Народные театры - основа профессионального искусства

Театральная культура является неотъемлемой частью духовной жизни любого цивилизованного общества. Сценическое искусство - одно из древнейших. Оно зародилось в то время, когда человек начал осознавать себя в окружающем мире, во Вселенной. Истоками же послужили народные верования, ритуалы, обряды, связанные с годовым оборотом солнца, а также с судьбой человека - от рождения до смерти. В театральной жизни Беларуси благодаря се географическому местоположению происходили тс же процессы, что и в высокоразвитых странах Западной Европы. Существовали школьный театр и батлейка, частные городские и придворные театры. Возрождение белорусского сценического искусства началось в первые годы XX в. Фундамент был заложен драматургией К. Каганца, Я. Купалы, К. Буйло, Ф. Алехновича, Л. Родевича, Вл. Голубка, а театральное дело вели И. Буй-ницкий, А. Бурбис, Ф. Жданович, В. Фальский, а также другие энтузиасты и патриоты национальной сцены. Развитие театрального искусства в первой половине и середине 1920-х гг. шло в общем русле белорусизации. В данный период было отмечено немало достижений в области драматургии, режиссерского и актерского творчества.

Театральное искусство по своей природе весьма зависимо от времени, государства, общества. Поэтому различные социально-экономические проблемы рубежа веков не могли не отразиться на состоянии театрального дела в нашей стране. К примеру, недостаток финансовых средств повлиял на репертуарную политику -со сцепы исчезли так называемые масштабные спектакли, сократилась гастрольная деятельность, возникли проблемы в областных театрах с режиссерской и актерской молодежью. Одной из особенностей нового времени является то, что именно в этот период начали закладываться основы рыночных отношений, в том числе и в сфере театрального искусства.

Что же касается избранной темы и периода XX - начало XXI в., то в результате исследования установлено, что такое явление, как театральная культура, в Мозырско-Припятском регионе существовало уже в первые десятилетия XX в.

В театроведении Беларуси имеется относительно небольшое количество статей, рецензий и обзоров фестивалей, в которых раскрываются отдельные аспекты развития современных полесских театров. Болес глубокое исследование театральной культуры Полесья представляет собой как научный, так и практический интерес. Это позволит расширить объем знаний и представлений о современном белорусском искусстве, определить его место в общеевропейской театральной культуре.

Мозырь - один из древнейших городов Беларуси. Его история насчитывает не одно столетие. Первые записи датируются 1155 г. С данным городом связаны названия, которые свидетельствуют о богатой истории и культуре этого удивительного, самобытного края: Мозырский замок, Мозырский краеведческий музей, мозырское стекло, мозырский кафель, Мозырский костел, монастырь бернардинцев и другие названия, вызывающие теплые чувства и воспоминания у многих белорусов.

Сегодня Мозырь невозможно представить без такого уникального явления, как театральная культура. Анализ архивных и историко-искусствоведческих материалов показал, что Мозырский колхозно-совхозный театр существовал уже в 1935-1938 гг. как театр рабочей молодежи. Первым художественным руководителем коллектива являлся Городецкий. В 1938 г. театр был преобразован в Полесский областной драматический театр. В его репертуар входили: «В весеннюю ночь» Е. Мировича; «Партизаны» К. Крапивы; «Не было гроша да вдруг - алтын», «Волки и овцы» А. Островского; «Коварство и любовь» Ф. Шиллера; «Огни Маяка» Л. Карасева и др.

В 1941 г. коллективу было присвоено имя Янки Купали. Просуществовал он до мая 1945 г. Деятельность театра совпала с тяжелым военным периодом Беларуси. Полесский областной драматический театр имени Я. Купалы много гастролировал, преимущественного в Западной Беларуси: Лунинце, Микашевичах, Кобрине, Гродно, Янове и других населенных пунктах. Репертуар постоянно обновлялся. Его афиша привлекала и соответствовала военному времени. Театр показывал «Кто смеется последним» К. Крапивы; «Любовь Яровая» К. Тренева; «Мятеж» Д. Фурманова и С. Поливанова; «Самодуры» К. Гальдони; «Русские люди» К. Симонова; «Раскинулось море широко» В. Азарова, В. Вишневского и А. Крона и др. Нельзя не отметить, что и в тяжелые времена театр стремился к воплощению самого разнообразного репертуара, в том числе и классического, осуществлял высокую миссию в культурной жизни республики - нес тепло и доброту, радость сценического искусства тем людям, которые познали тяготы войны.

Многие народные театры стали основой для создания государственных профессиональных театров. Народные театры отличает преемственность и устойчивость художественных традиций, которые складываются в процессе развития театрального искусства. Творческие навыки и приемы исполнения передаются из поколения в поколение и обогащаются новыми находками. Как правило, народные театры не имеют специальной сцены и декораций, их сценические зрелища определяются открытой условностью выразительных компонентов, искренней непосредственностью контакта со зрителем. Как отмечает исследователь современного белорусского театра М. Колодинский, «это соответствует особенностям исполнительства народных артистов (им-провизационность, подчеркнутость движений и жестов, форсированный звук, приемы буфонады, гротеска и другие). В народных театрах можно выделить театр живого актера и кукольный. В разные времена существовали виртуозные специалисты театрального дела - мимы, жонглеры, скоморохи» [8, с. 162].

Актеры часто импровизировали, имели больше возможностей для мгновенного творчества и общения с залом. Исполнители народных театров обращались к пантомиме. Талант актеров соединял в себе пенис, танец, музыку, цирковое искусство, акробатику, всеми любимое и понятное искусство кукольного театра. Сегодня к традициям народного театра постоянно обращаются в своем творчестве профессиональные театральные художники, драматурги, актеры.

Начиная с XX в. в Мозыре существовал Мозырский народный театр городского Дома культуры. Создан он был на базе драматического кружка и работал с перерывами с 1922 г., более активно - с 1950-х гг. Звание народного присвоено в 1960 г. В 1990 г. на основе этого коллектива был создан профессиональный экспериментальный театр «Верасень», переименованный в 1994 г. в Мозырский драматический театр имени И. Ме-лежа.

Народный театр г. Мозыря имеет интересную историю. С начала 1950-х гг. до 1959 г. им руководила Н. Залыцман, позже - Н. Полторацкий (1959-1963), М. Колос (1965-1990). Все лучшие спектакли театра шли в сценографии П. Захарова (свою творческую деятельность начал с 1960 г.). Коллектив завоевал ряд дипломов и наград: лауреат 1-го и 2-го Всесоюзных фестивалей театрального искусства (1967 г. - «Разоренное гнездо» Я. Купали; 1986-1987 гг. - «Павлинка» Я. Купалы), участвовал в фестивалях народного творчества «Рампа дружбы-76» (г. Таллин, «Трибунал» А. Макаенка), «Рампа дружбы-86» (г. Вильянди, Эстония, «Лютики-цветочки» Г. Марчука, Гран-при) и др. Спектакли театра всегда очень тепло принимал зритель.

В «Лютиках-цветочках» поднимались актуальные проблемы: взаимоотношения молодых людей, взаимозависимость, поддержка поколений и их неразрывная связь, которая держится на таких вечных чувствах, как любовь и уважение. Сюжет пьесы незатейлив. Все действия происходят в деревне, куда приезжают к родителям молодые люди, студенты Катеринка и Дмитрий. Они влюблены друг в друга, но поначалу родители препятствуют их встречам. На сцене разворачивались настоящие шекспировские страсти. В спектакле запомнились прекрасные актерские дуэты: М. Колоса и М. Тарасенко, А. Лазаревского и 3. Нагорной. Кузьма М. Колоса был добродушным и чудаковатым в своей повседневной одежде: потертых галифе и длинной сорочке. Его герой привлекал зрителя мудростью, неподдельной искренностью и открытостью души. По его поступкам было очевидно, что даже ругаться с женой за всю жизнь Кузьма М. Колоса не научился. В своей супруге он видел и ценил только положительные качества. Жена Кузьмы Ольга - М. Тарасенко на самом деле была его противоположностью - злая, хитрая. Она во всем видела только выгоду и наживу. Неудивительно, что с нею не ладили соседи. А. Лазаровский и 3. Нагорная создали в спектакле колоритную пару: худощавый, невысокого роста, подвижный герой Лазаров-ского не отставал от пышной, необъятной, суетливой жены. Молодые актеры Т. Волонцевич и М. Клименко играли влюбленных Катсринку и Дмитрия темпераментно, естественно, не «выжимали» из себя ни слез, ни признаний в любви. В каждой мизансцене зритель им верил и искренне сочувствовал. Возможно, поэтому с нетерпением и ожидал счастливого финала.

Актриса театра Галина Дашкевич сегодня вспоминает Андрея Ивановича Лазаревского и его роль в спектакле «Лютики-цветочки»: «В этом спектакле актер играл Якова Летуна - спекулянта, который торговал семенами цветов и за свое хозяйство готов был горой постоять. Актер нс стремился вынести приговор своему герою сразу же, с первым появлением на сцене. Время от времени он задумывался над своей судьбой: как же все дальше сложится - ведь сын уже взрослый, родятся внуки, а он до конца дней так и останется спекулянтом. А. Лазаровский привносил в роль свои, только ему присущие так называемые смешинки. При встрече с соседями стремился быть веселым и добродушным, но при этом не забывал незаметно забрать с собой недопитую, принесенную им бутылку, чтобы себе была все-таки хоть какая-то выгода».

Спектакль «Заговор, или «Аль-дона, Анета, Анфиса», как и предыдущий, решался в жанре комедии-лубка. Молодые семьи Ващилы, Чопика и Потрубейки не ладили между собой: ни мужья, ни жены, ни родители, пи дети. Как па радость, к ним в город приехали их мудрые и трудолюбивые матери - Альдона, Анфиса и Анета. Яркие, колоритные народные характеры создавали в спектакле актрисы М. Тарасенко, В. Козловская и 3. Нагорная. После их приезда семейная жизнь детей стала не похожей на прежнюю. В ней появились спокойствие, радость, искренность и взаимопонимание. В спектакле ярко прослеживалась мысль о том, что люди должны жить в мире, дружбе, любви и согласии, должны уважать своих родителей.

Был в репертуаре театра и необычный спектакль-притча с оригинальным названием «Ехай!» Н. Са-дур (режиссер С. Полещенков, художник П. Захаров), особенно актуальный в перестроечные годы. Впервые актеры стремились вести философский диалог со своим зрителем о судьбе страны, причинах се духовного кризиса. Режиссер превращал комедийность существования в притчу, парадоксальность ситуаций - в глубокую трагедию. В спектакле интересные образы создавали М. Колос (Мужик), М. Клименко (Машинист поезда), 3. Нагорная (Старуха).

На протяжении всей истории существования театра его репертуар был разнообразным и интересным. Достаточно вспомнить такие спектакли, как «Юность родителей» Б. Горбатова, «Партизаны» и «Врата бессмертия» К. Крапивы, «Откуда грех?» А. Петрашкевича, «Кончане - соседи мои» И. Козела, «Страна Айгуль» по мотивам М. Карима, «Конармия» по мотивам И. Бабеля, «Привет, синичка!» Я. Стельмаха, «Портрет мадемуазель Таржи» И. Елагина, «Счастье хорошо, а правда лучше»

A. Островского, «Обелиск» Г. Мам-лина; пьесы для детей - «Два клена» Е. Шварца, «Аленький цветочек» по С. Аксакову, «Два мастера», «Три желания» и «Сембо» Ю. Елисеева, «Трусохвостик» и «Три поросенка» С. Михалкова, «Одолснь-трава»

B. Любимовой, «Похищение луковиц» К. Машаду, «Золотое ноле»

B. Гольдфельда, «Кот в сапогах»

C. Прокофьевой и Г. Сапгира, «Репка» П. Моляревского (все перечисленные спектакли шли в оформлении П. Захарова).

Постановки Мозырского народного театра на Декадах белорусского народного творчества имели хорошие отзывы в прессе. Это касается и спектакля «Кончанс - соседи мои» И. Козела. Мозырские любители не повторяли постановок профессионалов и других самодеятельных коллективов, а со знанием сельской жизни передали быт современной белорусской деревни, создали правдивые народные образы и достоверные характеры. Очень выразительными были интонации, жесты, внешние и внутренние стороны образов. Критика отмечала Н. Зальцман в роли Ярины Жигмецкой. «Лггаратура i мастацтва» (13 апреля 1965 г.) дала высокую оценку и другим исполнителям спектакля: «Мозырские артисты привлекают зрителя исключительной естественностью: в Жене (ее играет И. Хорощо) сразу же видишь простую и искреннюю девушку из деревни, и то, что в поведении горожанки могло считаться неуклюжестью или грубостью, у нее получается по-своему грациозно...». Критика отмечала также Федю в исполнении В. Рудитско-го, Тихона А. Лавникевича, Зоею 3. Нагорной.

Актеры Мозырского народного театра создали целую галерею интересных купаловских образов в спектаклях «Павлинка» и «Примаки». Павлинка в исполнении Г. Дашкевич, а также другие персонажи спектакля, которых играли А. Лазаров-ский, 3. Нагорная, М. Колос, вписаны в яркие страницы истории народных театров Беларуси и составляют золотой духовный фонд национальной культуры.

Актриса Галина Дашкевич сегодня вспоминает о спектакле «Павлинка» и его режиссере Михаиле Колосе: «Чарующая зрителя, всегда молодая купаловская “Павлинка” в режиссерской интерпретации Михаила Колоса приобрела свою особенную неповторимость и привлекательность. Он украсил ее венком интересных художественных находок, благодаря которым весь спектакль и образ главной героини приобрели глубокий символический смысл. Звучала мягкая, знакомая мелодия “Спадчи-ны”. Из хоровода легких в тайце девушек выходила Павлинка. Опа на первый взгляд была такой же, как и все. В ней были соединены все лучшие черты белорусски: доброжелательность и трудолюбие, уважение к родителям и почитание старших, а также душевное обаяние и покладистость. Но почему же тогда в ней хватало мужества идти против воли родителей? Ее расположенность и веселый нрав менялись на гнев, протест, когда дело касалось ее любви к Евхиму, когда унижали ее человеческое достоинство, хотели его не заметить, унизить и затоптать. “Ня-хай сабе будзе, што мае быць, а я свайго даб’юся... або зпну, каб i следу не засталося!” Она - дитя нового времени, потому что, если нс умом, так сердцем, чувствовала свежее весеннее дыхание этого времени, его силу. Вот почему так решительно рвала со старыми, непре-смлсмыми порядками жизни. Пав-лиика была в спектакле М. Колоса символом новой, вольной Беларуси. В одном из эпизодов моя героиня падала без сознания на землю, когда узнавала об аресте Евхима. Но неожиданно над ней появлялись руки девушек-подружек с веночками, тихо звучала белорусская мелодия, какая-то неведомая сила поднимала ее на ноги. И перед зрителем представала гордая, мужественная, непокорная белорусская девушка, которая была готова идти навстречу своему будущему».

Павлинка в исполнении Галины Дашкевич была необычайно привлекательной и внешне, и внутренне. Актриса наделила свою героиню душевной чистотой и любовью не только к Евхиму, но и ко всему окружающему ее миру.

На сцене Мозырского народного театра в своей интерпретации шли и купаловские «Примаки» в жанре комедии-лубка. Это одно из самых буффонадных произведений Я. Ку-палы. Оно нс претендует на философские рассуждения и выводы. По замыслу автора - это обыкновенный народный лубок, который невозможно себе представить без водевильных приемов и юмора. Пожалуй, «Примаки» - единственное произведение Я. Купалы, где первостепенной становится зрелищность. В нем много внимания уделено пикантным, смешным сценам и нелепым жизненным ситуациям, в которые попадают герои. Озорная шутка о том, как пьяные мужья перепутали жен, становится забавным поводом для сценического повествования.

Мозырская сцена была оформлена П. Захаровым предельно просто: она представляла собой интерьер просторной крестьянской избы, где все необходимо и каждый предмет на своем месте. Герои спектакля собирались за длинным столом, застеленным белой скатертью, которая была специально приготовлена для большого праздника - Троицы. Со сцены веяло теплом и уютом. Нельзя было не заметить, что создатели спектакля стремились отойти от традиционного в те времена показа белоруса - уставшего от тяжелого труда, смешного в семейной жизни и вызывающего сочувствие. Герои мозырского спектакля были совсем иными. Театр в художественном оформлении не отказывался от тканых покрывал и полотенец. Персонажи спектакля были одеты в знакомые сорочки и юбки - важные элементы традиционного белорусского костюма - и их лица светились добротой и радостью. Такими чистыми душой были образы, созданные 3. Нагорной, А. Лазаровским, М. Колосом, М. Клименко и другими исполнителями.

На одном из республиканских театральных фестивалей театр показывал «Марью» А. Кудрявцева в постановке В. Барковского. Эта работа впечатлила зрителя необыкновенно искренним, проникновенным исполнением М. Тарасенко главной роли. Актриса была удостоена приза за лучшую женскую роль. Судьба ее героини Марьи была довольно непростой и незавидной. В первые годы Великой Отечественной войны она встретила свою большую и единственную любовь, но очень скоро потеряла. Несмотря па тяготы войны, другие невзгоды, Марья через всю жизнь пронесла свое светлое чувство. И этой любви она поставила в деревне памятник. Именно любви, потому что останки своего любимого так и нс нашла, только видела, как враги сбили его самолет.

Сюжет немного наивен, кто-то отметит в нем надуманность и нереальность. Но актриса заставляла верить зрителя, что именно так все и было на самом деле. Спокойная, женственная и добродушная Марья -М. Тарасенко - была одной из множества женщин, благодаря которым на земле существуют и человеческое тепло, и настоящие чувства, и взаимоотношения между людьми.

Эмоционально, темпераментно исполняла в спектакле роль Моти актриса Л. Аптыкаева. За жизнерадостностью, весельем она прятала неутихаемую боль от потери ребенка, свою удивительную нежность, которая, кажется, никому уже не нужна. Актриса играла судьбу: сложную, ненадуманную, неподвластную никаким измерениям. Запомнились также и другие персонажи, действующие в «Марье»: Анна -3. Нагорная, Ольга - Л. Камилова, Наталья - Н. Кунцевич. Актрисы Мозырского театра создали живые, яркие образы, настоящие народные характеры.

За весь период существования Мозырского народного театра постановки классической и современной национальной драматургии жанрово и тематически расширили границы репертуара, плодотворно повлияли на повышение общей и профессиональной культуры деятелей театра, па дальнейшее развитие художественно-эстетических принципов сценического творчества.

Народные театры 50-60-х гг. XX в. в Беларуси были уникальным явлением. Стремительное развитие художественной самодеятельности обусловливалось экономическим ростом страны. Народный театр в Мозыре - пример высокой степени развития любительского театрального искусства. Как известно, в Беларуси звание «народный» дается коллективу со сложившимся составом участников, который на протяжении не менее трех лет поддерживает продуманный и качественный репертуар, ориентированный на развитие белорусской национальной драматургии, а также на популяризацию современной пьесы и воплощение на сцене мировой классики.

Народный театр Беларуси XX в. выполнял еще одну чрезвычайно важную функцию - оказывал благотворное влияние на развитие национальной литературы, народной музыки, самобытного изобразительного искусства. Это способствовало повышению роли и значения театра как вида искусства, формированию человеческих ценностей, укреплению исторического и национального самосознания белорусов.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >