Приложения

Приложение 7'

Практические задания, используемые при обучении игре на домре

1. Упражнения с медиатором

А

  • 1. Взять медиатор большим и указательным пальцами правой руки, остальные пальцы свободны. Проворачивать острую часть медиатора вокруг основания, как оси вращения так, чтобы наиболее активными были мышцы указательного и большого пальцев.
  • 2. На счет «раз-два» прятать медиатор в ладонь, «три-четыре» - возвращать в исходное положение.
  • 3. На счет «раз-два» медиатор прятать между ногтевыми фалангами среднего и указательного пальцев, на «три-четыре» - возвращать на место.

Все это делать надо вне инструмента. Так же необходимо отрабатывать и правильное положение кисти - упражнения на столе.

В

Сидя близко к столу, уложить на него предплечье правой руки. Ладонь распластана. Далее:

  • 1. Собрать пальцы в «шатер», чтобы ногтевые фаланги примыкали одна к другой боковыми сторонами, подушечки упирались в стол кончиками ногтей, все суставы округло выгнуты, запястье и большой палец касаются стола:
    • а) постучать кончиками ногтей по столу;
    • б) четко, ритмично производить движение, кистью вправо-влево скользя на ноготках пальцев по столу;
    • в) приподнять запястье так, чтобы тыльная сторона предплечья и кисти образовали прямую линию. В таком положении повторить упражнения а) и б).
  • 2. Пальцами, собранными в «шатер», взять медиатор. Он должен выступать настолько, насколько выдвинута ногтевая фаланга мизинца у ногтя безымянного пальца. Большой палец медиатор направляет вправо в сторону мизинца. Теперь вместе с медиатором:
    • а) вне стола в воздухе производить круговые движения сначала кистью с предплечьем, затем с участием плечевой части руки, следя за собранностью пальцев;
    • б) на столе производить второе упражнение (б) предыдущей серии (медиатор и мизинец скользят по столу при движении, т. к. на них опирается кисть с предплечьем);
    • в) перенести упражнения с медиатором на щиток домры;
    • г) постепенно придвигать кисть с медиатором все ближе к первой струне так, чтобы в конечном итоге медиатор мог слегка без усилий задевать 1-ю струну.
  • 1 Используемый материал основан на упражнениях Г. Шрадика, О. Шевчика, а также этюдах Ф. Вольфарта, Р. Кайзера и др.

2. Ритмические упражнения для правой руки

Исполнять:

1) переменными ударами на каждой ноте

Второй вариант этого упражнения: начинать с удара вверх.

  • 2) То же упражнение триолями - двумя вариантами.
  • 3) То же упражнение квартолями - двумя вариантами.
  • 4) То же упражнение квинтолями - двумя вариантами.

I------5------1

Следить за ровностью и единством тембра смены ударов вниз-вверх. Каждое упражнение ускорять, уменьшая амплитуду по началу широкого полновесного движения медиатора от струны к струне. Следить за падением медиатора на вышележащую струну после стремительного броского прохождения игровой струны и на нижележащую при обратном ходе.

3. Штриховые упражнения для правой руки

Произвести:

  • - твердую атаку звука:
    • а) ударом медиатора вниз;
    • б) ударом медиатора вверх;
    • в) переменные удары с ускорением падения медиатора на струну.
  • - мягкую атаку звука:
    • а) нажим медиатора вниз;
    • б) нажим медиатора вверх;
    • в) смена движения вниз - вверх.
  • - подчеркнутую атаку звука:
    • а) толчок медиатора вниз;
    • б) толчок медиатора вверх;
    • в) толчковая смена движений вниз и вверх.
    • 4. Динамические упражнения

Р

mf f mf

рр р тр mf

5. Произвести атаки tremolo

Мягкая атака

Г. Венявский. Романс

Andante non troppo

Твердая атака

А. Вивальди. Concerto. La prima vera

Подчеркнутая атака

Р. Щедрин. В подражание Альбенису

  • 88-100 sempre ги{,а(0
  • 6. Освоение плавных переходов всей рукой из позиции в позицию
  • 1) Ф. Шопен. Ноктюрн

Andante

переход

падение пальцев

2) А. Рубинштейн. Мелодия

8. Упражнения для развития правильной постановки пальцев

__*—<

м

в=* •(• * 9

4

t/lJ * II

г

-й-L^

* г

II—«

rjr4rj*

4

it-П

- f .III. f fl

J ж

ЙГ If i II

9. Упражнения для развития слабых пальцев

10. Одновременная постановка пальцев на струну

11. Натуральная минорная гамма на струне ля

Домра 4-струнная Струны

Домра 3-струнная

12. Упражнение на технику закрепления левой руки в первой позиции

Домра 4-струнная

Домра 3-струнная

Арпеджио и квартсекстаккорд

Домра 4-струнная

Домра 3-струнная

fff-m

  • 13. Выработка навыков артикулирования
  • 1. Играть гаммы переменными ударами щипком медиатора, добиваясь эффекта legato:

2. Играть гаммы щипком медиатора, глубоко опустив его игровую часть в струны, с некоторыми ослаблением нажима на медиатор после извлечения каждого звука, добиваясь эффекта non legato:

3. Играть гаммы кончиком медиатора с моментальным ослаблением нажима после извлечения звука, добиваясь эффекта staccatissimo:

  • 4. Упражнение на сопоставление игровых движений по замаху
  • а) без замаха (непосредственно со струны)

тр

б) малый замах (подъем руки на расстояние, равное промежутку между струнами)

в) большой замах (подъем руки на расстояние, равное ширине ладони исполнителя)

Р

  • 14. Закрепление навыков артикулирования
  • 1. Играть гамму четвертями в умеренном темпе ударом или щипком медиатора, причем звучащая часть должна быть равна сначала восьмой йоте с точкой, затем просто восьмушке и, наконец, шестнадцатой за счет соответственной продолжительности нажатия пальцев левой руки. Полезно сначала это делать на одном звуке, а затем с их сменой таким образом:

2. Играть гамму ударом или щипком медиатора, глубоко погружая подушечку пальца левой руки в лад и ослабляя нажатие перед следующим звуком:

3. Далее полезно упражняться в сочетаниях legato и staccato, legato и non legato и т. п., артикулируя при помощи пальцев левой руки и используя игру ударом, щипком и переменными ударами:

Приложение 2

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >