ТРЕТЬЯ. КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Аксиоматизация познания

3.1. Аксиоматика научного познания

Методологическая роль мировоззренческих концепций

Ранее мы ознакомились с мировоззренческими концепциями в естествознании. Сопоставляя стационарность и эволюционизм, следует четко осознавать две важнейших особенности этой диады. Во-первых, две концепции, являясь компонентами мировоззрения, отражают разные грани поведения и описания природы и потому взаимно дополняют друг друга. Во-вторых, представления о стационарности и эволюционизме, родившись в естествознании, были осознаны как концепции гносеологические, базирующиеся на общих закономерностях познания. Они оказались действенными во всех природных проявлениях: существовании и развитии неживой («косной») материи, в становлении и эволюции человека и человечества. Они же безупречно работают и во всех творениях человечества: обществе, мировой культуре, техносфере. И обязательно - в сфере самого человеческого познания.

Аксиоматика научной методологии

Первым компонентом теоретического уровня познания является аксиоматизация. Аксиома - это то, что в данном исследовании принимается за непременную истину.

Аксиома первая. Дедукция (deductio - выведение) и индукция (induction - наведение) как способы генерации нового знания образуют систему.

Концептуальный подход, сущность которого мы обсудили во Введении, по сути своей есть реализация преимущественно дедуктивной идеи. Частное знание выводится из общего. Так, всеобщий закон сохранения энергии носит характер дедуктивной истины. Он дает нам возможность делать очень точные прогнозы поведения многих конкретных технических и природных систем. Но обобщенные знания («дедуктивные истины») возникают не вдруг и не сами по себе. Сообщество ученых формулирует их, опираясь на опыт, на индуктивный подход, отыскивая общее в массивах эмпирических данных. Мы сводим их в систему, появление которой и означает установление новой общей закономерности (принципа, закон, постулата). Само понятие энергии и закон её сохранения в свое время были сформулированы как обобщение огромного массива опытных данных самых различных ветвей естествознания (механика, термодинамика, первичный электромагнетизм, биология). Открытие самих законов сохранения и их системное осознание подтверждают необходимость и эффективность синтеза индукции и дедукции. Ещё один пример -только что изученное вами последовательное построение картин мира. Накопление частных знаний, количественное нарастание информационных массивов и их системное осмысливание интеллектуальной элитой общества - это и есть «технология» создания качественно новых картин. Дедуктивная мощь таких картин очень велика. Они способствуют лавинообразной генерации новых знаний, их объяснению и практическому применению, что и составляет суть прогресса цивилизации. Так было с МКМ, ЭКМ, также работает и КВКМ.

Познание человеком мира и самого себя также подчиняется общенаучным закономерностям. Измыслив индуктивную и дедуктивную идеи, люди всего лишь отразили эволюцию природы. Вспомните «стрелы времени». Они фиксируют, что на определенных этапах возникали сначала элементы новых состояний материи, а затем за сравнительно короткие интервалы времени рождались качественно новые системы - ядра, атомы и т.д. Процесс не прекратился; система «стрел времени» открыта для роста.

Аксиома вторая. Анализ и синтез есть единая конструкция в семействе методов научного познания.

Анализ (analysis - разложение) включает две грани. Это натурное разделение объектов на элементы («составные части») и последующее тщательное изучение этих элементов. Синтез (synthesis - соединение) также имеет два компонента: мысленное или реальное объединение элементов объекта в единую систему и рассмотрение того, что мы получили в качестве системного эффекта. Очевидно, что анализ и синтез неразрывно связаны. Разобрав игрушку или собственный калькулятор и рассмотрев, что у них внутри, не забудьте собрать, подумав при этом, чем простая сумма элементов отличается от целого. Разделив экономику на макро- и микроэкономику, не следует забывать, что их раздельное изучение - не более чем способ понять, что есть единая экономика общества. Точно также деятели образования, проанализировав структуру вашей идеальной образованности, создали учебный план специальности, надеясь на синтез в виде вашей деловой квалификации.

Аксиома третья. Единый процесс познания есть синтез субъективного и объективного опыта.

В субъективном познании «инструментом познания» выступает личность - существо любопытное и эмоциональное, существо познающее. По Г. Гегелю, сущность субъективного опыта состоит в «отождествлении субъекта с объектом». Субъективный опыт часто создает хотя и новое, но на первых порах не очень четкое знание. Интуитивные «озарения» отдельных гениев вносят стартовый вклад в формирование новых направлений в научном познании. Вспомните гипотезу М. Планка о квантах электромагнитной энергии. Что касается «концепций субъективного опыта», то здесь сплошные неясности. Мы не знаем даже, имеют ли такие «концепции» право

Концепции научного познания на существование, поскольку каждая познающая личность есть «система с бесконечным числом степеней свободы».

Объективный опыт, как отмечалось, представлен научным познанием. Для уточнения сразу же отметим, что понятие «объективный» не эквивалентно понятию «истинный». В науке было, есть и будет много «тупиков», стартующих вроде бы от «объективного опыта», но уводящих в никуда. В физике были «всемирный эфир» и «теплород». В химии был «флогистон», в экономике - мальтузианство и политэкономия социализма. В нашем анализе основные компоненты научного познания отражены в представлениях об эмпирическом и теоретическом уровнях познания, с их обязательным синтезом. В едином процессе научного исследования. Но научное познание также реализуется человеком - существом мыслящим, существом рациональным и социальным.

Мировоззренческие и конкретные концепции научного познания базируются на системах принципов и категорий. Напомним суть. Принцип есть концентрированное выражение необходимости или закона явлений. Обязательные атрибуты -объективность и всеобщность действия. Создание системы принципов есть самый значимый и эффективный результат всего научного познания. Категория - форма осознания в понятиях (язык!) отношения человека к миру. Часто возникает мнение об объективности категорий. Но это не так. У каждой личности свои время и пространство, свое восприятие материи, симметрии и т.д. Каждый из нас трактует категории в рамках того конечного круга понятий (тезаурус), которым владеет. По мере становления образованности познавательный кругозор личности расширяется. Соответственно, понимание категорий углубляется и может даже полностью измениться. Вспомните, как вы воспринимали материю, движение, время, пространство сразу после окончания школы. Как правило, это был уровень здравого смысла или первичных наглядных ощущений. А сейчас? Что-то осталось, конечно, но должно возникнуть собственное ощущение системности. Даже тогда, когда вы станете высококвалифицированными специалистами и получите диплом единого образца, трактовка категорий у многих будет различна. Например, «необходимость и случайность» физики, экономисты и историки воспринимают не очень одинаково. Так же, как и холерики с меланхоликами.

Помня о системообразующей роли естествознания, зафиксируем, что концепции научного познания есть понимание и результат осознания нами процесса познания. Концепция фиксирует то, что мы уже знаем об объекте исследования. Она же формирует направление обобщения. Например, концепция уровней организации материи включает современные представления о системной сущности этих уровней и предполагает, что аналогичные уровни есть и в искусственных системах.

Концепции научного познания предназначены для того, чтобы знать, куда надо продвигаться в исследованиях. Отсекая тупиковые пути, концепции задают «вектор поиска», перспективное направление к идеальному конечному результату. Например, концепция самоорганизации задает это направление уже своим названием [26, 40]. Объем наших знаний о природе и о нас самих непрерывно растет. Граница между познанным и непознанным постоянно смещается и «удлиняется». Проблем становится все больше, а количество частных задач нарастает почти лавинообразно. Такая ситуация характерна для всех наук, будь то физика электрического разряда, экономика или теория решения изобретательских задач.

Итак, концепции научного познания, являясь обобщением методологии естествознания, фиксируют старт («что знаем»), задает направление исследований («куда выгоднее») и оптимизируют сам процесс познания мира («как доступнее»). Заметим, что система концепций тоже развивается, но здесь мы пока фиксируем то, что наработано к настоящему времени.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >