О выразительных средствах домры

Наиболее ярко выразительные особенности домры выявляются при звучании соло. Неслучайно главным «козырем» солиста является исполнение каденций. Самыми яркими выразительными домровыми средствами следует признать ее кантилену и техническую подвижность. «То трепетная, то драматическая, то созерцательная, то грустная, щемящая кантилена, то завидная ритмическая четкость исполнения, пассажная беглость, бесконечная множественность характера сопровождения медиатора и соприкосновения пальцев человеческой руки со струной», по мнению Н. Лысенко, выделяют домру как оригинальный и очень выразительный инструмент [30, с. 6].

Кроме яркого звучания верхнего регистра, большую силу звука можно развить, тремолируя трех-, четырехзвучные аккорды, особенно на открытых струнах.

Средний регистр на домре - недостаточно яркий. Это важно учитывать при выстраивании мелодической линии.

Широко известно свойство домры резко менять тембр в зависимости от точки соприкосновения медиатора со струной. Следует применять три позиции правой руки:

  • 1) чуть выше голосника,
  • 2) у подставки,
  • 3) боковой частью ладони правой руки (в подражание эффекту скрипичной сурдины). В дополнение к сказанному надо упомянуть об эф фекте vibrato правой и левой рук (не во всех регистрах, не на любых длительностях).

Достижение различных тембральных эффектов возможно с помощью различных видов pizzicato. Его качество зависит от формы пальца, которым извлекается звук, от характера игрового движения, от толщины струны, от позиции, от времени соприкосновения пальца левой руки со струной и т. д.

Каждой из струн свойственна своя тембральная окраска. К примеру, нота ми второй октавы на разных струнах имеет различный тембр. Этим свойством обычно пользуются исполнители для достижения гибкости и выразительности фразировки. Необходимо обратить внимание на тем-бральную разницу струн, которую можно сгладить, меняя характер касания медиатором струны.

Эффектным приемом на домре является tremolo аккордов.

Для достижения различной силы звучности следует использовать разные рабочие части медиатора (игра острием, всей массой и т. д.) в сочетании с переменным характером игровых движений (плавное, напористое, резкое и т. д.). Эти эффекты имеют отличные друг от друга градации в разных позициях, при неодинаковой динамике.

ТЕМА 2. НАБОР УЧЕНИКОВ, ПОДГОТОВКА ИХ

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >