Становление науки. Первая научная картина мира

2.4. Становление науки.

Первая научная картина мира

Предтечи науки

Религиозное засилье объективно не могло остановить природные процессы. Развитие человеческой личности, рост потребностей общества шли своим чередом. Течение бытия человеческого создавало новые потребности материального характера, которые не могли быть удовлетворены без познания и творчества. Эволюция человеческого мозга обеспечила новые возможности в понимании мира. Природа вполне добротно подготовила условия для нового продвижения вперед в познании человеком самого себя и среды своего обитания. Наступивший в XIV-XVI веках этап быстрого развития совместил целую систему взаимосвязанных явлений: распад средневекового социально-политического строя, возрождение интереса к личности человека (эпоха Возрождения), становление новых подходов в познании. Аскетические идеалы религиозных течений пришли в резкое противоречие с интересом человека к самому себе, к своему внутреннему миру. Выдающиеся из своего времени личности стали отстаивать право человека на познание окружающего мира, право развивать свои способности. Если по Фоме Аквинату человеческая природа считалась источником соблазна, причиной вечной гибели, а умственное развитие расценивалось как опасное излишество, то в учении гуманизма, зародившемся в XV веке, центральной идеей стал своего рода антропоцентризм. Гуманисты добивались высвобождения интеллекта из собственности религиозных догматиков. Они почитали высшей доблестью и добродетелью стремление человека к познанию и к самовыражению. Их стараниями общество было подготовлено к секуляризации интеллекта и к появлению качественно новых идей в естествознании.

При анализе становления научного метода познания мы используем «личностный» подход. Выдающихся мыслителей было много, мы остановимся лишь на могучих деяниях тех, кто изменил концептуальные основы естествознания.

Гелиоцентризм по Н. Копернику и Дж. Бруно

Дж. Бруно

Николай Коперник жил с 1473 года по 1543 год. Восемнадцати лет отроду он поступил в Краковский университет, затем были деловые путешествия по университетам Германии и Италии. С 1503 года в течение семи лет он состоял профессором астрономии в Кракове. Суета университетская была ему не по душе, и с 1510 года до самой смерти он служил каноником католического костела и одновременно врачевал. Наряду с размышлениями об устройстве мира Коперник занимался и делами вполне практическими. По его предложению и проекту в Польше ввели новую монетную систему, он же руководил постройкой машины для снабжения водой своего города и воевал с Тевтонским орденом. Этот великий ум, пользуясь фактически лишь методами натурфилософии, то есть наблюдениями и умозаключениями, создал новую астрономическую

Эволюция естествознания картину мира. В своей книге «О вращении небесных сфер», опубликованной лишь в последний год его жизни, Коперник вполне обоснованно показал, что в центре Вселенной должно быть Солнце - Гелиос. Планетам же суждено вращаться вокруг Солнца по круговым орбитам. Во времена Коперника было известно шесть планет - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн. Земля в этой последовательности представлялась рядовой планетой в прекрасно организованной Солнечной системе.

Гелиоцентризм, провозглашенный и доказанный Коперником, потряс не только естественников, но и гуманитариев, и теологов, и обывателей. С одной стороны, гелиоцентризм отодвигал Землю и людей вместе с ней куда-то на задворки, отводя человеку, творению божественному (атеистов тогда было мало), место отнюдь не центральное. Осознание этого ставило на дыбы не только служителей культа, но и большинство ученого сообщества. С другой стороны, открытие Коперника возвеличивало человека, ибо люди оказались способными сотворить знание об истинном устройстве Солнечной системы. Именно человеческое величие привлекло на сторону учения Коперника многих выдающихся людей современности.

Философ и монашествующей поэт Джордано Бруно (1548-1600 гг.) в развитие идей Коперника высказал мысль о том, что Гелиос - не единственный. Множество звезд - это такие же солнца. Миров множество, и планет в них тоже огромное количество. Наряду с идеей бесконечности и единства мироздания Бруно отстаивал мысль о неограниченности познавательных способностей человека, о свободе исследований. Мысли о множественности «человечеств» в дошедших до нас сочинениях Бруно нет, но из его учения она прямо-таки напрашивалась. Место им было, а вот места для Господа Бога в учении Бруно не нашлось. И пророка сожгли. К сожжению его приговорил трибунал, в котором не было естественников, там были только служители культа, «духовные пастыри», гуманитарии. Памятник Джордано стоит на той самой площади Кампо деи Фиори, где его сожгли.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >