Заветы Учителя. Наследие Н.К. Рериха и

Наследие Н.К. Рериха и проблемы современного историко-кулыпурологического регионального образования

Современное общество вступило в новую историческую фазу, когда меняются алгоритм общественного развития, многие ценности, типичные формы поведения людей, обновляются традиции, критерии развитости человека и общества, эффективности промышленного производства, качества образования и воспитания. Для России девяностые годы ознаменовались радикальным реформированием системы общественных отношений, разрушенными оказались многие социальные и производственные структуры. Особенно пострадали бюджетные сферы, в том числе и образование. «Мир, потрясенный моральными и материальными кризисами, сейчас очень скуп на вес просветительное. Потому служителям просвещения приходится прежде всего думать о путях, не требующих особых расходов» (208; 367). Эти строки были написаны Н.К. Рерихом еще в 1935 году. К сожалению, они не потеряли своей актуальности и сегодня. Длительное состояние напряженности и кризиса, поиск новых социальных ориентиров, переоценка прошлого выдвинули в число первоочередных задач необходимость оптимального сочетания традиций и новаций, глобального и регионального, национального и общечеловеческого, эволюционного и революционного путей развития общества. Новую взаимозависимость и значимость приобрели естественнонаучное и гуманитарное знание. Сегодня учеными, общественными и политическими деятелями, педагогами, врачами и т. д. ясно осознается тот факт, что человечество стоит на пороге перехода к новому типу цивилизационного существования.

В книгах Живой Этики описаны признаки социокультурных сдвигов: «Возрождение народов следует упадку явления сознания. Каждая страна проходит эти ступени. Творчество сознания устремляется к возрождению, потому самым точным указателем сдвига будет возрождение сознания. Так каждая ступень народного сознания заключена в упадке или в продвижении народов. Стихийное пробуждение показывает потенциал духа народа» (267 (5); II, 594). Однако названный переход не произойдет сам собой, человечеству для этого необходимо сознательно изменить стратегию развития, отказавшись от разрушительной техногенно-потребительской ориентации в пользу духовно-экологической направленности развития.

Весьма вероятно, что становление новой цивилизации начинается с отдельных стран и регионов земли, обладающих на данный момент благоприятными геокосмическими и социокультурными условиями. Неоднократно русские и европейские мыслители говорили об особой роли России в эволюции человечества. Н.К. Рерих пророчески вещал: «Россия не только государство... Она -сверхгосударство, оксан, стихия, которая еще нс оформилась, нс влегла в свои берега... Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях...» (208; 377). Сегодня мы наблюдаем ту же ситуацию, но в еще более обостренной форме. Однако Россия сможет осуществить свою миссию не указами «сверху», а реализацией потенциала своих окраин. В изложенных выше параграфах мы подробно рассмотрели точку зрения Н.К. Рериха на данную проблему.

Его идеи в современной ситуации начинают обретать зримые очертания. Как уже указывалось, в основе космической эволюции лежит процесс духовно-экологического преображения человечества, и одним из его очагов назван регион Горного Алтая. По мнению многих исследователей (В.П. Казначеев, Б.В. Вершинин, А.Д. Урсул А.В.

Трофимов и др.), он представляет особый интерес не только для России, он и для Евразии в силу уникальности своего географического положения, многообразия космопланетарных связей и особых биосферных и культурных условий. Именно здесь, как считает А.Д. Урсул, можно постепенно создать «очаг ноосферы» на достаточно обширной территории, причем ноосферы не техногенного характера, а нравственного, гуманизированного. Создание подобного «очага», «оптимально управляющего социоэкоразвитием региона, органически вписывающегося в природу Сибири» (269; 95) может стать основой «биосферно-ноосферного варианта модели устойчивого развития в Горном Алтае» (там же). Но для названного цивилизационного прорыва требуется мощная концентрация материальных и интеллектуальных ресурсов, апробация передовых ноосферных технологий, синтез научных, культурных, мистических знаний, накопленных человечеством, опора на традиции и опыт всех наций и народностей.

Для реализации этих колоссальных задач в 1991 году решением Правительства Российской Федерации образована уникальная по новизне поставленных задач эколого-экономическая зона «Горный Алтай», разработан проект создания Мирового центра космической антропологии на Алтае под эгидой авторитетных международных организаций (ЮНЕСКО, Гринпис и др.). Планируется, что его деятельность будет опираться на опыт международного исследовательского института «Урусвати» и подобных ему, на традиции западных, восточных и российских духовных центров, на идеологические принципы Пакта Рериха. В случае успеха, как считают ученые, «зачатки новых цивилизационных отношений получат возможность быстрого распространения в России и во всем мире» (9, 1995; 172).

Для воплощения указанных проектов принципиальное значение имеет выработка особой стратегии образования в регионе, т. к. именно оно способно обеспечить преемственность прошлого, настоящего и будущего, создание новых традиций, сочетание в них требований глобального развития и ценностей национально-регионального образа жизни. В условиях процесса демократизации общества и децентрализации его управления значительно повысилась роль регионов в формировании единого научно-образовательного пространства России, а следовательно, и ее образовательной политики. Новая концепция образования страны предусматривает реформирование всех трех составляющих элементов системы образования: организационной структуры, содержания и технологии образования. Некоторые исследователи видят «глубокий нравственный смысл» в этих изменениях, представляющих собой «наиболее эффективное средство от воспроизводства и тиражирования осознанных нами пороков и заблуждений; ...наиболее радикальное средство избавления от непрофессионализма и, наконец, выход из порочного круга и надежный путь к успешному развитию» (60; 106).

Многие субъекты Российской Федерации сегодня оказались поставленными перед необходимостью разработки собственных проектов регионального образования, нацеленных на саморазвитие. С одной стороны эти модели должны учитывать социально-экономические условия и культурные традиции, территорий. С другой - они должны согласовываться с концепцией глобального образования, формирующего не просто «гармонически развитую личность», а «гражданина Вселенной», мыслящего планетарными категориями, строящего свои ценностные ориентации на принципах ноосферного мировоззрения и общечеловеческой культуры.

Горная территория Алтая, являясь центром Евразии, удачно расположена для отработки на практике новой модели гармоничного сосуществования человека и природы посредством создания экологически безопасного, созидающего типа общественного производства, основанного на принципах ноосферного мировоззрения. Наряду с этим Республика Алтай и Алтайский край представляют собой регионы с отчетливо выраженным проблемным характером развития. Так, при формировании новой педагогической парадигмы в названных регионах, необходимо учитывать, что Алтай имеет сложную этнокультурную стратификацию. До сих пор не решены проблемы развития малых народов, как коренных для Республики Алтай (кумандинцы, алтайцы, татары, казахи и др.), так и национальных меньшинств, пришедших сюда с русскими (немцы, евреи, украинцы и др., большей частью расселившиеся на территории современного Алтайского края).

Большую тревогу вселяет экологическое состояние ряда районов края, объявленных «зонами экологического неблагополучия» (как, например, зоны влияния Семипалатинского полигона, космодрома «Байконур» и т. д.). Поэтому в русле обозначенных тенденций, когда процесс обновления России начался «снизу», для Алтая в ситуации перехода к постиндустриальному, информационному обществу, ориентированному на включение человечества в космопланетарные процессы, наглядно просматривается необходимость изменения стратегии образования и реконструкции его структуры, организации и механизма регулирования правовых норм. Причин тому несколько:

  • - богатейший природный и этнокультурный потенциал региона требует к себе мудрого и деликатного отношения со стороны хозяйственных и управленческих структур, способных внедрять новые ресурсосберегающие высокие технологии и производства, что осуществимо лишь в результате накопления серьезной базы экологоэкономических знаний, отслеживании тенденций современного развития естественноисторического процесса;
  • - сохранение и обновление региональных систем образования стратегически определяет жизнестойкость территории, способность ее населения адаптироваться к новым условиям, маневренность в политическом и социально-экономическом пространстве;

программа обновления и оптимизации социально-экономических условий развития региона выдвигает на уровень первоочередных задач необходимость коррекции программ всех ступеней образования, как между собой, так и со структурой хозяйственно-экономического комплекса, перспективами его развития;

  • - рост социальной незащищенности учащихся и преподавателей, падение престижа ценностей образования создали реальную угрозу разрушения в регионе его устойчивых структур всех уровней организации;
  • - разобщенность общеобразовательных, средних специальных, средних профессиональных учебных заведений и вузов создает практическую невозможность иметь в крае логически завершенную систему непрерывного образования;
  • - внедрение новых единых образовательных стандартов, с одной стороны, и с другой - формирование региональных подсистем организации образования, разработка национальных моделей образования для наиболее многочисленных национально-этнических групп ставят задачи модернизации русской национальной школы с учетом поликультурных условий Алтая;
  • - перспективы развития региональных подсистем образования требуют учета изменения принципов бюджетного финансирования, когда основная тяжесть в обеспечении ряда образовательных структур смещается на местный уровень;
  • - объявление ряда районов Алтая «зонами экологического неблагополучия» актуализирует необходимость переориентации региональных подсистем образования на решение социальных проблем региона, повышение общей культуры населения, формирование у него социально-экологического сознания.

Алтай подвергался исследованиям в различных аспектах: этнографическом, историческом, естественнонаучном, социально-экономическом и др. Аналогично строилось изучение региона и в образовательных структурах. Однако при всей ценности специализированного, дифференцированного исследования следует особо выделить необходимость культурологического подхода к его изучению.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что культура тесно связана с развитием общества, независимо от состояния его экономики и социально-политических ориентаций. Очевидно, что без понимания проблем культуры принципиально неразрешимы ни глобальные, ни региональные проблемы развития. «Культура формирует, - подчеркивает Л.М. Мосолова, - внебиологическую программу деятельности и поведения человека, внегенетически создает, наследует, кодирует, сохраняет, передает и развивает человеческий опыт» (166; 17). Следовательно, для изучения региона продуктивен культурологический подход, т. к. он построен на системном научном методе, который в свою очередь предполагает использование адекватных конкретных путей его постижения.

В своей статье «Система образования Северо-Запада России в контексте региональной культуры и перспектив ее развития» Л.М.Мосолова определяет основные компоненты содержания общекультурной подготовки учащихся: «... научное изучение культуры в относительной полноте ее сфер, феноменов, форм...; уяснение того, что вне культуры человека нет, что он живет в атмосфере культуры, мыслит и говорит на языке определенной культуры...; формирование способности слышать «голоса» разных культур в «разговоре» человечества; постижение целостной «культурной вселенной» и своей культурной среды; обретение историко-культурного сознания («культурной памяти») и способности видеть свою жизнь и деятельность, их значение в контексте локального, отечественного и всеобщего культурного развития, его противоречий и перспектив; введение культурологии в сферу личностных интересов учащихся» (см. там же).

Использование предложенной методологии, построенной на принципах интегративности, вариативности и дополнительности, способствует формированию целостного постижения облика культуры региона.

Изучение культуры Алтая целесообразно начинать с историкотипологических позиций. Это обусловлено сложным сочетанием этнокультурных типов, составляющих население региона, а также жесткой связью с вмещающим ландшафтом, характерной для «горных этнических консервантов» (257; 194). Горные регионы, отличающиеся гораздо меньшей подвижностью, чем степные, веками хранили свои традиции, впитывая, ассимилируя и сохраняя элементы степной культуры, многократно вклинивавшейся и вступавшей в различного рода взаимодействия с культурой аборигенов. Таким образом, горные этносы превращались в «своеобразные конденсаторы» синкретичного единства разнообразных культур, воспринимаемых самими носителями как изначально единое целое. Ярким примером тому служит Горный Алтай, расположенный на стыке Великого пояса евразийских степей и горных массивов Центральной Азии, что обусловило органичное вплетение в культуру местного населения этнокультурных элементов почти всего Евразийского региона. Следовательно, в ходе интегрированного исследования культуры Алтая возникает необходимость сочетания категорий «общий исторический тип» и «локальный исторический тип», что позволит выявить общее, особенное и уникальное в историко-культурном развитии названной общности.

Самобытность культуры региона определяют следующие факторы:

  • - природный, географический, включающий в себя все характеристики экосферы, в которой живет и действует человек;
  • - типы населенных пунктов, их социальная неоднородность, доминантная деятельность и культурная самобытность;

пластически-пространственный образ региона с его ландшафтами, архитектурными доминантами, особенностями топонимики;

- жизнетворчество великих, известных и малоизвестных деятелей культуры региона;

характер образования и воспитания, особенности этнопедагогики Алтая.

Рассмотренные выше элементы должны составить содержательную сторону преподавания регионального компонента культурологических дисциплин на разных уровнях образовательных структур.

Также насущным оказалось требование реформирования образования в плане технологии. До недавнего времени наша система образования была направлена преимущественно на безликую передачу информации. Сегодня же в муках поисков и сомнений рождается совершенно иной смысл школы, новая педагогическая парадигма: от «человека образованного» к «человеку культуры». Это требование обусловлено всем ходом развития цивилизации.

Академик А.И. Субетто выдвигает положение о том, что человечество в XX веке вступило во вторую фазу всемирной цивилизации - энергетическую (вспомним утверждение Н.К. Рериха о том, что «наш век есть эпоха энергетического мировоззрения» (211; 52)).[1]

Также он сформулировал и раскрыл положение о синтетической революции, названной так потому, что она представляет собой «своеобразный исторический синтез (целостность) системной, человеческой, интеллектно-инновационной и квалитативной революций» (256; 89). В его умозаключениях наглядно проявляется доминирование категорий, лежащих в основе рериховской концепции. Так, А.И. Субетто заостряет внимание на том, что сегодня практически во всех областях человеческой деятельности преобладают интеграционные процессы, что закономерно выдвигает необходимость преодоления узкой специализации знаний человека и формирования «императива ренессанса... энциклопедизма и универсализма» в подготовке специалистов в высшей школе. Это требование связано с ростом универсальности преобразующей деятельности человека. Следовательно, по его мнению, высшая школа должна готовить «специалистов-проблемников», ориентирующихся

на решение «синтетических проблем» - проблем безопасности, переходных процессов, экологических проблем и т. д., в отличие от тех узких специалистов, которых готовила высшая школа индустриального общества.

Одной из основных характеристик развития человеческой цивилизации является состояние экономики. Показательно, в связи с этим, наблюдение автора, прослеживающего сдвиги в факторах экономической конкуренции: от ценового фактора к качеству товаров, от него к качеству технологий и, наконец, к качеству человека (см. 256; 97). Описанные процессы являются проявлением действия механизма воспроизводства качества жизни, в котором в свою очередь синтезируются (курсив мой - И. Ж.) процессы воспроизводства «общественного» и «образовательно-педагогического производства». Последнее, по мнению автора, связано с глубокими преобразованиями школы как социального института, «с переходом от «зпапиево-центрической идеологии» образования... к «культурно-образной» (256; 97). Намечается совершенно определенная тенденция, предвосхищенная системой воззрений Н.К. Рериха, рассмотренной в предыдущей главе.

Однако такое изменение парадигмы образования, на наш взгляд, вряд ли может иметь характер массового движения. Культура с се опорой на нравственность, этическое начало способна зародиться лишь в индивиде. Для формирования такой личности совершенно необходимо учитывать сложный комплекс условий:

- бытие человека как высокоразвитого социокультурного существа отличается от животного биологического существования сознательной деятельностью;

сознательная деятельность невозможна без развитой способности самостоятельно мыслить;

самостоятельность мышления предполагает наличие внутренней и внешней свободы личности;

- свобода в свою очередь является необходимым условием формирования критериев нравственности и этики поведения личности. Собственно говоря, целостная личность и возникает только в процессе самостоятельной деятельности субъекта по нормам, заданным ему культурой, в которой он находится. Восточная мудрость гласит: «Целое тянется к целому, созидая мировую Гармонию». Лишь разное, непохожее, целостное по своей природе, образует высшее единство, где каждая Личность неповторима. Поэтому не случаен сегодняшний интерес школы к гуманитарным дисциплинам, которые обладают особыми возможностями раскрытия глубинных процессов духовной деятельности человека.

Немаловажную роль в формировании личности учащегося должен сыграть региональный компонент комплекса гуманитарных, культурологических, социальных и естественнонаучных знаний. Как отмечено в проекте Закона об образовании в Алтайском крае: «Национальная, региональная и муниципальная компоненты госстандартов образования призваны обеспечить подготовку нового поколения людей, любящих свой край, народ, способных содействовать их гармоничному развитию в качестве целостной системы и субъекта жизнссущсствовання Российской Федерации» (177; 49). В вузах и школах Алтайского края и Республики Алтай в учебные программы включены региональные курсы, опирающиеся на результаты научно-исследовательской деятельности специалистов в области истории культуры и естественнонаучных исследований региона. Педагогические инновации уже начинают закладывать краеугольные камни в основание возрождения региона. Так, например, совместными усилиями Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования и Лаборатории исторического краеведения Барнаульского государственного педагогического университета разрабатывается программа «Научно-методическое обоснование и организация историко-краеведческой работы в школе»; коллективом авторов АКИПКРО выпущен комплект учебно-методических материалов с мультимедийными пособиями по курсу «История культуры Алтая»; разрабатываются учебные пособия, ориентированные на учет национально-регионального компонента в образовательных стандартах.

На территориях двух субъектов Федерации (Алтайского края и Республики Алтай) развернута экспериментальная деятельность в рамках Федерального эксперимента «Культуротворческие школы России» (автор концепции профессор А.П.Балицкая), вылившаяся уже в общественное движение культуротворческих школ Алтая, региональным координатором и научным руководителем которой является автор данного исследования.

Основные положения модели культуротворческой школы развиваются наследующих основаниях:

воссоздание целостного, непротиворечивого, соразмерного человеку и особенностям его возрастного восприятия образа мира

гармония между человеком и природой, основанная на современном понимании традиционного природопользования;

преодоление узости сциентистских представлений о научном знании исключительно как корпусе естественно-математических дисциплин;

поиск способов интеграции гуманитарного и естественноматематического знания в целостном образовательном пространстве школы (см. 46).

Культуротворческая модель школы выступает как активный способ сохранения ценностного акцента в образовании, где процесс формирования духовно-нравственных основ личности происходит в атмосфере сотворчества учителя и ученика как в повседневной урочной деятельности, так и во внеурочной, когда реализуются социально значимые проекты в области экологии и экопросвещения, социальной политики, сохранения и развития традиционной культуры и т. п.

Вместе с этим представляется, что назрела необходимость разработки сквозной программы преподавания региональных курсов по вертикали: дошкольные учреждения - школы - вузы. В дошкольном возрасте и начальной школе основу регионально-национальной компоненты должно составлять изучение природы, климата, географии, основ истории и культуры региона. В среднем звене школьного образования добавляется изучение истории, культуры, по возможности, языка этносов, преобладающих в соответствующих населенных пунктах. В учреждениях, дающих полное среднее образование, предусматривается изучение экологии края, этнического состава, истории и культуры его населения. Специализированные знания производственных технологий, используемых в народном хозяйстве региона, национальных ремесел, экономики, рыночных отношений, социальной инфраструктуры и основных социальных процессов необходимы в профессиональных образовательных учреждениях. В высшей школе студенты должны осваивать нормативно-правовую базу регионального управления и экономики, изучать специфику региона как субъекта Российской Федерации, особенности его населения, менталитет его этнических и социальных групп, особенности демографического, экономического, медикосоциального, экологического, психологического,

конфликтологического, политического, криминогенного и иных состояний. Но данные знания смогут быть реализованы эффективно только в том случае, если будет выработана единая концепция изучения историко-культурного наследия Алтая, разработан сс понятийный аппарат, расставлены акценты на том, что понимается под историко-культурным наследием, в чем особенности современного преподавания истории культуры Алтая, исторического краеведения, этнографии, региональной культурологии, алтайской мифологии и т. д. При этом немаловажное значение имеет определение возможностей очагов культуры региона в реализации данной программы.

Итак, на рубеже второго и третьего тысячелетий планета в который уже раз встала перед выбором: «быть или не быть?». Стремительный научно-технический рывок, позволивший человечеству проникнуть в тайны микромира и пространства

Космоса, имеет и обратную сторону - глобальный экологический кризис. Западный (индустриальный) путь развития оказался разрушительным, механистическая научная парадигма, опирающаяся на рациональное мышление, начинает преодолеваться в квантовой физике, теории физического вакуума, синергетике и др., обогащаться знанием «структуры души», накопленном за тысячелетия на Востоке. Приходит осознание того, что цивилизация способна выжить и эволюционировать лишь при условии органичного синтеза ее накоплений с достижениями культуры всех наций и народностей. Человечество выходит на новый уровень самосознания, которое называют «экологическим» или «космическим сознанием», подчеркивая его масштабы и соответствие вселенским процессам и ритмам. Практически, все области человеческой деятельности претерпевают интеграционные преобразования. Все эти процессы предвидели, разрабатывали стратегически русские ученые-космисты.

Н.К. Рерих пошел дальше. Он предпринял грандиозную попытку: сформировать новое «энергетическое», космопланетарное, мировоззрение, нс укладывающееся ни в одну философскую систему современности, но синтезирующее их, включающее в себя глобальный охват проблем, категорий. Выдвинутая Н.К. Рерихом идея Пакта и Знамени Мира для защиты культурных ценностей, созданных человечеством и составляющих суть истинной истории планеты, стала мощным фактором объединения и духовного совершенствования людей всего мира. «Нс удивительно ли, - замечал он, - по-русски слово «мир» единозвучно и для мирности, и для Вселенной... Единозвучны по существу. Вселенское и мирное творчество неразделимы» (Архивные материалы Латвийского Общества Рериха).

Космологическая концепция культуры Н.К. Рериха, оперирующая глобальными категориями, тем не менее, не «витает в эмпиреях», а базируется на строгом научном знании. Сегодняшние открытия в области естественных, социальных и гуманитарных наук не только подтверждают прозрения нашего замечательного соотечественника, но и наполняются новым для позитивного знания этическим и духовным смыслами.

Наиболее благоприятными зонами формирования космопланетарного мировоззрения, или экологического сознания, на Земле являются зоны взаимного влияния великих культур, подобные Алтайскому региону. Уже сегодня здесь разрабатываются практические программы изучения территории Алтая как важнейшей геокосмической площадки для научных исследований природы живого вещества планеты, экологии, космопланетарных ритмов, энергопотоков, геополитики, а также осуществления оздоровления естественно-природных ресурсов, лечения, развития туризма и т. д.

Однако, для реализации этих грандиозных проектов необходимо новое знание, которое «должно быть всемирным и поддержано в полном сотрудничестве, - утверждал И.К. Рерих. - Пути сообщения не знают преград, также и пути знания должны процветать в обмене мнений. Не нужно думать, что где-то достаточно сделано для образования. Знание настолько расширяется, что требуется постоянное обновление методов» (207; 133). Огромные возможности для этого обновления заложены в современной системе образования, и поэтому не случайно мыслитель призывает: «Главное, не забудем о школах и сотрудничестве» (208; 365). Таким образом, осознавая необходимость реализации своих идей в жизнь, изыскивая пути их претворения через различные социальные институты, Н.К. Рерих вывел простую формулу развития: «...Образуйте народного учителя. Дайте ему сносное существование. Зовите молодежь сотрудниками во всех делах. Покажите молодым красоту творчества. Поймите энергетическое сотрудничество как реальнейшее познавание» (209; 377).

Региональное образование, как было уже рассмотрено, имеет целый ряд задач по совершенствованию жизни региона как подсистемы Российской Федерации. Но главная его цель - выстроить ступени на пути восхождения к новой цивилизации. Эту цель можно сформулировать словами одной из заповедей буддистов: «Спасая себя, спасаешь весь мир».

  • [1] 1“ Период первой фазы, ученый называет "вещественной цивилизацией" и определяет ее от начала истории до 1910 - 20 гг., когда произошла энергетическая революция, характеризующаяся качественным скачком в росте энергетической вооруженности.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >