Натурфилософская картина мира

2.2. Натурфилософская картина мира

Предшественники натурфилософии

Попытки осмыслить окружающую природу и свое место в ней предпринимались очень давно. Первые системные представления, о которых мы знаем, появились почти синхронно в разных частях света. Хронологически их создание приходится на 9-5 века до нашей эры. Уже в этих первичных мировоззренческих проблесках просматривается идея единства природных процессов.

На Ближнем Востоке около 7-го века до н.э. появилось учение Заратуштры, он же Зороастр. Суть учения - мир сформировался и существует в непрерывном противостоянии света и тьмы, добра и зла. Из чего состоит мир и как он устроен, Заратуштра не упоминает. Главное в его мироощущении -жизнь есть борьба противоположностей.

Чуть позже в Индии Сиддхартха Гаутама, он же Будда, основал учение, в котором утверждалось вечное и неизменное существование материального мира и населяющих его сознательных существ. В мировом пространстве рассеяно бесконечное множество шарообразных миров, и один из них - наш. Бог как созидающая сила в учении Будды отсутствует.

В Китае примерно в 6-5 веках до н.э. возникло конфуцианство. Его создатель Конфуций, он же Кунфу-цы («почтенный учитель Кун»), наряду с проповедями просвещения и порядка, настойчиво советовал своими ученикам изучать ещё непознанное, обращая свое внимание на устройство окружающего мира и течение природных процессов с тем, чтобы извлечь из наблюдений полезный опыт. Из книги «Середина и постоянство»: «То, что дано Небом, называется природой. Согласие с природой называется Путем. Нам необходимо изучить Путь и глубоко исследовать его. Также необходимо выяснить учение о Пути и раскрыть сущность его, чтобы народ мог осуществить его на деле. Необходимо изучить то, чего мы не знаем. Хотя для этого нужно много трудов, но это неизбежно». Так учил Конфуций две с половиной тысячи лет назад. Но впечатление такое, что эти слова принадлежат вполне современному преподавателю КСЕ, убеждающего студентов поработать над собой... Ученики Конфуция изобрели в свое время порох, фарфор, бумагу, компас. Они же создали книгопечатание, технику железного литья, механические часы. Интересно, а что изобретут наши студенты? Что же касается мироздания, то по Конфуцию причины и сущность мира составляют единое и непознаваемое человеком начало - дао. Вряд ли деяния Конфуция и его предшественников нужно рассматривать как старт науки. А вот как создание основ технологий, как зарождение техносферы - это достаточно логично.

Во всех этих учениях считалось, что разум человеческий не в силах понять истоки и сущность природных явлений. В лучшем случае признавалось целесообразным наблюдение природы с целью самосовершенствования и извлечения практических выгод в земледелии, животноводстве и ремеслах. Человек в целом трактовался как раб природы. Совсем не случайно все эти учения сильными мира того были положены в основу религий и религиозных течений. В них подчинение человека непознаваемым «высшим» силам возводилось уже в ранг необсуждаемых догм.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >