Зов Алтая

ЗОВ АЛТАЯ

Алтай на перекрестке времен. Алтай как особое

Алтай как особое культурно-историческое достояние России в изысканиях ILK. Рериха

Н.К. Рерих, как уже отмечалось, будучи не только художником, писателем, но и ученым, философом, все свои творческие устремления, интуитивные прозрения и научные открытия направлял в одно русло: развитие Культуры человечества, «осветление» и «расширение» его сознания. Выстраивая свою концепцию Культуры, основанную на законах Космической эволюции, Н.К. Рерих отводил в ней значительное место проблеме Восток - Запад. Еще П.Я. Чаадаев говорил о необходимости понимания этой проблемы не географически, а «как два принципа, соответствующие двум динамическим силам природы, две идеи, обнимающие весь жизненный строй человеческого рода» (294; 153). Эти слова как нельзя более точно и емко выражают суть исследований и выводов Н.К. Рериха. И в отличие от Р.Киплинга, утверждавшего, что «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и близнецам никогда не встретиться», Рерих полагал, что это «отжившая и окаменелая идея, которую нельзя поддерживать» (216; 257), что культуры Запада и Востока имеют общие корни, которые необходимо искать в Срединной Азии. В ходе развития человеческой истории эти две мощных ветви культуры получили разную ориентацию и на протяжении многих веков двигались в противоположном направлении друг от друга, вес больше отдаляясь, породив данную проблему. Выход из создавшегося кризисного состояния Н.К. Рерих видит в синтезе культур, поиске в них общих, объединяющих, и особенных, взаимообогащающих начал. Для доказательства своей гипотезы он снаряжает Трансгималайскую экспедицию, которая, пройдя в 1923 -1928 годах через Индию, Ладак, Кашмир, Хотан, Синьцзян, Китайский Туркестан, Алтай, Бурятию, Монголию, Тибет и вернувшись обратно в Индию, должна была исследовать эту «колыбель народов» (как ее называл Н.К. Рерих) в археологическом, геологическом, естественнонаучном, историческом, этнографическом и культурологическом аспектах. Находки экспедиции исчислялись тысячами экспонатов. В этот же период художником было написано около пятисот картин и этюдов.

Сын ученого и художника, выдающийся русский востоковед Юрий Николаевич Рерих так описывает цели экспедиции, участником которой он был сам: «Научно-художественная экспедиция академика Н.К. Рериха занимает особое место в истории русских центральноазиатских научных экспедиций. Во время путешествия была пересечена высокогорная часть Тибетского нагорья и прилегающая к нему с юга Гималайская горная страна. Впервые художник смог запечатлеть на своих полотнах ландшафт малодоступных и малоизвестных областей Внутренней Азии, отобразить исключительные панорамы горных стран и воплотить в художественных образах ее народные предания. Попутно велись научные наблюдения, сборы коллекций и материалов для дальнейшего изучения не только природы этих областей, но и человека в его географической и социально-экономической среде» (цит. по 86; 3).

Позже Н.К. Рерих выпустил свои путевые заметки и наблюдения данного периода двумя книгами: «Сердце Азии» и «Алтай - Гималаи». Нс раз звучит у Рериха эта мысль: «Истинно, Алтай - Гималаи - два магнита, два равновесия, два устоя» (231; 114). Его сын, Юрий Николаевич, вспоминает: «Для Николая Константиновича Алтай на севере и Гималаи на юге были как бы полюсами единого грандиозного горного мира. Недаром дневники экспедиции, куда он заносил свои мысли, родившиеся во время странствования, были названы им «Алтай - Гималаи». Его мысленный взор охватывал весь необъятный простор Внутренней Азии, от вершин Алтая (Белуха, массив Табын-Богдо в Монгольском Алтае) до вершин Гималаев. Характерно, что снежная вершина Гэпанг, возвышающаяся над избранной Николаем Константиновичем для многих лет жизни долиной Кулу в Западных Гималаях, своими очертаниями живо напоминает далекую северную Белуху» (222; 57). Сегодня исследования ученых подтверждают мысль Н.К. Рериха о значении этих «магнитов» для движения исторического процесса, считая их движущими силами эволюции. «Естественное подобие могут явить и природные образования, которые как бы дополняют друг друга. Наиболее интересно сравнение культурно-исторических созвучий. Не случайно Н.К. Рерих назвал Алтай и Гималаи двумя магнитами, сравнив их действие с работой сердца» (136; 137). «Россия в евроазиатском пространстве индоцентрической парадигмы коммуникативно-географически тесно связана с Индостаном, причем именно по оси симметрии Алтай-Гималаи-Тибет, выявленной Н.К. Рерихом» (136; 127).

«Магниты», по определению Н.К. Рериха, могут быть мыслетворными и рукотворными. Они несут на себе наслоения психической энергии и содействуют воплощению плана эволюции. В одной из книг Живой Этики - «Озарение» - мы читаем следующее: «О заложении магнитов. Магнит кует проекцию эволюции планеты. Магнит являет непреложность. Магнит утверждает путь человеческий... Магнит или остается невидимым, притягивая течение событий; или служит центром сознательного действия; или озаряет нашедшего его человека.

Можно видеть в истории человечества, как сеть магнитов, подобно путеводным огням, вспыхивала.

Как же работает магнит? Он претворяет идеи пространства в действие. Много магнитов лежит под основанием городов. Много было находимо» (267(2); ч. 3, II - 7). В современном рериховедении (Л.В. Шапошникова, Е.П. Маточкин и др.) существует точка зрения, что такие «магниты» были заложены в ходе Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. «С точки зрения эволюции человечества, -пишет Б.В. Вершинин, научный сотрудник НИИ общей и клинической патологии, - эта экспедиция сформировала сакральный космический фокус на нашей планете, заложив энергетическое поле для будущих культур и цивилизаций» (54; 97). Эти утверждения вызывают ряд вопросов, но бесспорно то, что маршрут экспедиции был сформирован с учетом выявления этих «магнитов», т. е. посещения и исследования «зон пассионарности» (Л.Н. Гумилев) или «точек историко-культурной бифуркации» (М.С. Каган) для подтверждения гипотезы, высказанной Н.К. Рерихом об истоках евроазиатской культуры, зародившейся в «Срединной Азии», сердце горной системы Алтай-Гималаи.

М.Ю. Шишин, развивая учение В.И. Вернадского о «Живом веществе», вводит понятие астрально-ментальных структур, возникающих в биосфере с появлением человека и включением его в процесс планетогенеза. В зависимости от геообразований, а также различных видов и продуктов человеческой деятельности, упомянутые структуры имеют разное качество и накапливают свою энергетику (сравним: большие города, места массовых захоронений, торжища; или - храм, чистое место природы). И наиболее «чистыми» точками активного планетогенеза являются горные районы, где сконцентрированы уникальные сочетания минералов, редкоземельных элементов, где наибольшее количество геомагнитных аномалий и излучений, где оседает большее количество космических частиц и пыли и т.п.. Некоторые территории Земли являются не просто «чистыми», заповедными местами, а как бы конденсирующими все проявления гео-, био- и духогснсза. «Их роль... аккумулировать и трансмутировать энергии, быть своеобразной мембраной в размене энергий по линии Земля - Космос» (306; 203). Одной из таких мембран или «астрально-ментальных линз», по его определению, является Горный Алтай. Фактически, термин Шишина - это не что иное, как определение рериховских «магнитов» на языке современной научной мысли, развивающейся в русле философско-естественнонаучного космизма.

Эту же мысль развивает в своей концепции «Духовная сеть планеты» московский ученый С.А. Жуков: «Следует понимать выделенность, но не единственность и не изолированность Алтая как духовного узла, его включенность в общепланетную природнодуховную сеть и в космический пространственно-временной духовный континуум... Необходимо глубоко и всесторонне исследовать Алтай во всем многообразии его космопланетарных связей» (83; 179).

Неутомимый путешественник, археолог и культуролог, Н.К. Рерих совершил научный подвиг, пройдя весь массив горной системы Алтай-Гималаи и обследовав его с позиций естественных, общественных и гуманитарных наук. Задача данного исследования значительно скромнее: выяснить место Алтая как одного из «полюсов напряжения» названной системы в культурологической теории мыслителя. Насколько важен был для Рериха Алтай, говорит тот факт, что во время Трансгималайской экспедиции исследователь отклоняется от основного маршрута довольно значительно вглубь Алтая.

* * *

С целью уточнения маршрутов Н.К. Рериха по Алтаю и идентификации алтайских ландшафтов с произведениями художника автором данного исследования были осуществлены две экспедиции к подножью Белухи: в июле-августе 1995 года по долине реки Ак-Кем к северному подножью Белухи и в июле-августе 1996 года по долине реки Кучерлы через перевал Восточный Капчальский к истокам Катуни с южной стороны Белухи. Вторая экспедиция была приурочена к 70-летней годовщине пребывания Н.К. Рериха на Алтае и получила подробное освещение в публикациях газеты «Алтайская правда» (18 июня, 24 июля, 21, 24, 29, 31 августа, 10, 17 сентября, 1 октября 1996 года, №№ 124, 152, 174, 177 - 178, 181, 183, 190, 195, 207).

Автору данного исследования удалось довольно подробно проследить маршрут экспедиции по Алтаю и нанести его на карту (см. приложение III). Известно, что экспедиция двигалась от Барнаула через Бийск, Красный Яр, Алтайское, Баранча, Таурак, Мариинское, Черный Ануй, Мута, Усть-Кан, Кырлык, Абай, Юстик, Синий Яр. Усть-Коксу до Верхнего Уймона. Шли вдоль реки Кырлык, переправлялись через реки Эдигол, Каракол, Мута, Громотуху. Обратный путь, более удобный, показал проводник Рериха Вахрамей Семенович Атаманов от Черного Ануя через Туманово, Матвеевку, Карпово, Солоновку до Бийска. Наибольшее число вопросов вызывают маршруты от Верхнего Уймона вглубь Алтая. Ни в одном исследовании наследия ILK. Рериха не было предпринято попыток 9 уточнения данных маршрутов .

Восстановить пути следования экспедиции по Алтаю удалось на основе путевых записей Н.К. Рериха, участницы экспедиции Зинаиды Фосдик, воспоминаний крестьян Верхнего Уймона, книг профессора Томского университета А.А. Сапожникова, которыми пользовался Н.К. Рерих при составлении алтайских маршрутов, исследований Л.Р. Цесюлевича, алтайского художника, который в 1967 году искал следы экспедиции Рериха на Алтае, а также в результате осуществления двух экспедиций автором данного исследования.

Пребывание Рериха па Алтае длилось почти месяц - с 28 июля по 26 августа 1926 года. В Верхнем Уймоне (древнее старообрядческое село в Уймонской долине, расположенной близ Белухи) работа велась 12 дней. Л.Р. Цесюлевич так ее описывает: «Почти ежедневно совершались поездки с Вахрамеем Атамановым в окружающие горы с целью сбора этюдного материала. Художник побывал на белках Студеный, Погорслка, Большой Батун, Малый Батун. Выезжали обычно рано утром. Вставали Рерихи в 6 часов утра... С Атамановым они поднимались на Теректинский хребет, параллельный Катунскому...» (285; 174-175).

Но даже за такой небольшой период пребывания на Алтае Рериху удалось вскрыть колоссальнейшие пласты неизведанного в разных научных областях, которые теперь предстоит разрабатывать многим ученым. Целый ряд гипотез и прозрений «великого интуитивиста», высказанных во время посещения Алтая, уже сегодня находит подтверждение в изысканиях археологов, геологов, ботаников, а также философов, физиков, экологов, культурологов и др. Не будучи узким специалистом во всех перечисленных областях знания, но обладая огромным, поистине энциклопедическим

9 В статье Л.Р. Цесюлевича «На Алтае» (285; 170) есть строки: «Такие поездки (по следам экспедиции Н.К. Рериха по Алтаю - И.Ж.) были осуществлены автором этой статьи, а на основе собранного материала составлена уточненная карта маршрута экспедиции...» Но в книге карта не представлена, а описан маршрут только до Верхнего Уймона.

интеллектуальным запасом, Н.К. Рерих как художник мыслил образно, обладал целостным видением, что позволило ему намного опередить свое время.

Что же так привлекало художника и путешественника в этих местах? Почему он планировал сюда вернуться и продолжать исследования? Почему завещал часть своих картин ближайшему к Алтаю городу, где есть картинная галерея? Таким городом оказался Новосибирск. Почему на последнем полотне, оставшемся незавершенным на мольберте, работу над которым оборвала смерть художника, мы вновь видим Белуху? На эти и многие другие вопросы дает ответы исследование художественного творчества Н.К. Рериха, в котором, как в линзе, сфокусировались научные, философские изыскания и поэтические устремления замечательного мыслителя.

Алтай рассматривался Рерихом не только как часть огромного горного мира Азии, но и как средоточие культурно-энергетических токов. «Алтай - середина Азии» (201; 266). «Центр между четырех океанов существует» (201; 281). «Сиверные горы - Сумыр, Субур, Сумбыр, Сибирь - Сумеру. Вес тот же центр от четырех оксанов. На Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение ее приравнивается мировой горе Сумеру» (201; 291). («сиверных» -этнографическое «северных» - И. Ж.).

Еще задолго до прихода на Алтай слышит Рерих о нем удивительные речи: «И странно и чудно - везде, по всему краю хвалят Алтай. И горы-то прекрасны, и ксдры-то могучи, и рски-то быстры, и цветы-то невиданны. А на реке Катуни, говорят, должна быть последняя в мире война. А после - труд мирный» (201; 239). «Говорят, на Алтае весною цветут какие-то особенные красные лилии. Откуда это общее почитание Алтая?» (201; 260). Далеко, за пределами Алтая, в Монголии «Знают о великих временах... Знают о приходе Благословенного (воплощения Будды - И.Ж.) на Алтай. Знают о значении Алтая. Знают о Белой Горе...» (201; 294).

«Белая Гора», Белуха - вот тот «магнит», который притягивает помыслы народов Сибири, Востока. Это не только самая высокая вершина «Скверных гор» - 4506 м.. С ней связано множество легенд и пророчеств (см. гл. II, § 2 данной работы). U.K. и Е.И. Рерихи собирают эти легенды, записывают, соотносят с полученными ими ранее указаниями Учителя. В дневниковых записях Елены Ивановны Рерих за 1926 год читаем:

«1. VII. ...Явите внимание текущим делам. Считаю, должны поехать на Алтай теперь - 17-го...

  • 5. VII. ...Ио нетрудно похвалить молодую страну. Действие прежде всего, все для действия 17-го. Старайтесь успеть. Луч шлю вам.
  • 17. VIII. Явите память о семнадцатом числе, данном в Москве. Сегодня видели Белуху и долину города...
  • 7. IX. Ур. незачем слишком ограничивать себя Белухой - задача всей Азии шире - Гималаи тоже могут быть столицей. Север и юг должны быть уравновешены. Каждый приносит камень к любимому месту - так безграничен план» (230; 39-46).

Здесь, на Алтае, Рерихи должны исследовать условия для дальнейшего эволюционного развития планеты, «заложить магнит эволюции»: «Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предначертано этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандой будет местом большого центра» (35; 268).

Эта долина, лежащая на левом берегу Катуни была исследована Рерихами в двух направлениях: во-первых, с точки зрения се исторического значения в вопросе становления евроазиатского социокультурного континуума; во-вторых, с позиций оценки состояния природных ресурсов, имеющих важное народнохозяйственное значение не только для развития данного региона, но и России в целом.

Сегодня в истории, наряду с другими точками зрения, существует алтаецентристская концепция культуры. В ее основе лежит утверждение о том, что Алтай является своеобразным «котлом», в котором переплавлялись племена и народы, движимые лавиной Великого переселения и позже образовавшие современные европейские и азиатские нации и государства. Одним из первых эту мысль высказал Н.К. Рерих: «И в доисторическом, и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу» (216; 186). Так, индийский ученый Падмашри В.Р. Риши, отыскивая первоначальную родину арийцев, находит ее на Алтае. К этому выводу он пришел путем сравнения русского языка и санскрита, религии арийцев и славян, праздников индийцев и древних славян. Он рассматривает несколько гипотез разных ученых, утверждающих, что родиной ариев были: Арктика, Скандинавия, Рипейские (Уральские) горы, Южная Русь (от Днепра до Уральских гор). И одна из гипотез, высказанная доктором Р.Г. Харшем из Афского университета, утверждает, что «родиной арийцев является гора Меру или Сумеру Парбата, как упоминается в некоторых Пуранах и Махабхарате..., что Меру в Пуранах - это не что иное, как Алтайские горы в Центральной Азии..., что основное местопребывание Бога Творца, Брахмы, было на самой Меру» (183; 22). Сравним у Рериха: «...Сибирь - Сумеру. Все тот же центр от четырех оксанов...» (201; 291). Он однозначно приравнивает Белуху мировой горе Сумеру. Алтайцы называют Белуху: «Ак-Сюмёр», что значит «Белая Сюмёр», где обитает дух Алтая - Алтай-ээзи: «На священной горе Ак-Сюмёр - на самой высокой горе, увенчанной тремя белыми пиками» (237; 62). А также «Кадын-Бажи» (Вершина Катуни) и «Юч-Сюмер» (147; 6). В одной из легенд разъясняется последнее название Белухи. «Имя Ориона часто связывается с повествованиями о Гесер-хане. На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре. Уч - Орион. Сюре - жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру. На гору Уч-Сюре восходят по белому хадаку. Небесная птица на горе Уч-Сюре победила дракона. Цаган-убугун - «белый старик» - всегда близок Большой Медведице» (230; 52-53).

В.В. Сапожников в монографии «По Русскому и Монгольскому Алтаю» (241; 163) приводит еще другие названия Белухи: «У калмыков на Аргуте я слышал еще другое название -... Ак-су-рю, т. е.

«с белой водой». Наконец, киргизы Южного Алтая называли мне Белуху - Мус-ду-тау, т. е. «ледяная гора». А.М.Сагалаев добавляет еще: «Уч-Айры» («с тремя раздельными вершинами, развилками», -несмотря на то, что в действительности гора имеет две вершины) (237; 63). Сагалаев переводит слово «Уч» как сакральное «три», сравнивая с понятиями «Уч-Курбустан» - Три Курбустана, триединое небесное божество; уч-порукту Бай Ульгень - в тройной шапке священный Ульгень (см. 236). В легенде «Уч» переводится как «Орион». Вероятно, эти трактовки не должны противоречить друг другу, т. к. в обоих случаях речь идет о священном, сакральном, и в то же время, в созвездии Орион выделяются три ярких звезды - так называемый, «Пояс Ориона». Но эта проблема требует еще тщательной этимологической проверки.

Совсем недавно стали доступны труды «последнего евразийца» Л.Н. Гумилева, использовавшего в своих исследованиях принципы полицентризма и синтеза истории и географии, которые разрабатывают высказанные Н.К. Рерихом идеи о значении космокультурных центров Азии, включая Алтай, в процессе становления евразийского пространственно-временного континуума культур.

В период Великого переселения, по мысли Л.Н. Гумилева, большая часть лавины кочевников двигалась в направлении с востока на запад по Великой степи. Горный кряж Алтайских гор, пересекая на востоке Арало-Каспийскую равнину, оказался как раз на пути движения огромной массы кочевников. После монотонных степных ландшафтов, после гибельных пустынь и болот Монголии Алтай воспринимался как благословенное место. Гумилев не случайно называет его «укрытием». «Склоны этих гор, - пишет он, - одно из красивейших мест Земли, и неудивительно, что обитатели Алтая мало похожи по культуре, быту и историческим судьбам на жителей степи... По отношению к степным соседям Алтай - крепость, «Крутой скат» (Эргене Кун), где при любых переменах вокруг можно отсидеться, не сдаваясь противнику. Пищи там достаточно. Для скота есть прекрасные пастбища...» (74; 151). А.М. Сагалаев так же акцентирует внимание читателя на определении «укромный»: «После открытых просторов слегка волнистой равнины погружение в гориые долины воспринимается как переход от пространств незащищенных к местам укромным, которые дадут человеку приют и надежную защиту. Алтай обступает, обволакивает, принимает в себя человека. Но он же требует и ответных усилий души...» (237; 61).

Поэтому вполне естественно допустить, что, оказавшись в долинах Горного Алтая, кочевники не спешили покидать эти места, пока не вытеснялись «вновь прибывшими» потоками переселенцев. Таким образом, происходило тесное взаимодействие, взаимовлияние, ассимиляция культур разных племен, нередко враждовавших друг с другом. «Алтай - самое благоприятное место для сохранения культуры, даже зародившейся совсем в других местах; потому так богата и разнообразна археология Алтая» (74; 151). На территории Центрального и Южного Алтая встречается огромное количество петроглифов, изображающих зооморфные рогатые фигуры (козлов, маралов) (см. прил. II; 44), которые почти буквально повторяют петроглифы, изображенные на картине Н.К. Рериха «Камни Лахуля» (1932 г.); США (см. прил. II; 43)[1].

Провести широкие археологические изыскания на Алтае у Рерихов нс было возможности из-за ограниченности во времени. В основном велся сбор исторического и фольклорного материала. Но и в столь краткий срок работы ученый приходит ко многим важным выводам, предвосхитившим открытия в области истории, археологии, фольклористики. «В пределах Алтая можно также слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах... Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов...» (216; 185) И далее он продолжает: «Проведите линию от южнорусских степей и от Северного Кавказа через степные области на Семипалатинск, Алтай, Монголию и оттуда поверните ее к югу,

чтобы не ошибиться в главной артерии движения народов» (216; 191). Эти утверждения строились на основе обильного фактологического материала, собранного экспедицией Н.К. Рериха. Сегодня в районе ее пребывания известны следующие археологические памятники Горного Алтая, подтверждающие правомерность выводов и умозаключений исследователя:

  • 1. Группа курганов на западной окраине с. Верхний Уймон;
  • 2. Курганы около с. Мульта;
  • 3. Курганы около с. Огневка;
  • 4. Семь каменных древнетюркских изваяний в урочище Тургунда около с.Тюнгур;
  • 5. Могильник Кастахта, насчитывающий в 1986 г. более 60 курганов;
  • 6. Поселение Кастахта-1. Расположено на правобережной террасе р. Кастахта;
  • 7. Поселение Кастахта-2. Расположено в 400 м к юго-западу от с .Кастахта;
  • 8. Поселение Кастахта-3. Расположено в 600 м к юго-западу от с. Кастахта;
  • 9. Могильники Кучерла-1 и Кучерла-2;
  • К).В долине р. Тюнгур у подножия гор Байда и Кырги расположено 8 курганных могильников;
  • 11. В долине рек Большая и Малая Катанда обнаружено 27 памятников. Среди них стоянка каменного века;
  • 12. Два могильника около с. Катанда;
  • 13. Поселение Нижняя Катанда, расположенное в 3,5 км к северо-востоку от с. Катанда;
  • 14. Поселение Катанда, расположенное в 3 км к северу от с. Катанда;
  • 15. Поселение Челтук-1, расположенное в 2 км к востоку от с. Катанда в северной части лога;
  • 16. Поселение Челтук-2, расположенное в южной оконечности лога в 2 км к востоку от с. Катанда;
  • 17. Курганы в с. Амур;
  • 18. Наскальные рисунки у р. Ак-Кем;
  • 19. Поселение Чендек-1, расположенное на левобережной террасе р. Чендек в 120 м к северу от окраины с. Чендек;
  • 20. Поселение Чендек-2, расположенное в 700 м к северо-западу от окраины с. Чендек;
  • 21. Поселение Баштала, расположенное в 200 м к северу от окраины с. Баштала;
  • 22. Поселение Теректа, расположенное на правом берегу р. Теректа и др.
  • (см. 172; 11-13).

Современные исследования социальной системы Горного Алтая (А.П. Макошев, Л.Н. Рыжков, А.С. Суразаков и др.) утверждают идею его этнокультурного единства (в гумилевском смысле), построенного на устойчивой межэтнической комплементарности. Только культура алтайцев испытывала на себе влияние азов, теленгитов, уйгуров, енисейских кыргызов, кыпчаков, саянцев, финно-угров, монголов; более двух веков назад здесь возникает устойчивый тюркославянский симбиоз; большое место занимает культура алтайских казахов. Именно на Алтае, указывал Н.К. Рерих, нужно искать истоки европейской культуры: «Сибирские древности, следы великого переселения в Минусинске, Алтае, Урале дают необычайно богатый художественно-исторический материал для всего общеевропейского романеска и ранней готики» (216; 160).

И опять же, причиной тому - «вмещающий ландшафт» (Л.Н. Гумилев), который обуславливал тесное взаимопереплетение культур, оказавшихся в одном «котле». Географическое положение Горного Алтая «на стыке Великого пояса евразийских степей и просторов Центральной Азии, сочетающей в своем этнокультурном пространстве элементы культур почти всего Евразийского региона... Население Горного Алтая, в силу особенностей своего географического положения и ландшафта, на протяжении тысячелетий выступало как своеобразный конденсатор евразийского культурного многообразия», - утверждает в своих изысканиях алтайский исследователь А.С.Суразаков (257; 194-196).

Н.К. Рерих также говорил об уникальности климатических и геологических условий Алтая, о богатой флоре и фауне, а также о неразработанности этих богатств и неразвитости промышленности. «... Нетронутые недра, радиоактивность, травы выше всадника, лес, скотоводство, гремящие реки, зовущие к электрификации - все это придает Алтаю незабываемое значение» (216; 185). Экспедиция Рериха ставила своей задачей исследование геологических богатств массива Белухи. Для сбора материала были привлечены и крестьяне Уймона, женщины шили мешочки для образцов. Во время этих изысканий были найдены свинец, каменный уголь, золото, железо. В очерках «Клады захороненные» и «Жальник, место сострадания», позже вошедших в книгу «Шамбала», Н.К. Рерих пишет: «Недавно в нашей кузнице проезжий чинил колесо. Он говорил, и я подслушал: «Под землей в Сибири, - сказал он, - много богатств захоронено. Охраняй Сибирь!.. На высоких склонах Алтая старые сосны и ели заняты мирным общением... Их корни знают, какие богатства, какие неисчислимые минеральные сокровища хранятся в каменных глубинах гор для будущего процветания человечества» (221; 86-87).

По воспоминаниям Ф.П. Лаптева, Рерих посылал из Уймона письма наркому Чичерину и председателю Горно-Алтайского райисполкома Алыгазову с предложением о заключении концессионного договора на разработку полезных ископаемых горной системы Белухи совместными усилиями СССР и США. Предполагались постройки новых рудников, завода, реконструкция старых заводов, строительство железной дороги от Барнаула до Катанды (см. 284; 181).

Венцом же всех этих работ должен был стать город, для которого было уже и место найдено - долина между Уймоном и Катандой, и имя придумано - Звенигород, (см. в гл. II, § 2 настоящей работы).

Не менее интересен был Алтай для Н.К. Рериха духовными накоплениями народов, его населявших. Здесь сошлись языческие верования алтайцев с двумя мировыми религиями: христианством и буддизмом. Причем героический эпос «Маадай-Кара», «Очи-Бала» -это «Тайная доктрина» алтайцев (М.Ю. Шишин), содержащая законченную духовно-философскую космогоническую систему, близкую тем, что даны в учениях Тибета, Китая, Индии.

Христианство представлено здесь двумя ветвями: православием и старообрядчеством. Религиозно-подвижническая практика старообрядцев, пришедших на Алтай в поисках Беловодья, сыграла большую роль в формировании духовной культуры края (см. 141; 29 -48).

Исследуя истоки сказаний о Беловодье, ученый приходит к выводу, что «...в основе сведений о Беловодье лежит сообщение из буддийского мира. Тот же центр учения жизни (Шамбала - И. Ж.) перетолкован староверами. Путь между Аргунью и Иртышем ведет к тому же Тибету» (201; 281). Во время путешествия по Тибету, рассматривая возле Хогана развалины буддийских храмов и ступ, Рерих замечает: «через эти именно места сам Будда проходил во время пути своего к Алтаю» (216; 231). Об этом говорят легенды Азии: «Известны места подвигов Будды на Ганге. Известны места рождения и смерти Учителя в Непале. По некоторым указаниям посвящение совершилось еще севернее - За Гималаями... Легендарная гора Меру по Махабхарате и такая же легендарная высота Шамбала в буддийских учениях - обе лежали на север...» (цит. по 21; 128). Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи нередко упоминают в своих работах Северную Шамбалу - второй «магнит» культурного напряжения евразийского континента, роль которого и играет Алтай.

Как археолога Рериха очень интересовали памятники древней скульптуры. «Особенно интересны были каменные бабы, совершенно того же характера, как каменные бабы южнорусских степей» (216; 190). Художник много рисует подобные каменные бабы, менгиры, керексуры, которые встречаются по пути Трансгималайской экспедиции. И каждый раз он не перестает удивляться тесным связям культур Востока и Запада, язычества и монотеизма. Исследования современных ученых подтверждают влияние оуддииского пантеона на иконографию тюрков Алтая. Существует определенное сходство между древнетюркскими каменными изваяниями и скульптурными изображениями Будды, известными в Средней Азии еще в дотюркский период. У некоторых изваяний на голове просматривается подобие буддийской ушниши ( см. 237; 72); (259).

На самом же Алтае, в Ойротии, ждут прихода Благословенного Будды, или. как его здесь называют, - Белого Бурхана. Здесь весной и летом 1904 года возникла новая, синкретическая форма религии -бурханизм, которая противопоставила шаманистским культам некое подобие монотеистического культа. В нем переплелись черты тюркского героического эпоса с элементами буддизма: Белый Бурхан (Белый Бог, в противовес шаманским черным богам) посылает на Алтай своего вестника Ойрота, чтобы тот дал народу Учение Белого Бурхана (буддизм). Эпический богатырь Ойрот, собирательный персонаж алтайских мифов, именуется в песнях ярлыкчи, служителей культа бурханизма, по-разному: Золотой Ойрот-Бурхан, Дорбон-Ойрот, Прекрасный царь Ойрот и т. д. В 1897 году был установлен факт существования у южных алтайцев рода ойрат. Л.Н. Гумилев в своих трудах (72; 260); (73; 327) говорит, о могущественном еще в XVIII веке племенном союзе ойратов, которые сдерживали китайскую агрессию на север, как раньше это происходило, благодаря хуннам, тюркам и уйгурам. Ойраты - это самая воинственная часть монголов, поселившихся в Джунгарии в начале XIV века в результате разделения монголов на восточных и западных и вплоть до 1758 года, когда маньчжуро-китайские войска династии Цинь истребили этот мужественный этнос. В системе алтайских космогонических мифов упоминается «Ойрот-книга». Именно в этом мифологическом сюжете исследователи отмечают значительное количество монгольских терминов, а также сюжетных параллелей и содержательных связей с постулатами буддизма, проникшего на Алтай из Монголии, (см. 131; 8-22); (238; 61).

Итак, мы видим, что на Алтае сошлись три мощных религиозных ветви. Поэтому Алтай рассматривается культурологами как один из «эпицентров культурогенеза Евразии». «Здесь отмечается феномен особого воздействия на психику человека, отраженный в многочисленных преданиях, мифах, легендах, визионерском опыте... Все вышеперечисленные духовные потоки в свою очередь сложили мощные духовные (астрально-ментальные) накопления», - утверждает искусствовед М.Ю. Шишин, разрабатывающий идею об «астральноментальных линзах» планеты (306; 203). В своих изысканиях он близок идеям Г.С. Лебедева, который в своей монографии, посвященной истории отечественной археологии, в главе «Категории нового мышления в современной археологии» представляет структуру археологической культуры на двух уровнях:

  • а) ареальном - рассматривающем демографию древнего социума в биогеопространстве;
  • б) культурно-историческом уровне, когда в характеристику артефакта вводится понятие «признак», раскрывающее психоэнсргстичсский потенциал явления. Таким образом, археологическая культура оказывается составляющей всего культурно-исторического (культурно-энергетического) процесса, развивающегося из биосферы в ноосферу (см. 135; 449). Поэтому нс случаен интерес Н.К. Рериха к археологии Алтая. В свете его культурологической концепции археологическая культура данного региона несет в себе мощный культурно-энергетический потенциал нс только в плане освоения наследия предков, но и в плане дальнейшей эволюции человечества.

В 1986-91 гг. Международным институтом космической антропоэкологии (Новосибирск) на Алтае проводились экспедиционные работы по исследованию биосферно-геофизических сопряжений и их влиянию на этно-, фило-, и онтогенетические процессы, эволюционно развертывающиеся в данном регионе. Результаты экспериментов, в ходе которых было выявлено большое количество аномальных гео-биосферных зон на территории Алтая, привели ученых к неожиданным выводам. Фиксация интеллектуальных и других энергетических потоков самих испытателей, помещенных в подобную резонирующую пространственную ячейку, переводила их из разряда «наблюдателей» в разряд «участников» биогеофизических процессов. Тогда появляется возможность понимания древнейших ритуалов человека с точки зрения палеопсихологического и космопланетарного их значения. Следовательно, «энергоинформационный обмен между организмом отдельного человека, популяции в целом и энергоактивными зонами Земли имеет в этом регионе существенные особенности, определяющие высокую информационную насыщенность Алтая, с одной стороны, а с другой - влияние па этно-, фило- и онтогенез у алтайских народов, являющихся носителями еще не раскрытых наукой космических сопряжений» (264; 167).

Новосибирский врач, академик В.П. Казначеев, много лет занимающийся изучением иррациональных свойств человеческого сознания и проблемой возникновения разума на Земле считает, что горную систему Алтай - Гималаи можно рассматривать как древнейшую площадку Геи (т. е. Земли как живого существа), где взаимодействие планеты и ее космического окружения идет напрямую через планетную пнсвматосфсру (по определению 11. Флоренского). И Алтай - один из немногих регионов, «где эта пневматосферная особенность наиболее свежа, наиболее глубоко сохранилась». (103; 104). Поэтому «та память, которая хранится в кристаллических водах Телецкого озера, то, что содержится в воздушной атмосфере, в биосферных покровах, флоре, фауне - все это составляет уникальные резервы для выживания человечества» (103; 105).

Изыскания и предсказания Н.К. Рериха о месте Алтая в системе евразийской культуры не только оправдались, но и оказали мощное воздействие на стратегию современного исследования и развития региона.

На первой международной конференции «Алтай - Космос -Микрокосм», проходившей в Барнауле - Верхнем Уймоне в 1993 году, было заявлено о необходимости внедрения международного проекта «Мировой центр космической антропологии на Алтае» в планы исследований. Сейчас уже в рамках реализации проекта создается Институт Уймонской долины, который призван выступить в роли научно-организационного центра, обеспечивающего эффективное взаимодействие ученых, философов, политиков, деятелей религии и культуры по обобщению научных идей и открытий, религиозных доктрин и философских концепций, информационнопроизводственных технологий и социальных программ. Главной целью деятельности института является выработка устойчивой духовно-экологической стратегии мирового развития, разработка фундаментальных принципов и ценностей биосферно-ноосферной цивилизации III тысячелетия, параллельно с их практическим внедрением и апробацией в уникальном биосферном регионе Горного Алтая (см. материалы 1-й, 2-й и 3-й международных конференций «Алтай - Космос - Микрокосм». Алтай, 1993, 1994, 1995 гг.).

Проект Парка предусматривает не только создание заповедника, туристско-оздоровительного комплекса, но и открытие Школы искусств, где основной акцент будет поставлен на возрождение навыков традиционных алтайских и русских народных промыслов; накопление банка данных о целебных возможностях трав, минералов, продуктов мараловодства и пчеловодства; оказание медицинской и профилактической помощи жителям района.

Пространство парка становится площадкой организации эколого-экономической зоны «Горный Алтай», главной целью которой является создание модели гармоничного сосуществования человека и природы, базирующейся на принципах ноосферного мировоззрения и общечеловеческой культуры; исследование Алтая во всем многообразии его космопланетарных связей.

Кроме того, авторы проекта подчеркивают необходимость осознания существования астрально-ментальной линзы над территорией Горного Алтая, что предъявляет «повышенные требования к духовно-нравственному уровню жителей, и, особенно, самих исследователей ее структуры» (306; 203),

* * *

Вскрытое Рерихом геокультурное, и в том числе геополитическое значение Алтая для развития планеты обусловлено следующими факторами:

  • - Алтай расположен в центре самого большого по площади и населению евроазиатского материка;
  • - Алтае-Саянская горная страна находится почти на одинаковом расстоянии от всех четырех океанов;
  • - Алтай находится на стыке различных религий (христианства, ислама, буддизма, шаманизма); языков (индоевропейская языковая семья, алтайская, китае-тибетская); этносов (славяне, тюрки, монголы, китайцы, тибетцы); рас (европеоиды, монголоиды);
  • - Алтае-Тибетское нагорье - один из центров происхождения человека; Алтай - один из центров общечеловеческой культуры (Улалинская стоянка, Денисова пещера, Пазырыкские курганы и др.);
  • - Алтай, обладающий неповторимой геофизической структурой, один из наиболее выдающихся палеопсихических,

палеопсихотропных, пневматосферных регионов на поверхности Земли.

Этот уникальный уголок Земли призван выполнить особую объединительную геополитическую и культурную миссию, для чего и начинают создаваться необходимые условия: структурная перестройка экономики региона, гармонизация отношений между человеком и природой, переход от замкнутой модели развития к открытой, развитие приоритетности гуманитарных областей знания и видов деятельности человека, в том числе в системе образования. И если здесь, на Алтае, глобальные проблемы человечества будут решаться при помощи неантропоцентристских методов, то горная система Алтай - Гималаи может оказаться первой стартовой площадкой для оригинальных путей исследования космического пространства (см. 103; 106). Тогда человек, проникая в ближний и дальний космос, не будет искать дополнительных источников энергетических или минеральных ресурсов, а, познавая космос, найдет их здесь, на Земле, и ощутит своей прародиной бесконечное геокосмическое пространство, сутью которого является сам человек.

  • [1] В книге Н.К.Рсриха «Химават». Самара, 1995 г., илл. между стр. 64-65 опа названа «Камни Ладака».
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >