эмоционального слуха:% Объективная оценка эмоционального слуха:%

Рис. 1. Бланк обследуемого на эмоциональный слух

Эмоциональный слух обследуемого оценивают по числу правильно определенных им эмоций в % по отношению к числу предъявленных фраз по формуле:

Ах

ЭС = • 100%,

где Ах- число правильно определенных эмоций, Az- число предъявленных эмоциональных фраз. По завершении тестирования обследуемых просят оценить вероятность правильности своих оценок для дальнейшего сопоставления с оценками по результатам теста.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >