КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Конфликтологическая мысль в Западной Европе в Средние века (VI-ХП вв.)

Раннее Средневековье в Западной Европе (VI - IX вв.).

В V в. Западная Римская империя прекращает свое существование. Наступают «тёмные века», как принято называть раннее средневековье (VI - IX вв.) ввиду наступившего упадка образованности и культуры. Варварские нашествия стёрли с лица Западной Европы немногие «островки» учености и знания, и последние образованные люди находят пристанище в монастырях и при дворах некоторых варварских королей. Одним из них был знатный римлянин Боэций (480 - 524), философ и ученый, занимавший высокие должности при дворе остготского короля Теодориха, но впоследствии казнённый по обвинению в измене. Перед казнью он написал трактат «Утешение философией», в котором попытался объяснить, почему в мире царит несправедливость и что является основанием для совершения добродетельных поступков. По мнению Боэция, наградой является само совершение такого поступка, а поступок несправедливый не может принести человеку действительного блага.

Боэцию принадлежат также и богословские труды. В сочинении «О святой Троице» он выступает в поддержку того понимания Троицы, что было принято на Вселенских соборах, что не могло понравиться арианину Теодориху и его окружению. Доказывая, что Троица есть единый Бог, а не три божества, он использует аристотелевские категории сущности и отношения: три ипостаси едины по своей сущности и различаются согласно их взаимным отношениям (при этом Боэций оговорился об условности применения категорий к сфере божественного). Касаясь христологической проблемы (как в одной личности Христа соединены человеческая и божественная природы), Боэций сформулировал классическое определение личности: «Личность есть индивидуальная субстанция разумной природы». Обсуждая вопрос о совпадении в Боге его предикатов (существования, благости), Боэций проводил различие между «тем, что существует» (id quid est) и бытием (esse). Только в Боге, в силу его простоты, «то, что существует» и бытие совпадают необходимым образом, остальные вещи обретают существование, лишь будучи причастными к бытию1.

Казнь Боэция, называемого «последним римлянином», ознаменовала собой мученический конец античной философии в Западной Европе. Но в то же время, учитывая богословскую направленность многих его трудов, именно Боэция следует считать предшественником схоластики - особого типа средневекового философствования, ставящего целью обоснование религиозных догм и положений при помощи логических и философских доводов. Окончательно схоластика сформировалась позже, к XI в., и на протяжении XI - XIV вв. развитие конфликтологической мысли происходило в её рамках.

Завоевание варварами Западной Римской империи погрузило всю Западную Европу в состояние глубокого культурного кризиса, первые признаки выхода из которого стали наблюдаться лишь к концу VIII в. В это время начался некоторый подъём гуманитарной культуры, связанный с образованием империи Карла Великого (768 - 814) и названный по его имени «Каролингским Возрождением». В империю Карла, охватившую территорию нынешней Франции, а также частично Италии и Германии, перебираются образованные люди из других западноевропейских стран, в частности, из Ирландии и Англии, на которые как раз в это время усилились набеги викингов. При Карле Великом стали открываться церковные и светские школы, в которых преподавались «семь свободных искусств», подразделявшихся на «тривиум» и «квадривиум». В тривиум (букв, «трехпутье») входили три наиболее простых предмета: грамматика (письмо), риторика (чтение) и диалектика (умение рассуждать). Квадривиум состоял из четырёх более сложных предметов - арифметики, геометрии, астрономии, музыки[1] . При дворе Карла Великого образуется кружок любителей литературы, причём не только религиозной, названный «Академией». Возглавлял её англосаксонский учёный монах Алкуин из Йорка (ок. 730 - 804), которого иногда называют родоначальником западноевропейской схоластики. Большое значение Алкуин придавал диалектике.

Для него это не просто искусство спора, но и способ систематизации богословских проблем и понятий.

Церковь отнеслась к диалектике с большим подозрением. Так, даже через несколько веков после Алкуина, Пётр Дамиани (1007 - 1072) заявил, что диалектика - это источник греха и ереси, а философия -вымысел дьявола. Человеку вполне достаточно Священного писания. Правда, смягчал свою позицию Дамиани, диалектика и философия всё же допустимы, но только в качестве смиренных служанок богословия. Тем самым он хотел подчеркнуть, что диалектика не вправе самостоятельно анализировать христианские догматы. Перекликаясь с Тертуллианом, Дамиани утверждал полное превосходство веры над разумом. Подобная позиция, означавшая абсолютный запрет на рассуждения, даже самые благочестивые, не была полностью приемлема для церкви. А вот формула о диалектике (философии) как служанке теологии оказалась вполне реалистичной, и философские споры в схоластике носили теологический характер1.

Известен спор ученика Алкуина по имени Рабан Мавр (780 - 835) с Готшальком (ок. 805 - 865). Они, как и Августин, обсуждали вопрос о предопределении, причём Готшальк отстаивал тезис о «двойном предопределении» - человеческие души, считал он, абсолютно и фаталистически предопределены либо к погибели в аду, либо к спасению в раю. Эта идея напоминала точку зрения Августина, хотя упрощала и ужесточала его взгляды. Рабан Мавр выражал смягчённую точку зрения на предопределение, принятую церковью и подчеркивавшую ее спасительную роль. В эту дискуссию вступил один из самых замечательных мыслителей IX в. - Иоанн Скотт Эриугена (ок. 810-877).

  • [1] История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, С. 109. 2 «Семь свободных искусств» были впервые названы и охарактеризованы Марцианом Капеллой (V в.), а подробно систематизированы Боэцием и его учеником Кассиодо-ром (ок. 487 - 578). 3 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. -С.479.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >