Организация системы классных и домашних занятий ученика

Педагогу необходимо руководствоваться следующими основными принципами [10]:

1. Заинтересованность ученика в занятиях.

Главное - вызвать эмоциональную реакцию ученика на слышимую и исполняемую им самим музыку. Ребенок должен пережить радость от общения с прекрасным.

  • 2. Сосредоточенность - залог успешного постижения материала. Необходимо поставить ясную цель и сделать это таким образом, чтобы ученик умел сосредоточиться:
    • а) Сосредоточенность в занятиях музыкой - это прежде всего активное слуховое внимание к звучанию при игре собственной или другого исполнителя. Нужно внимательно вслушиваться в игру соучеников, прослушивать музыкальные произведения в звукозаписи и т. д., обращая внима ние, по указанию педагога, на такие компоненты звучания, как качество, чистота, красота звука, его тембральная окраска, громкость, характер звучания. Постепенно ученик начинает сравнивать, критиковать, следовательно, у него воспитывается так называемое «критическое ухо». Это качество приобретается в процессе воспитания слуховой сосредоточенности при слушании музыки.
    • б) Затем педагог нацеливает слуховое внимание ребенка на анализ звуков, извлекаемых им самим на инструменте, учит придирчиво вслушиваться в звучание, оценивая качество, и самостоятельно находить способы звукоизвлечения: посредством поворота медиатора относительно струны, большего или меньшего его прогиба при той или иной силе сжатия пальцами и т. д. Главное, чтобы ученик искал лучшее звучание, «включал» активный слуховой контроль. Не умея же слушать и критиковать свою игру, ребенок и домой приходит без главной целевой установки исполнительской работы - посредством тщательного вслушивания шлифовать собственную игру.
    • в) Важно выучивание нотного текста ко второму-третьему занятию наизусть (при периодическом возвращении к нотам), иначе возникает боязнь игры без нот.

Можно предложить следующий график домашних занятий:

I часть занятий

II часть занятий

Упражнения: 5-10 минут

Гаммы: 5 минут

Этюды: 10 минут

Пьесы: 15-20 минут

Отдых: 10 минут

Всего1. 45-55 минут

Читка с листа: 5-10 минут Подбор на слух: 5-10 минут Повторение пьес: 5-10 минут Всего'. 15-30 минут

Итого: не более 1,5 часов

  • 3. Необходимо таким образом давать задачу ученику, чтобы оставлять ему возможность самостоятельно решить ее до конца дома. На уроке «пройти часть пути», а дома завершить работу. Суть педагогической работы состоит в том, чтобы как можно раньше исключить педагогическое влияние, оставив ученика наедине с собственными музыкальными представлениями, разбудить его пытливую мысль и направить на поиски своих средств выражения. Однако роль педагога заключается не только в том, чтобы разбудить интерес, необходимо создать устойчивый фундамент для дальнейшего роста. Этим основанием являются:
  • 1) рациональная организация начальных игровых навыков;
  • 2) воспитание бережного отношения к авторскому тексту.

Ученику следует объяснить структуру произведения. Научить читать нотный текст так, чтобы уметь наиболее точно воспроизводить музыкальную мысль. Так, при игре песенок исполнитель должен улавливать стремление отдельных звуков к опорным и метрически, и по смыслу. Затем у этих опорных долей можно будет выявить: 1) частные кульминации по фразам; 2) crescendo к кульминационной ноте; 3) diminuendo после нее.

Анализируя структуру (фразы, предложения, части) музыкального материала, ученик оценивает произведение в целом, конструктивно намечая частные и общие кульминации, подготавливая центральные с помощью частных и таким образом определяя развитие музыкального материала в соответствии с замыслом композитора. Конструктивное постижение материала необходимо для быстрого и устойчивого запоминания музыкального текста. Важно построить урок так, чтобы максимально инициативным был ученик.

  • 4. Урок должен состоять из различных видов музицирования:
    • а) исполнение этюдов, пьес, гамм;
    • б) игра по слуху знакомых мелодий от любой ноты;
    • в) исполнение простейших гармонических сочетаний в разложенном и аккордовом виде (желательно без открытых струн, аккорды одной аппликатуры). Сочетать совместное исполнение с учеником темы и аккомпанемента;
    • г) чтение с листа (включая дуэты);
    • д) ансамблевое музицирование с программными заданиями («изобразить дождик» и т. д.).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >