Работа правой руки при звукоизвлечении на домре

Извлечение звуков медиатором

Правильная форма медиатора, его величина и свободное владение столь же важны для играющего, как правильная посадка и положение инструмента. Лучшим является медиатор из целлулоида либо черепаховый. Величина медиатора должна быть индивидуальной и постоянной: длина 2-3 см, ширина 1,5-3 см, толщина до 1,5 мм. Наибольшая толщина медиатора - там, где он зажимается пальцами, наименьшая - в рабочей части. Чем длиннее пальцы, тем ближе медиатор приближается к максимальным размерам.

Для определения величины медиатора следует учитывать, что его рабочая часть выступает от пальцев (к струне) не меньше чем на 5-7 мм, а широкая - должна выходить за третью ногтевую фалангу указательного пальца, не касаясь его. Ширина медиатора покрывает тыловую часть ногтевой фаланги большого пальца, медиатор не врезается в палец, слегка выступает наружу. Конец медиатора не должен быть сильно заострен, т. к. это делает звучание резким. Излишне же закругленный рабочий конец медиатора приводит к «шипению», потере ясности звука и затрудняет движение.

Первый, 2-, 3-й пальцы должны плотно прилегать друг к другу всеми тремя фалангами так, чтобы ногти, как и подушечки, образовывали одну прямую линию. Четвертый палец довольно плотно прижат к 3-му, но его ногтевая фаланга не располагается на одной линии с ногтевыми фалангами остальных пальцев, а выступает вперед и вверх. Большой палец прижимает кончиком подушечки 1-й палец так, что ногти всех четырех пальцев (б., 1,2, 3) образуют одну линию.

Плоскость медиатора располагается под прямым углом к ногтю указательного пальца, сбоку от него. Нельзя помещать медиатор с тыльной стороны 1-го пальца или близко к такому положению, т. к. это приводит к плохому звучанию и большому напряжению в пальцах.

Все пальцы должны быть согнуты, все их суставы - выступать наружу. Чем сильнее пальцы, тем меньше их можно сгибать. Короткие пальцы следует сгибать меньше, чем длинные. Чем суставы мягче и гибче, тем следует больше сгибать пальцы, и наоборот. Ни в коем случае нельзя допускать вогнутости, «проваливания» суставов, т. к. пальцы становятся судорожно напряженными, а кисть теряет свободу и силу. Также не следует допускать согнутости пальцев таким образом, чтобы их подушечки касались ладони или слишком приближались к ней, - при этом кисть теряет гибкость.

При определении размера выступающей части медиатора следует исходить из того, что необходимо:

  • 1. Обеспечить свободную игру на нижней струне, чтобы мизинец при движении медиатора вверх (от высоких к низким нотам) касался первой струны.
  • 2. Не задевать ногтями и подушечками всех пальцев струны во время игры.
  • 3. Обеспечить полную свободу извлечения двойных нот и аккордов.
  • 4. Учитывать то, что подогнутость ногтевых фаланг 1-, 2-, 3-го пальцев и длина выступающей части медиатора взаимосвязаны, т. е. чем больше подогнуты фаланги, тем меньше может выступать медиатор, и наоборот.
  • 5. Учитывать, что чем выше подушечка мизинца поднимается над ногтем 3-го пальца, и чем больше ногтевая фаланга мизинца направлена вперед, тем меньше может выступать медиатор, и наоборот.

При мало согнутых 1-, 2-, 3-м пальцах большой палец сохраняет положение своего ногтя на одной линии с ногтями других пальцев, а по мере увеличения согнутости остальных пальцев - большой палец постепенно «поднимается». Самым высоким положением большого пальца будет то, при котором он окажется между ногтевой и средней фалангой 1-го пальца (см. упр. 1).

Пластика правой руки

Для каждого вида инструмента существует свой комплекс характерных специфических игровых движений музыканта, называемый исполнительской пластикой, целенаправленные занятия которой дают более стабильные результаты педагогической работы в классе и ускоряют процесс овладения инструментом [48, с. 131].

В схеме движений правой руки домриста используются перемещения в трех направлениях, соответственно имеются три измерения: глубина — степень «погружения» медиатора в «плоскость» струн, ширина — амплитуда размаха кисти или предплечья, длина - степень перемещения руки вдоль струн. Первые два параметра носят обязательный характер, третий -эпизодический («у подставки» и «на грифе») [48, с. 131].

«В традиционной методике закрепилось определенное отношение к развитию техники правой руки домриста... Вот ее основные моменты:

  • - кисть в центре внимания;
  • - предплечью отводится вспомогательная роль;
  • - функция плеча (плечевой кости) полностью игнорируется;
  • - движения корпуса никак не оговариваются и во внимание не принимаются» [Там же, с. 132].

Говоря о технике правой руки, следует иметь ввиду художественную технику, обеспечивающую владение всеми оттенками выразительных средств: динамики, артикуляции, тембровых красок, агогики. Важно указать на устойчивую связь между конечным звуковым результатом (штрихом) и избираемым для его достижения игровым движением исполнителя (приемом игры) [Там же, с. 132]. Ученик должен усваивать и закреплять двигательный навык неотделимо от определенных художественновыразительных намерений. Таким образом, художественная и исполнительская пластика находятся в прямой зависимости друг от друга.

Учитывая, что домра - щипковый инструмент, исполнитель может использовать, в зависимости от художественных задач, три вида контакта со струной:

  • 1) нормальный - возникает при равномерном движении руки, в перпендикулярном струне положении;
  • 2) укороченный - достигается за счет ускорения движения руки в момент касания струны;
  • 3) удлиненный - за счет скольжения руки по струне (вдоль или поперек) [Там же, с. 134].

В соответствии с этим различают по характеру и виды атаки звука (туше).

Следует сосредоточить внимание на освоении трех основных приемов, обеспечивающих эквивалент соответственно трем видам атаки звука: мягкой, твердой и подчеркнутой. Такими приемами являются: удар-нажим, удар-толчок, удар-бросок (см. упр. 2).

Мягкая атака звука - скольжение медиатора по струне при малом замахе или со струны. Принимает участие вся рука.

Твердая атака звука - к перечисленным выше условиям добавляются более энергичное продвижение плеча и разворот предплечья.

Подчеркнутая - при более резком движении в момент контакта со струной в перпендикулярном направлении к ней.

Основная задача арпеджированной техники — овладение техникой исполнения полнозвучного удара вверх при смене струн.

Пассажная техника домриста

Пассажная техника - сложная комбинированная работа мелких (пальцевых) и крупных (предплечья, плеча) мышц. Правила ускорения при изучении упражнений таковы:

  • 1. В медленном темпе контролируется координация исполнения каждой ноты. Работаем приемом бросковой техники пальцев и медиатора.
  • 2. Ускоряя, устремляем слуховое внимание и движение к смысловой точке.
  • 3. По мере ускорения уменьшаем амплитуду замаха медиатора, все более приближаясь к струне.
  • 4. По мере ускорения уменьшаем глубину «погружения» медиатора в струну.
  • 5. Смысловую точку играем глубоким «погружением» медиатора.
  • 6. После взятия смысловой (опорной) ноты сбрасываем «активность» тона «до легкости», придерживая инструмент. Нельзя допускать полного «расслабления».
  • 4

> 4 __________________________________,

1 с 'Ш Lr rer^rrtrtrf

Следует ввести понятие атаки звука. Атака (муз.) - указание в нотах на непосредственный, быстрый переход к другому темпу. Характеристики: 1) степень сжатия мышц, держащих медиатор, 2) замах кисти правой руки над струной, 3) степень «погружения» рабочей части медиатора в струну (см. упр. 3).

I. Твердая атака звука характеризуется:

  • а) активным сжатием мышц;
  • б) опорой медиатора на соседнюю струну.

Обозначается: /.

II. Мягкая атака звука характеризуется:

  • а) более слабым сжатием мышц;
  • б) тем, что извлечение звука медиатором производится без замаха со струны или с вариантами замаха, или «погружения» медиатора.

Обозначается: j j

III. Подчеркнутая атака звука характеризуется:

  • а) предельным сжатием мышц;
  • б) увеличением замаха правой руки над струнами (равным ширине ладони исполнителя);
  • в) предельно глубоким «погружением» медиатора в струну.

Обозначается: z х

J J..

>• >Освоение tremolo можно начинать с отдельных кратких вибрационных «импульсов» с мгновенным снятием вибрационного посыла после прекращения tremolo. Нередко возникает усталость мышц, которая фиксируется в трех точках: концах пальцев, сжимающих медиатор; кистевом и локтевом суставах.

Опора: мизинец на щитке, затем - предплечье на обечайке и только потом - медиатор на струне.

Умение начинать и завершать тремолирование вниз и вверх - обязательное условие профессионализма. Основной принцип: снятие выполнять за счет расслабления в локтевом суставе, опережающего момент окончания. Важна координация в работе мелких и крупных мышц: опережающее расслабление локтевого сустава позволяет сохранить готовность к игре в мышцах пальцев, удерживающих медиатор. Само снятие - остановка медиатора:

  • а) у нижележащей струны (снятие вверх);
  • б) у вышележащей струны (снятие вниз);
  • в) над игровой струной.

При снятии - минимальное «погружение» медиатора.

Арпеджио. Legato

Для достижения плавности переходов со струны на струну приемом tremolo необходимо амплитуду замаха тремолирования приблизить к новой струне, захватывая ее.

Динамические упражнения (см. упр. 4) следует начинать по ступеням: р, mff. Далее прибавлять рр, тр, ff. Начинать с mf, где участвуют все мышцы. Далее «включать» и «выключать» различные мышцы (больший и меньший «рычаги»).

рр - активная пальцевая область, организованная вокруг удержания медиатора;

р - активны пальцы и частично кисть;

тр - активны пальцы и кисть;

mf - активны пальцы, кисть и предплечье;

f — активны пальцы, кисть, предплечье, плечо;

ff - активны пальцы, кисть, предплечье, плечо, спина играющего.

Cresc - «погружаем» глубже медиатор в струну, играя diminuendo, уменьшаем «погружение».

Три вида атаки tremolo (см. упр. 5)

1. Мягкая: выполнять за счет легкого сжатия медиатора в начале звука и мгновенно крещендируя, не допуская diminuendo в конце звука.

Обозначается:

2. Твердая: выполняется простой атакой медиатора с нужным нюансом без diminuendo в конце ноты («погружение» медиатора сразу глубокое).

Обозначается:

3. Подчеркнутая: начало звука подчеркнуто за счет выделения его на нюанс ярче остальной части звука.

П____

mf

Обозначается: >, sf.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >