Некоторые особенности применения скрипичной аппликатуры на домре

Характеристика основных скрипичных штрихов и способы их имитации на четырехструнной домре

Приступая к характеристике основных скрипичных штрихов, отметим, что для имитации на домре важна, в первую очередь, их артикуляционная сущность. Описывая содержание штрихов, в данном подразделе ограничимся лишь их художественно-смысловой характеристикой. Основными штрихами на скрипке, как уже указывалось, являются: legato, detache, marcato, martele, staccato, spiccato.

Legato относится к связным и соединительным штрихам на скрипке. Этот штрих по своей выразительности не уступает вокальному legato. На домре исполнение legato осуществляется преимущественно приемом tremolo и звучит до тех пор, пока темп позволяет успевать тремолировать каждую из залигованных длительностей. Приемами «удар» и «нажим-скольжение» также в некоторой мере можно добиться исполнения legato, но оно не будет таким совершенным, как при игре приемом tremolo.

Лиги в партиях скрипки зачастую носят сугубо технический характер, указывая на количество нот (звуков), исполняемых движением смычка в одном направлении. «Смычковая лига» не исключает возможности перерыва звучания, а ее отсутствие - возможности непрерывного звучания» [16, с. 69].

При исполнении на домре необходимо учитывать технический характер скрипичных лиг, обозначающих, как правило, смену направления ведения смычка, но не начало и конец музыкального мотива, фразы или предложения. Исполнителю на домре нужно определить самому структуру музыкального построения и, в зависимости от него, либо снять смычковые лиги, либо заменить их соответственно смыслу музыкальной речи.

Д. Тартини. Соната g-moll

Нередко из-за частой смены смычка в скрипичных произведениях лиги отсутствуют вообще, тогда как в соответствии с художественным смыслом наличие лиг необходимо: на скрипке

на домре

Также скрипичные лиги имеют и другое важное значение. Они могут определять строение музыкальной речи, ее синтаксис, деление на фразы и показывать имитацию мотива. Такие лиги обычно называют фразировоч-ными, или смысловыми, они иногда совпадают с техническими, но это не делает их равнозначными.

Домристу необходимо следить за обязательным выполнением смычковых лиг. В одних случаях такие лиги выполняются приемом tremolo (отмечено пунктиром):

Л. Боккерини. Менуэт

В других случаях — приемами «удар» или «нажим-скольжение», при этом лигование и снятие лиги осуществляется с помощью пальцев левой руки:

П. Чайковский. Мелодия

Moderate con moto

grazioso

Из примеров следует, что задача домриста заключается в умении правильно определить в каждом случае назначение смычковой лиги, руководствуясь принципами строения музыкальной фразы. Только после подробного и тщательного анализа музыкального текста можно вносить необходимые изменения.

К сожалению, зачастую можно встретить опубликованные переложения скрипичных произведений для домры, в которых вместе с текстом переписаны (без изменений) смычковые лиги: на скрипке

переложение

для домры

нужно исполнять

Detache — раздельный штрих. Один из наиболее употребительных штрихов на скрипке, исполняется отдельным движением смычка.

Detache характеризуется мягким началом каждого звука, широким и полным звучанием. В записи не отмечается никаким знаком, либо обозначается черточкой над или под нотой (в основном в инструктивных нотах-этюдах, пьесах). Зачастую домристы прямолинейно (буквально) истолковывают раздельность скрипичного detache и играют ноты (имеется ввиду исполнение нот в умеренном и медленном темпах), не стоящие под лигой, как раздельное tremolo, т. е. каждый звук тремолируют отдельно один от другого. Такое механическое разделение звуков на домре существенно отличается от разделения на скрипке. Если в случае последней разделение происходит без пауз, то на домре они неизбежны, т. к. перерыв в тремолировании для подготовки очередного звука влечет за собой и перерыв в звучании, а это может исказить текст:

ит.д.

Та звучит на домре, если играть раздельное тремоло:

Или в лучшем случае:

Домристы, владеющие игрой в совершенстве, доводят указанную паузу до минимума, но, тем не менее, она остается. Пауза увеличивается по мере ускорения темпа, а звучащая часть нот, исполняемых штрихом detache, уменьшается в связи с тем, что скорость вибрации медиатора имеет предел. Скрипачи, хорошо владеющие инструментом, незаметно меняют положение смычка и нередко исполняют detache, производя впечатление legato, часто диктуемого логикой музыкального развития. «Обычно detache рассматривают как штрих, противопоставленный legato. Однако современный уровень исполнительского мастерства позволяет “спрятать”, сделать почти неслышной смену направления движения смычка, лежащую в основе этого штриха и, следовательно, использовать detache для передачи слитной артикуляции» [43].

Таким образом, скрипичное detache можно рассматривать в двух противоположных значениях. С одной стороны, оно выступает в своем непосредственном значении - как разделительный штрих, с другой - употребляется как связный штрих. Домристам нужно учитывать этот факт и, в случае необходимости, вместо разделительного detache играть ту или иную фразу штрихом legato:

В практике также встречается detache «декламационное», которое характеризуется выпуклостью, плотностью, насыщенностью звучания каждой ноты, но при отсутствии какой-либо паузы. Оно характерно для композиторов XVI - XVII вв. (Корелли, Тартини, Вивальди, Бах, Гендель и др.). Как мы уже отмечали, на домре такой штрих технически трудно выполним без какого-либо перерыва в звучании. Но приблизиться к необходимому звучанию можно за счет применения portato[1], играя нужные звуки штрихом legato и выделяя их мягкими нажимами, не прерывая тремолирования:

В некоторых случаях декламационное detache предполагает наличие уловимой на слух паузы. На домре в эти моменты detache следует играть раздельным tremolo:

Largo

Особо следует остановиться на исполнении штрихом detache быстрых последовательностей звуков, каждый из которых исполняется на скрипке отдельным движением смычка и приобретает за счет этого широкий насыщенный характер. На домре практически нет способа выразить это звучание, т. к. для тремолирования (особенно раздельного) темп очень быстрый, игра же поочередными ударами или «нажимами» медиатора значительно меняет, облегчает в художественном смысле звучание указанных последовательностей.

Однако по-своему наполнить звучание каждой ноты в подобных случаях при исполнении иа домре представляется возможным. При игре поочередными «нажимами» медиатора частично можно уплотнять звучание, используя тяжесть (вес) предплечья.

I. Вопросы о применении массы правого предплечья при звукоизвле-чеиии в домровой методике еще недостаточно освещены, поэтому имеет смысл остановиться на этом моменте. В самом деле, если домристу необходимо достичь legato, «воздушного» звучания, то он будет стремиться к тому, чтобы удерживать вес предплечья, а в некоторых случаях, и вес кисти от неосторожного «падения» на струну, как бы снимая вес руки, облегчая ее. Наоборот, для того, чтобы придать звуку насыщенность, «сочность», исполнитель старается освободить массу предплечья и использовать ее для достижения необходимого звучания. Отметим, что в фортепианной методике этот вопрос уже основательно разработан.

А. Корелли. Соната № 4, ч. II

Marcato — подчеркивая. Наиболее полно характеристика штриха изложена у А. Юрьева: «Этот штрих характеризуется четким, иногда акцентированным началом ноты, собранным, достаточно насыщенным звучанием основной его части и, наконец, ясным, четким окончанием с последующей за ним, реально ощущаемой на слух паузой. Мера начального акцента и заключительной паузы в различных вариантах marcato может значительно меняться в зависимости от художественного характера и намерений исполнителя» [50, с. 54]. В ранней методической скрипичной литературе мы не находим употребления marcato, как самостоятельного скрипичного штриха. Сравнительно недавно он стал применяться в практике, наряду с detache, legato, staccato и т. д. и получил самостоятельную характеристику.

На домре этот штрих исполняется приемом tremolo с четкой твердой атакой звука и ясным его окончанием. Тремолирование при исполнении marcato лучше начинать с «удара» медиатора:

Р. Крейцер. Этюд-марш

В тех случаях, когда темп не позволяет домристу играть marcato приемом tremolo, наряду с последним при исполнении данного штриха может употребляться и плотный удар медиатора:

Р. Щедрин. Юмореска

Martele - от. фр. martele - молоток. Штрих исполняется резким, стремительным движением смычка, при этом ноты должны «отчеканиваться, отбиваться, как бы молотком» (А. Янъшинов). Характерно, что после короткого и сильного атакующего звука следует пауза, равная приблизительно половине длительности звука.

На домре этот штрих лучше исполнять плотным «ударом» медиатора:

Л. Бетховен. Менуэт

Allegretto

Но бывают случаи, когда для большей насыщенности звучания лучше применить очень короткое, упругое tremolo:

Г. Венявский. Полонез

Штрихи marcato и martele по-своему характеру незначительно отличаются один от другого. Основная разница состоит в том, что martele, по сравнению с marcato, более острый и более короткий штрих, но в нотной записи эта разница почти не фиксируется. Поэтому выбор применения того или иного штриха всецело зависит от художественной целесообразности.

Staccato - отрывистое исполнение на скрипке ряда коротких звуков движением смычка в одном направлении. Staccato бывает очень разнообразным: «в зависимости от требуемого характера звучания: сильного и плотного или слабого и легкого, острого или мягкого, яркого или матового» [50, с. 68]. Обозначается staccato точками над или под нотами, лига же сверху или снизу объединяет группу нот, которые будут исполняться «на один смычок».

При исполнении staccato на домре назначение лиги теряет свой смысл, поэтому, брать ее во внимание не следует:

П. Чайковский. Вальс-скерцо

Staccato на домре исполняется движением медиатора вниз (ударом или «нажимом», в зависимости от характера музыки), так же, как на скрипке, на домре staccato может быть более или менее коротким, за счет сокращения длительности звучания струны, при помощи ее приглушения пальцами левой руки. Staccato на домре может быть мягким, если его исполнять плавным «нажимом» медиатора, и твердым, если играть ударом, может быть легким, если исполнять одной кистью, и тяжелым при игре с использованием веса предплечья, слегка зафиксировав кистевой сустав.

Spiccato относится также к отрывистым штрихам на скрипке. По существу, этот штрих является разновидностью staccato и отличается от последнего способом звукоизвлечения: на скрипке исполняется поочередными подскакивающими движениями смычка.

Spiccato применяется при игре в быстрых темпах. Этот штрих на домре исполняется поочередными движениями медиатора вниз и вверх:

В. Монти. Чардаш

Многие домристы, употребляя термины «staccato» и «spiccato», рассматривают их только как обозначения движений медиатора (staccato -вниз, spiccato - поочередные движения вниз и вверх). Такое специфически условное понимание указанных терминов в некотором роде тождественно скрипичному и поэтому может быть оправданно. В то же время это понимание не ограничивает сферу артикуляционных вариаций staccato и spic-cato как художественных штрихов. Эти термины оправданы и тем, что являются простыми и ясными при их применении, в то время как предлагаемые многими авторами самоучителей и методических пособий для домры такие определения, как «чередующийся штрих», «дубль-штрих», «одинарный», «двойной штрих» и т. д., вносят путаницу при их использовании.

Кроме описанных основных скрипичных штрихов, существует еще ряд штрихов виртуозного плана, которые по своей сути являются разновидностями коротких штрихов. Поскольку их исполнение на домре, в силу специфических особенностей, сводится к уже описанным приемам, ограничимся лишь перечнем и переводом их названий:

staccato-volant - летучее staccato,

sautille - прыгающий,

ricoshet - отскакивающий,

soltando I saltato - прыгать.

Для обозначения различных штрихов в нотной записи используются точки (...), акценты (>), клинья (у), лиги ) и черточки (---), которые

лишь приблизительно указывают на намерения автора. Так, можно привести пример использования одного из этих знаков - акцента ( > ), который указывает на выделение звука, однако выделение звука, может быть исполнено любым штрихом. Поэтому еще раз подчеркнем, что выбор применения того или иного штриха должен быть продиктован характером музыки.

8.2. СКРИПИЧНАЯ АППЛИКАТУРА

Скрипичная аппликатура в применении к домре

При игре скрипичных произведений домристы, как правило, используют и скрипичную аппликатуру, которая, благодаря общности строя и диапазона скрипки и домры в большинстве случаев вполне применима на домре. В приводимых примерах скрипичная аппликатура предусматривает игру опорных мелодических звуков с использованием скрипичной вибрации, которую довольно затруднительно осуществлять 4-м пальцем. На домре vibrato пальцами левой руки не употребляется, т. к. высота звука определена металлическим порожком. Однако некоторые исполнители все же делают попытки достичь небольшой вибрации левой рукой, хотя она и не дает эффекта, равного скрипичному.

Итак, на домре нет смысла скользить по полутонам одним пальцем, особенно 4-м, т. к. это представляет известные трудности, или же часто менять позиции, также нецелесообразно в одном мотиве соединять тембры разных струн:

Ж. Массне. Размышление

Нередко скрипачи употребляют игру на низких струнах в высоких позициях, на домре же в этом регистре звучание становится глухим, «стучащим», поэтому при смене регистра меняется и аппликатура.

В скрипичных произведениях очень часто употребляется игра натуральными флажолетами, причем, по силе они не уступают обычному естественному звучанию. В свою очередь, на домре натуральные флажолеты звучат значительно слабее основных звуков, что необходимо учитывать, применяя скрипичные флажолеты и связанную с ними аппликатуру.

Таким образом, обращение к проблеме имитации скрипичных штрихов на домре остается достаточно актуальным.

  • [1] Портато - еще более разделяющее внутри legato начало с помощью разделительного эффекта возрастания и уменьшения силы звучания от начала ноты к ее концу [42].
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >