проблемы современного историко-культурологического регионального образования Подводя итоги

Отметим основные вехи наших изысканий. Для того чтобы осознать в полной мере сущность учения И.К. Рериха, необходимо было выяснить природу «русского космизма» - специфического феномена мировой культуры. К.Э. Циолковский сформулировал основной принцип русского космизма: «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной». Опираясь на размышления Н.К. Рериха, мы можем сформулировать бинарно соответствующий ему принцип: «Судьба Вселенной зависит от судьбы и преобразовательной деятельности человечества». Русский космизм - это синтез антиномичных по своей природе идей, принципов, образов. Он представляет собой пршрамму становления целостного человечества, обосновывает неизбежность выхода человека в космос, раскрытия его потенциальных возможностей, разрешения глобальных проблем цивилизации. Н.К. Рерих, продолжая линию учсных-космистов, делает мощный акцент на нравственно-этическом аспекте этого феномена. Весь контекст его учения пронизан стихией огня, выступающей как бы в двух ипостасях: с одной стороны, в качестве основной мифологемы, представляющей собой стержень системы взглядов мыслителя, а с другой - в качестве материальной субстанции, поддающейся научному исследованию.

В процессе изучения системы взглядов культуролога и художника автором были выявлены ее основные компоненты, оказавшиеся необходимыми и достаточными для реконструкции космологической модели Культуры в учении Н.К. Рериха. Автором была предложена теоретическая модель, включающая в себя ключевые понятия названной культурологической концепции: «Культура-Цивилизация», «Восток-Запад», «Материя-Дух», «Красота», «Синтез», «Огонь». Все эти категории органично укладываются в универсальном графическом символе пирамиды.

овеществляющем собой принцип духовного горения, восхождение к Духу через осознание Красоты. Каждый из элементов схемы, с одной стороны, является целой системой понятий учения, и в то же время, он представляет собой самостоятельную категорию, структурно выполняющую роль подсистемы целостной концепции. В результате моделирования нам удалось свести воедино основные точки приложения гения самобытного мыслителя, художника, общественного деятеля.

Значимость и продуктивность рериховской концепции культуры заключается в том, что ее базовые положения не только актуальны, но и лежат в основе значительной части исследований современной научной парадигмы:

  • - Н.К. Рерихом был предсказан выход научной мысли на уровень изучения тонких энергий;
  • - принцип Синтеза, выдвинутый им как основополагающий, реализуется сегодня в интеграции разных областей знания и видов человеческой деятельности; становится методологической базой научных изысканий;
  • - процесс сближения Запада и Востока, за который ратовал ученый, обосновывая его целесообразность и закономерность, в современных условиях проявляется во взаимном обогащении в области философии, здравоохранении, психологии, производственных технологий и др.;
  • - движение эволюции по пути техногенной цивилизации признано тупиковым. Осознана необходимость гуманизации и гуманитаризации научного знания, образования, геополитики и т. д. Культура как специфический вид человеческой деятельности признана необходимой и неотъемлемой частью социального бытия. Категории Красоты, Этики, Любви определяются не только как инструментарий гуманитарного знания, но и экстраполируются на естественные, социальные, техногенные и иные процессы как проявление главного принципа космогенеза - Гармонии.

Значительное место в культурологической концепции Н.К. Рериха занимают два полюса геокультурного напряжения: Алтай -Гималаи. Алтай - географический центр Евразии, уникальный природный и историко-культурный феномен - в системе взглядов мыслителя является субъектом космической эволюции и призван выполнить особую объединительную геополитическую и культурную миссию. Поэтому Рерих-художник не мог в своем творчестве проигнорировать столь значимое для Рериха-культуролога явление.

Проведенное автором источниковедческое исследование расширило круг наименований произведений Н.К. Рериха, относящихся к Алтайскому циклу. Но данная работа является лишь началом огромного, кропотливого процесса по атрибутированию и идентификации колоссального наследия художника, отысканию в нем этюдов и картин, связанных с Алтаем. До сих пор не закончен грандиозный труд но составлению сводного каталога его произведений, осуществляемый Нью-Йоркским Музеем имени Рерихов и Международным центром Рерихов в Москве, в который удалось внести лепту и автору данного исследования, благодаря работе с архивными материалами, хранящимися на Алтае. В ходе экспедиционных исследований автором были впервые уточнены маршруты Н.К. Рериха в районе Уймонской долины и нанесены на карту, а также идентифицирован знаменитый этюд художника «Белуха» с фотографией В.В. Сапожникова, сделанной тридцатью годами раньше, что явилось доказательством ранее высказывавшейся гипотезы о невозможности посещения Н.К. Рерихом собственно подножия Белухи в силу временных и ландшафтно-географических факторов. Тем не менее данный вывод не умаляет значимости работы художника, а, наоборот, подтверждает величие Белухи как природного и сакрального объекта, неизбывно манившего неутомимого путешественника и мыслителя, мечтавшего вернуться на Алтай, вплоть до самой смерти.

Идеи Н.К. Рериха, питающие собой многие науки, сегодня интенсивно развиваются. Нравственные, гуманистические принципы. культурологические изыскания, положенные в основу его Учения, содержат в себе неистощимый образовательный потенциал. Поэтому стратегия современного культурологического образования должна строиться на глубинном осознании историко-культурных процессов, происходящих как на глобальном, так и на региональном уровнях, что позволит в будущем осуществить намеченные сегодня проекты развития региона, страны и человечества в целом.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >