Эсхатология Платоиа, или Путешествие как воспоминание души

Вообще-то, эсхатологией принято называть учение о конечных судьбах мира и человека (Bultmann R., 1957). Платон называет эсхатологией учение о познании как воспоминании, связанном с верою в предсуществование души, а этим объясняется ее бессмертие. Поскольку познание как воспоминание есть факт индивидуальной душевной жизни, индивидуальной душе принадлежит предсуществование и бессмертие.

-ф- 72. Путешествие позволяет человеку обратиться к эсхатологическому опыту души, т. е. вновь пережить те моменты, которые были уже пережиты в прошлой жизни. Тогда поверхностные, казалось бы, впечатления могут быть многократно усилены.

Аристотель и его перипатетическая школа как идея путешествия

Аристотель Стагирит (384-322 до и. э.) - величайший древнегреческий философ, основавший школу перипатетиков. Сочинения Аристотеля охватывают почти всю область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование. Он создал всеобъемлющую систему греческой науки.

-ф- 73. В начальный период жизни Аристотель много вынужденно путешествовал. Он рано потерял родителей и отправился сначала в Атарней (Малая Азия). Прежде чем вернуться в Афины, он посетил многие города Малой Азии и Греции {Александров Г. Ф., 1940).

Скитания привели Аристотеля в Македонию, к царю Филиппу, и некоторое время Аристотель воспитывал его 13-летнего сына - будущего императора Александра Великого. Это он в большей мере привил будущему владыке мира величие политических замыслов и подвигов, покровительство наукам и искусствам, а также любознательность (Зубов В. П., 1963).

ф- 74. В ходе многочисленных бесед Аристотель и Александр нс раз, естественно, обсуждали будущий маршрут великого полководца. Почему же было выбрано восточное направление? Видимо, сказалось убеждение Аристотеля в том, что источник мудрости и знания следует искать на Востоке (Штар, 1830).

75. Согласно логике Аристотеля, вся совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий. ибо не существует изначального понятия, которое могло бы быть предикатом всех других. Поэтому необходимым требованием логики путешествия является выявление высших понятий (родовых категорий), к которым сводятся все остальные. Когда Аристотель учил Александра Македонского, то он ему указывал, что высшей категорией его будущего странствия должна стать система восточных знаний (Казанский А. П., 1891).

76. Аристотель видел высшую цель познания в самом познании. Разум для него - деятельное начало познания. В этой логике умещается оценка Аристотелем и его учениками путешествия - как разумной деятельности путешественника ради расширения круга знаний.

Аристотель известен как основатель многих отраслей знания: теории мышления, теории политики, учения о нравственности, теории искусства, общей физики, а также отдельных научных дисциплин естествознания: психологии, астрономии, зоологии. Но главной проблемой его жизни была задача преобразования идеалистического миросозерцания Платона в научную систему знания. Основную часть философии Аристотель именовал «Метафизика». В ней было подвергнуто критике учение Платона об идеях и дано решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное - то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее - то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познается.

Аристотель предложил соединить два платоновских мира в одну диалектическую модель. Мир идеальный существует в мире конечных предметов, а осуществляется он путем развития.

  • 77. С точки зрения Аристотеля, путешествие - всего лишь возможность. Действительностью она становится, когда идея придает ей форму. Путешествия реализуются и развиваются только в конечных предметах. Путешествие, по Аристотелю, есть единство «материи» и «формы». Путешествие есть форма, которую деятельность людей принимает вне места постоянного действия местных богов. С точки зрения античной философии, материальным считается местный мир этноса. Тогда вся реальность путешествия является последовательностью переходов от материнского ландшафта к форме путешествия, а затем наоборот - от «формы» к «материи» (Карпов В., 1917).
  • 78. Всякий путешественник для объяснения сущего должен был исходить из четырех причин:
    • • всякая вещь такова, какова она есть в силу сущности и сути бытия (формальная причина);
  • • всякая вещь возникает из материи и субстрата (материальная причина);
  • • всякая вещь начинает движение в силу движущей причины;
  • • всякое движение осуществляется в силу целевой причины.
  • 79. Путешествие предпринимается ради изменений в действительности. Изменения порождают движения. Аристотель различал четыре рода изменений действительности:
    • • качественное, или изменение;
    • • количественное, или увеличение (уменьшение);
    • • перемещение - пространственное движение;
    • • возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум изменениям.

Всякое путешествие результирует все эти изменения в конечное преобразование действительности.

  • 80. В путешествии возможно «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Диалектическое познание дает «мнение», получаемое из опыта, аподиктическое - достоверное знание. Согласно Аристотелю, опыт не является критерием достоверности знания, ибо высшим принципом знания является непосредственное умственное созерцание. Однако, поскольку Аристотель видел цель науки в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции, то путешествие дает возможность получения:
    • • знания о местности, которое может быть приобретено из опыта;
    • • убеждения в том, что это существенное знание должно быть доказано как силлогизм {Maier Н., 1900; Лукасе-вичЯ., 1959).
  • 81. Путешествие должно выявлять факты и условия биологической целесообразности биологической жизни и деятельности человека.
  • 82. В путешествии выше всего ставится так называемая дианоэтическая деятельность разума, которая заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. Доля раба - физический труд. Он должен быть отделен от умственного, составлявшего привилегию свободных людей.
  • 83. В путешествии следует стремиться к метриопатии -этической добродетели, предполагающей регулирование деятельности как середины между двумя крайностями. Например, следует быть щедрым, что есть середина между скупостью и расточительностью.
  • 84. Путешествие наряду с познавательными задачами выполняет также функции воспитания. Трем видам души соответствуют, по Аристотелю, три взаимосвязанные стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Задачами путешествия являются среди прочих развитие высших сторон души - разумной и волевой (Зелинский Ф. Ф., 1916).
  • 85. Аристотель был первым, по замечанию К. Маркса, кто «прекрасно объяснил, как из меновой торговли между различными общинами возникает необходимость придать характер денег специфическому товару, имеющему стоимость» (Маркс К., т. 13). Так же и в путешествии деньги впервые становятся «всеобщим средством обмена» и результатом соглашений с другими этносами (Реуэлъ А. Л., 1959).

Перу Аристотеля принадлежат также исследования по психологии, поэтике, риторике. Особенно прославлена «Метафизика» Аристотеля, в которой дан глубокий анализ основных начал, понятий и проблем философии.

В школе Аристотеля всегда происходила значительная работа в различных областях истории и естествознания. Так, ученик Аристотеля, Феофраст, занимался ботаникой, историей физики, этическими и политическими проблемами, Евдем - этикой и историей науки, Аристоксен - теорией музыки, Дикеарх -историей культуры Греции.

86. Путешествие в Древней Греции во многом следовало традициям жизни философских школ, особенно в сфере разделения труда участников путешествий. Путешественники не только отвечали за решение отдельных жизненных задач, но и специализировались в определенных областях естествознания.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >