Классификация артикуляционных обозначений и приемов игры на домре

В связи с многообразием функций артикуляции в музыке существует множество обозначений, указывающих как на способ соединения звуков, так и на степень их выдерживания, динамического акцентирования, на употребление различных приемов игры.

Впервые артикуляционные обозначения были применены в произведениях для смычковых инструментов в начале XVII в. и в дальнейшей практике обучения игре на смычковых стали именоваться штрихами.

Поскольку основные обозначения в скрипичной игре сводились к способу соединения звуков: legato, non legato, staccato, то они были заимствованы музыкантами других специальностей.

С развитием и совершенствованием приемов скрипичной игры термин «штрих» стал иметь несколько значений: способ соединения звуков, способы атаки звука, тембровые и фактурные приемы смычка, указание на определенное удлинение или укорачивание звука и т. д.

Многие артикуляционные приемы-штрихи смычка, а также их обозначения были введены и в практику обучения игре на домре.

Из всех обозначений следует выделить основные группы:

  • 1 - указывающие на способ соединения звуков (или группа основных обозначений);
  • 2 - вспомогательные обозначения, применяемые в сочетании с обозначениями первой группы;
  • 3 - обозначения приемов звукоизвлечения, которыми осуществляется тот или иной способ соединения звуков.

В первую группу, определяющую способ соединения звуков, входят два основных обозначения:

legato - связное исполнение звуков;

staccato - отрывистое исполнение звуков.

Кроме них, существуют промежуточные способы соединения звуков, имеющие специальные обозначения:

ben legato - очень связно;

non legato - способ, средний между legato и staccato; до XIX в. графического обозначения не имел. Подразумевалось исполнение non legato в случае отсутствия лиги или точки. В литературе конца XIX - начала XX в. иногда обозначается: 2 ;

portato имеет два значения:

  • 1 - способ соединения, средний между non legato и legato;
  • 2 - способ, средний между non legato и staccato;

detache - раздельное исполнение; графика или соответствующая надпись в нотном тексте;

legatissimo - крайняя степень слитности звуков;

staccatissimo - крайняя степень отрывистого исполнения звуков.

Условно шкала обозначений способов соединения звуков выглядит так:

legatissimo

X-x

ben legato

/---

legato

/---x

portato 1

-----

non legato (или detache)

portato 2

staccato

/-X

Staccatissimo

.... (v V V v)

К этой же группе обозначений можно отнести и portamento, которое указывает на определенную связность исполнения на струнных щипковых и смычковых инструментах (в фортепианной методике имеет несколько иное значение).

К группе способов соединения звуков могут быть отнесены и некоторые штрихи смычка (как уже говорилось, под общим названием «прыгающие штрихи»), основанные на бросках смычка и отскакивании его от струн: spiccato, «летучее» staccato, ricochet, tremolo, sotiye.

Объясняющие (вспомогательные) обозначения самостоятельной функции не имеют. Они служат лишь указанием на ту или иную степень динамического акцентирования соединяемых каким-либо способом звуков, а в некоторых случаях - на степень их удлинения или укорачивания.

Tenuto - выдержанно; точно по длительности и силе; обозначается: -, или соответствующая надпись.

Filando - выдерживать звук, филировать.

Marcato или marcando - выделяя, подчеркивая; в игре на домре -акцентированное detache.

Sostenuto - указывает на выдерживание каждого звука на одном уровне громкости (без затухания) до самого его окончания. В сочетании с обозначениями темпа подразумевается некоторое замедление.

Sforzando - внезапный акцент.

Martele, martellato - буквально: «отбивая»; в игре на фортепиано staccato большой силы; у смычковых инструментов - штрих, где каждый звук извлекается твердым движением смычка в разные стороны с резкой остановкой, а на домре выполняются разносторонние удары-толчки.

Артикуляционные обозначения включают многочисленные указания на тот или иной способ звукоизвлечения на разных инструментах:

pizzicato - играть пальцем;

col arko - играть смычком;

col legno - играть древком смычка;

kon plektr - играть плектром;

kon surdino - играть с сурдиной (у струнных и духовых);

tremolo - тремоло;

tranble-tremando - букв.: дрожа;

tremolando - тремолируя, дрожа;

vibrando, vibrato - вибрируя.

Приведенный вариант классификации артикуляционных обозначений может быть изменен; например, первые две группы объединены в одну под общим названием «Способы артикулирования», или «Штрихи». Последнюю группу следует назвать «Приемы игры».

Перечисленные обозначения подлежат тщательному изучению и расшифровке, т. к. большая их часть применима и исполнима на домре.

Особо следует сказать о штрихах-приемах смычка. Поскольку почти все они указывают одновременно и на способ соединения звуков, и на определенный прием игры смычком, и на длительность выдерживания звука, то очевидно, что, употребляя термин «штрих» применительно к домровой игре, следует подразумевать только ту часть его значения, которая указывает на характеристику извлекаемого звука, его продолжительность и способ соединения, т. к. приемы игры медиатором в каждом конкретном случае не будут соответствовать приемам игры смычком.

Например: связное соединение и длинных, и коротких звуков в игре на скрипке обеспечивается ведением смычка в одну сторону (штрих legato); в игре на домре такое соединение можно осуществить разными приемами - tremolo, pizzicato, ударами в одну или в разные стороны. Сами по себе удары не могут обеспечить связность исполнения, значит, речь может идти о «мягких» ударах медиатора и о «легатном» соединении звуков пальцами левой руки. Выбор приема на домре зависит от многих «сопутствующих» факторов: длительности звуков, скорости их чередования, характера произведения и т. д.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >