Начальный период обучения игре на домре. Способы звукоизвлечения

Настройка инструмента

  • 1. Правильная установка подставки для струн. Теоретически подставка находится на двойном расстоянии от верхнего порожка до XII лада, но практически следует увеличить его на 2-3 мм.
  • 2. Настройка открытых струн.
  • 3. Сравнение высоты звучания флажолета и ноты, прижатой пальцем левой руки на одном и том же ладу. Если звук ниже флажолетного, то подставку следует сдвинуть в сторону верхнего порожка, если выше - в сторону нижнего порожка до получения унисона.
  • 4. Проверка звучания унисонов, октав, аккордов.

Посадка исполнителя, положение инструмента

Важными предпосылками успешного музыкально-исполнительского воспитания учащегося являются выработка у него свободной и естественной посадки, правильного положения инструмента и исходная постановка рук.

Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.

Играющий на домре должен садиться на переднюю половину сиденья стула общепринятой высоты (для детей - ниже, соответственно росту), не опираясь на спинку, а, наоборот, легко, естественно наклоняя корпус вперед. Удобно положить правую ногу на левую, которая опирается о пол всей ступней. Нельзя поднимать пятку, опираться ею о ножку стула и переносить вес ноги на пальцы, т. к. достижение опоры (устойчивости) - отправной момент для начинающих. Таким образом, посадка подразумевает соблюдение следующих условий:

  • 1. Достижение опоры за счет расположения корпуса ученика на стуле, ступня левой ноги находится на полу целиком. Часто у детей затекают ноги, это означает, что, сидя, они опираются не на стул, а, наклоняясь вперед, только на левую ногу. Надо приучать сидеть так, будто ученик приготовился привстать (корпус - пружинистый, активный, что не приводит к сутулости).
  • 2. Воспитание навыков устойчивого положения инструмента, т. к. неустойчивость домры при игре тормозит техническое развитие исполнителя, особенно при освоении позиций.

Домра опирается со стороны щитка на бедро играющего, а со стороны корпуса - слегка касается груди исполнителя. Не следует плотно прижимать инструмент к корпусу. Верхняя дека располагается почти отвесно, она должна быть немного отклонена от прямого угла по отношению к бед ру (особенно на первоначальном этапе, чтобы ученик мог видеть гриф, не наклоняя голову). Большой наклон домры затрудняет работу левой руки, т. к. вызывает излишнюю изогнутость кистевого сустава и ослабление пальцев.

Головка домры должна быть расположена не ниже уровня плеча, а может быть, чуть выше. Вес инструмента распределяется между бедром, правой рукой (лежащей на обечайке) и левой (поддерживающей шейку грифа). Чем вертикальней расположен инструмент, тем свободнее левая рука (особенно при смене позиций, при игре в высоких позициях), т. к. тогда усилий этой руки для держания инструмента почти не требуется.

Правое плечо свободно опущено. Предплечье лежит на обечайке (чуть выше места крепления струн), касаясь ее в точке между кистевым и локтевым суставами. Правая рука своим весом не дает уронить инструмент. Звуки она извлекает с помощью медиатора, который представляет собой пластинку яйцевидной (иногда треугольной) формы, изготовленную из пластмассы или черепаховой кости. Прежде чем извлечь звук на струне, необходимо овладеть навыком цепкого держания медиатора. Играющий касается домры правой рукой в трех точках:

  • 1) на обечайке,
  • 2) с помощью медиатора на струне,
  • 3) на щитке - ногтем мизинца.

Непременными ощущениями исполнителя должны стать удобство, устойчивость и ловкость.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >