Непрерывность и стационарность. Школа Аристотеля

Школа Аристотеля

Основателем учения о стационарности мира (метафизики) по праву считается Аристотель из Стагира (384-322 гг. до н.э.). На наш взгляд, гениальность Аристотеля до сих пор остается непревзойденной. Он стал родоначальником многих наук -биологии, физики, этики, логики, психологии и политики [16]. Само мировоззрение Аристотеля, по мнению философов, представляет собой удивительный синтез идеализма и материализма. В книге «Метафизика» он соглашается, что «правы сторонники учения об идеях, когда они приписывают этим последним независимое существование, ибо ведь идеи - это отдельные субстанции; но заблуждение считать за идею единое во многом». И в этом же сочинении: «...спрашивается, существует ли что-нибудь кроме конкретного, или нет. Конкретным я назыЭволюция естествознания ваю материю и все материальное.... Если же что-нибудь существует кроме конкретного, то это, по-видимому, форма и образ...»

Основной «вещью» Аристотель считает единую бесконечно делимую и бесконечно расширяемую материю. Она по сути своей вечна, пассивна и неизменна. Бесконечная делимость на нашем языке означает непрерывность материи, отсутствие пустоты. Как утверждали римские последователи Аристотеля, «natura abhorret vacuum» - природа не терпит пустоты. Материя сама по себе не существует вне какой-либо формы. Именно форма, по представлениям школы Аристотеля, является причиной и сущностью вещей. Она определяет все свойства материального, придавая ему признаки одной из стихий - воды, воздуха, земли (вещества), огня и эфира. Материя от состояния неопределенности идет к все большей определенности, дальше и дальше осваивая форму. Движение по Аристотелю есть возникновение и уничтожение форм (качественные изменения), их увеличение или уменьшение (количественные изменения), а также перемещение в пространстве. Движения делятся на естественные и насильственные, в которых обязательно одностороннее действие движущего тела на движимое. Взаимодействие как таковое в учении Аристотеля отсутствует, его в науку в явном виде много позже ввел Ньютон. Любое движение трактуется как непрерывный процесс. Эта мысль Аристотеля в дальнейшем была выражена Г. Лейбницем в виде афоризма «natura non facit saltus»- природа не делает скачков. Понятие непрерывности составляет основу трактовки пространства и времени. Непрерывное по протяженности есть пространство, непрерывное по последовательности есть время, поэтому «настоящее» во времени» пересекается и с прошлым, и с будущим. И время, и пространство существуют постольку, поскольку есть материя. Вселенная заполнена материей плотно, все движется в круговороте, вечно и непрерывно, без возникновения пустоты.

Представления Аристотеля об устройстве мира практически не отличались от общепринятых в те времена. Вселенная имеет центр и периферию, так что пространство не является однородным и изотропным. В центре мира, естественно, Земля с человеком, она неподвижна и шарообразна. Шаровидность Земли подтверждается формой тени при лунных затмениях. Светила вместе со своими сферами вращаются вокруг Земли. Ближайшая сфера - лунная, самая удаленная - сфера звезд, коя и есть граница Космоса. Движение в надлунном мире - только круговое, оно самое совершенное. Все надлунные тела состоят из пятой стихии - эфира, вечного, неуничтожимого и неизменного. Вне сферы звезд есть только неподвижный «перво-двигатель», фактически - Бог. В отличие от воззрений Демокрита мироздание, по Аристотелю, конечно.

Наряду с учением о материи и мире Аристотель создал формальную логику, которую считал «органоном», то есть основным средством организации мышления в процессе познания мира. В основе методологии школы Аристотеля наряду с логикой лежало представление об «энтелахии», то есть извечном стремлении природы достичь определенной цели. Это представление составляет основу нынешней телеологии. Учение о целесообразности всех природных процессов давало возможность сочетать абстрактно-логический анализ и детальное описание природы. По Аристотелю возможны три основных рода познания:

  • - теоретическое, или о предметах объективного мира;
  • - практическое, или о человеческой деятельности и её результатах;
  • - поэтическое, или о творчестве человека и его продуктах.

Фактически метод Аристотеля был дедуктивно-догматическим, в структуру которого экспериментальная проверка выводов не входила. До науки было ещё далеко. Хотя исходные аксиомы, по Аристотелю, и должны были опираться на непосредственные наблюдения природы, но установление истин считалось исключительно уделом разума, владеющего логикой и равнодушного к рутинной деятельности. Природу следует изучать такой, как она есть. «Природа имеет средства в самой себе, и эти средства суть также цель. Эта цель в природе есть её логос, истинно разумное». Задавать же вопросы природе

Эволюция естествознания и искать на них ответы в искусственных условиях эксперимента считалось делом безнравственным. Это и послужило основой того, что в дальнейшем христианская церковь сравнительно просто подогнала учение Аристотеля под свои догмы.

Таким образом, концепция Аристотеля и его учеников базировалась на представлениях о непрерывности материи, времени и пространства и о неизменности природных сущностей. Огромная эрудиция гения, безупречность логических построений сделали системную картину Аристотелева мироздания очень живучей. Внутренняя красота картины способствовала нежеланию рядовых представителей интеллектуальной элиты вести её критический анализ. Для этого понадобились другие гении.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >