Атомизм и эволюция. Школа Демокрита

Школа Демокрита

Основатель атомизма Демокрит (470-380 гг. до н.э.) был сыном видного аристократа города Абдеры. Используя нынешние понятия, можно сказать, что отец дал Демокриту бле стящее образование [22]. Одним из его учителей был Левкипп. Сочинения Демокрита до нас не дошли. Сущность его учения мы знаем в основном по пространным цитатам в сочинениях Аристотеля, а также из книги Лукреция [34], гениального последователя Эпикура (341-270 гг. до н.э.), сочинения которого сохранились лишь фрагментами.

Атомисты считали, что материя не является сплошной, а состоит из очень большого числа неделимых и незримых тел -атомов, двигающихся в пространстве. Между атомами - пустота. Возникновение и уничтожение тел есть не что иное, как соединение и разъединение атомов. Сами атомы вечны, неделимы и неизменяемы, то есть именно они олицетворяют самые существенные атрибуты материи. Они просты и однородны по составу, различие тел сводится только к количеству. Различие может быть по форме, величине и распорядку. По форме атомы бесконечно разнообразны, они могут быть с впадинами, крючками, петлями. Как сказал бы нынешний инженер-механик, атомы снабжены «разъемными соединениями». Пустое пространство само по себе безгранично, оно охватывает атомы, разделяет их и образует конечные предметы. Действие на расстоянии атомисты объясняли «истечениями». В реальных предметах Демокрит первичные объективные качества отличал от вторичных, кои считал субъективными (тепло, холод). В своем движении атомы могут нагонять друг друга и из-за толчков вызывать вращательное движение некоторых сообществ атомов. Этим вращательным движением образуются шарообразные тела - миры. Миры не вечны, они образуются и погибают через соединение и разъединение атомов. При вращательном движении атомов в центре оказались более тяжелые, из которых образуется Земля, на периферии - те, из которых образовались небо, огонь и воздух. Ветер своим напором выдавливает из земли мельчайшие частицы, которые образуют воду. Но сами атомы при этом - неизменяемы, они есть корпускулы, частицы материи, поэтому все в мире совершается с необходимостью, и нет места случайности. В этой чисто умозрительной картине поражает гениальность дога док. В учении Демокрита четко видна система, в которой нет места человекоподобным богам. «Божественными» могут считаться только природные явления.

Интересно проследить, как античные атомисты толковали органическую природу, в том числе человека. Демокрит анализировал и физиологические, и психологические аспекты. Душу он представлял в форме атома, определяющего особенности душевной жизни. Поскольку душа обязана быть подвижной, то она представлялась круглым огненным атомом. Дыхание обеспечивает человеку поступление новых огненных атомов, кои заменяют собой растраченные атомы души. Следовательно, если нет дыхания, то нет и жизни. Душа, наполняющая весь мир, и есть божество, но оно подчинено (божество!) механическим законам, справедливым для всей материи. Мышление тоже есть движение. Ощущение и осязание возникают под действием «внешних толчков». Но сущность вещей мы познаем не ощущениями, а мышлением. Цель жизни - спокойное внутреннее состояние души, независимое от внешних благ. Государство, по Демокриту, вынужденное единство, долженствующее поглотить индивидуум. Мифология - порождение фантазии и сильных впечатлений от непонятных природных явлений. Атомисты допускали, что есть существа по организации выше, чем человек. Именно их влиянием объяснялись пророческие сны и прочая мистика. Сам Демокрит был первым последовательным материалистом, элементы идеалистические были введены в его учение Эпикуром и Лукрецием.

В отношении устройства Вселенной больших расхождений с другими натурфилософами не было. Все они следовали Евдоксу. В центре - неподвижная шарообразная Земля, вокруг неё на разных сферах вращаются звезды, Солнце, планеты, Луна. Сферы планет могут вращаться в разных направлениях. Геоцентризм сомнению не подвергался, так же как и материальность Солнца и Луны. В космологии Демокрита были отличительные черты. Так, он полагал, что из атомов могут состоять и иные миры. Они рождаются, живут, исчезают, но только как скопления атомов, а сами атомы - бессмертны. Вселенная бесконечна.

Что касается методологии, то Демокрит не раз отмечал ограниченность и трудность познания. Он считал, что мировоззрение надо строить так: взять очевидные факты и законы и принять их без объяснения. Из них при необходимости можно вывести все изменения, что наблюдаются в мире. Происхождение сущности объяснению не подлежит, поскольку материя и атомы вечны. Объяснять надо только изменения. А тщательного изучения достойны только высшие закономерности «великого целого», частью и центром которого являются Земля и человек.

Таким образом, в учении Демокрита сформулирована идея дискретности материи. Взаимодействие между частицами приводит к разрушению одних форм и созданию новых, среди которых могут оказаться и очень сложные. Эта мысль фактически составляет основание эволюционной концепции, а в философии - основу диалектики как науки об общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >