Античные предтечи натурфилософии

Для нашего европейского менталитета и восприятия мира наиболее близки идеи древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Именно они дали старт эволюции естественнонаучной картины мира. Идеи греческих натурфилософов были почти целиком восприняты в Древнем Риме, а через военные походы греческих фаланг и римских когорт - и ещё в некоторых частях Европы и Азии. Происходило это в основном в период с 6-го века до нашей эры по 1-2 века нашей эры. Так случилось, что в древнегреческой культуре была принята иная, нежели на Востоке, постановка самой проблемы познания мира. Природа признавалась вполне познаваемой, боги были почти как люди. В центре мира была Земля и жизнь земная, созданные богами для человека. Можно сказать, что мыслители Древней Греции исповедовали идею антропоцентризма. Систему их взглядов на сущность природы мы называем натурфилософией, что в дословном переводе означает «любовь к мудрости природы». Хронология развития натурЭволюция естествознания философии и конкретные вклады выдающихся мыслителей-натурфилософов прекрасно описаны в книгах [13,17]. Здесь мы остановимся лишь на концептуальных достижениях натурфилософов, обсуждая в основном их представления о строении материи, устройстве Вселенной и о методологии познания.

Натурфилософия не является наукой в современном смысле этого слова. В первом приближении её можно назвать историческим стартом теоретического познания природы. Основу методологии натурфилософов составляли наблюдения и умозаключения. Эти компоненты процесса познания сохранились как элементы научного метода. Натурфилософы не задавали вопросов природе, за редким исключением. Спрашивали они преимущественно самих себя. В размышлениях и действиях они настойчиво искали «универсальное начало», объединяющее явления природы в единое целое. Конечно, выбор в качестве «начал» некоторых конкретных явлений или веществ (огонь, вода, земля) нельзя назвать корректной операцией, но это с нашей точки зрения. Сама же проблема поиска единых идей, объединяющих разнородные на первый взгляд явления, актуальна до сих пор.

«Что есть всё?» Этот вечно интересный вопрос первым задал себе Фалес из Милета (625-547 гг. до н.э.). Он и его ученики считали, что есть некая единая, непрерывная, бесформенная сущность, из которой и состоят все тела в этом мире. Эта универсальная сущность получила титул материи. Сам Фалес считал, что рангу материи больше всего соответствует вода в силу своей текучести, однородности и неспособности сохранять какую-либо стабильную форму. Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) отдавал приоритет беспредельному и ненаблюдаемому алейрону, Анаксимен ( 588-524 гг. до н.э.) - воздуху. Гераклит из Эфеса (530-470 гг. до н.э.) представлял праматерию «вечно живым огнём, вспыхивающим и угасающим по собственным законам». Вариантов толкования было много, но суть их сохранилась до наших пор: материя - плоть Вселенной.

Мыслители античности, пытаясь понять и выразить гармонию наблюдаемого мира, создавали и способы выяснения истины, или методологию познания. Сократ (469-399 гг. до н.э.) создал майевтику (дословно - помощь при родах) - учение о том, как ставить вопросы и находить на них правильные ответы через столкновение противоречивых истин [21]. Центром мироздания Сократ провозглашал Человека. Он убеждал людей изучать самих себя, чтобы выяснить, каковы же люди по своей природе. Все остальное (материя, Вселенная и т.п.) было, по его мнению, второстепенным. Метод самопознания по Сократу -общение через диалог, когда истина и знание никому не даны в готовом виде, а устанавливаются в ходе совместного поиска. Для взаимопонимания нужно «умение разделять в теории и на практике предметы по родам» и умения создавать определения. По современным понятиям, это классификация и аксиоматизация. Сократ создал основы индуктивного метода, когда общее выводится из анализа многих частностей. В своих обобщениях он часто использовал «гипотезы» - предварительные «пробные» определения. Гипотезы в современной науке понимаются несколько шире, чем в сократовском толковании, сейчас они, как правило, включают ещё анализ причин.

Фактически натурфилософия есть «относительные обобщения естественных наук, выводящее наш ум из наивных представлений житейского сознания» (Вл. Соловьев). Для обобщений нужен был и обобщенный язык. Многие натурфилософы в этот ранг интуитивно возводили математику, ибо она может служить не только удовлетворению практических потребностей в счете и измерениях, но и быть языком познания. Ещё Фалес понял силу математических истин, именно он оторвал математику «от земли и кошелька» и возвысил её до доказательства теорем. Пифагор (580-500 гг. до н.э.) представлял число как основу мира («все есть число»). Платон ( 427-347 гг. до н.э) был уверен, что мир построен из многогранников, которые и являются кирпичиками мироздания. Евклид (315-255 гг. до н.э.) в своих «Началах» изложил основы планиметрии, стереометрии, теории чисел и проблему несоизмеримости. Он понял и доказал мощь аксиоматического подхода, когда в основу теории закладывается система недоказуемых положений (аксиом и постулатов), а их справедливость подтверждается правильностью следствий и выводов. Евклиду же принадлежит приоритет в приложении математики к геометрической оптике. Своими исследованиями он фактически доказал, что математика как язык есть не только средство общения, но прежде всего средство познания. Архимед из Сиракуз (287-212 гг. до н.э.) хорошо известен как механик. На самом деле он был гениальным математиком. Исходные данные для своих исследований он получал из опыта, затем обобщал их до уровня математического описания, с тем чтобы использовать при решении физических и инженерных задач. Этому же алгоритму следует и современная прикладная математика.

Размышляя о месте человека в природе, почти все натурфилософы придерживались идеи антропоцентризма, неизменно ставя человека над природой. Пытаясь собрать воедино огромное количество наблюдаемых фактов, исследователи выстраивали умозрительные картины строения материи и мира в целом. Именно в те времена были сформулированы актуальные до сих пор проблемы познания: «Из чего состоит мир?», «Кто и где мы в этом мире?», «Как все это живет и что им движет?». В поисках ответов было выработано множество систем, в большинстве своем не выдержавших испытания временем. Но среди них оказались и гениальные. Мы остановимся на анализе только трех учений, ибо в них были выработаны представления, живущие до сих пор. В дошедших до нас изложениях учений Демокрита и Аристотеля практически нет математических формул, только вербальное изложение. Но в трудах Птолемея, создавшего систему устройства мира, математика представлена во всем её тогдашнем могуществе.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >