Эволюция естествознания и мировоззренческие концепции

и мировоззренческие концепции

Познание человеком окружающего мира составляет внутреннее содержание гносеологической стрелы времени. Активное наблюдение и изучение среды своего обитания человек всегда сочетал с рефлексией - обращением сознания на самого себя, пытаясь осознать, кто мы есть в этом мире. В эволюции человека и человеческого познания очень наглядно проявляется сущность концепций универсального эволюционизма и метафизики. Мы фиксируем, что появление и развитие человека и человечества есть необходимый и закономерный этап в эволюции мира. Но зачем именно появился человек, мы пока точно не знаем. Можно предположить, что природа создала человека для выполнения функции активного инструмента эволюции. Если продолжить эту мысль, то человек предназначен для управления эволюцией мира. На данное время человек и его мозг есть высший по сложности уровень организации материи. Для наглядности можно считать, что центральная нервная система человека есть природная кибернетическая система. Когда создавали и сейчас совершенствуют системы управления информацией в компьютерах, копировали и копируют с себя все, что поддается копированию. Копируют и сознательно, и интуитивно [11]. Не исключено, что современное развитие систем искусственного интеллекта воспроизводит в миниатюре этапы человеческого познания.

Эволюция самого человека как природный процесс проходит через неравномерное развитие человеческих «подсистем». Вначале развивалась преимущественно «сома», то есть анатомо-физиологическая структура. По мнению теоретиков антропогенеза [27], развитие мозга и всей центральной нервной системы человека в ранний период отставало от развития тела. Но за последние тысячелетия человек анатомически почти не изменился. Следовательно, процесс формирования «сомы» перешел из ускоренной стадии в замедленную. Настало время ускоренного развития других человеческих «подсистем». Нынешние поколения имеют честь жить в период, который характеризуется опережающим развитием когнитивных и креативных структур человека. Напомним, что в нашем курсе КСЕ «когнитивность» трактуется как «способствование познанию» [15], а «креативность» понимается как совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению и проявлению творчества. Потребность в познании и творчестве нам предписана природой. Выше отмечалось, что антропологическая и гносеологическая стрелы времени идут почти параллельно, практически вместе. Эта неразрывная параллельность фактически отражает природную сущность познания. Иными словами, чтобы управлять, надо познавать и творить. Надо быть человеком.

Развитие мозга в свое время сделало возможным появление восточных течений самопознания, античной натурфилософии, монотеистических религий, а позднее - и самой науки, как объективного, инструментального и рационального способа познания мира [31]. Размышляя над «стрелой познания», не следует забывать, что одновременно с формированием мировой культуры шло развитие и человеческого общества в целом. Это единый процесс. Эволюция естествознания - своего рода «подсистема» в эволюции человека, человечества и всех его творений. Неравномерным был и процесс познания сущности материи и мира. В течение определенного исторического этапа медленно накапливается фонд каких-то отдельных результатов, генерируемых интеллектуальной элитой общества. Само общество в этот период накопления живет по заведенным законам и обычаям, веруя в неизменность мира. Затем разрозненные вначале данные превышают некоторую «критическую массу», люди начинают понимать, что мир и мы устроены несколько иначе, чем это представлялось нашим уважаемым предкам. Человечество осмысливает новую систему, получает с этого практические дивиденды и продолжает накапливать знания, часть из которых дополняет систему, укрепляя уверенность в её красоте и могуществе. Некоторые новые факты в систему упорно «не вписываются», но вера в могущество системы не позволяет осознать, что система в чем-то неадекватна наблюдаемой действительности.

В эволюции естествознания каждая новая система воззрений и представлений включала в себя толкование материи в целом, движения как способа её существования, пространства и времени как форм существования материи. В этих системах анализировались вопросы взаимодействия материальных тел, причины явлений и суть причинности. Непременным компонентом системного построения были также вопросы космологии и космогонии - как устроена Вселенная, как устроена планетное сообщество и что есть наша Земля. Весь такой блок осознавался как единое целое. Эту целостность Макс Планк предложил называть «картиной мира». Наличие системной картины дает возможность очень глубоко раскопать существо частных проблем, и потому часть исследователей продолжает верить в незыблемость «картины мира». Затем противоречия заставляют понять, что достигнутый уровень -лишь этап приближения к истине. Как правило, это понимание идет через трагедии личностей. И ещё одна закономерность - неуклонное увеличение абсолютной и относительной численности исследовательской элиты.

Во всей истории естествознания вечной проблемой было и остается осмысливание взаимодействия человека со средой своего обитания, с остальной природой. Эволюция нашего мироощущения характеризуется периодическими приступами антропоцентризма. Человек неоднократно объявлял себя либо царем природы, либо её рабом. Медленно человечество осознавало, что мы - не цари и не рабы, а просто - часть природы. И сам человек, и среда его обитания, и все творения человечества эволюционируют по одним закономерностям. Следовательно, и согласованные взаимоотношения, и успешное управление собственным развитием возможны только на основе понимания объективных законов развития («эволюции») и существования («гомеостаза») всей природы в целом. «Человековедение» как высший раздел естествознания только сейчас становится наукой в полном смысле этого слова. Предмет этой науки - законы нашей эволюции, в том числе объективные законы бытия и развития всех наших творений - общества, науки, искусства, техносферы. «Nature parendo vinci-tur» - побеждает природу тот, кто ей повинуется.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >