ВТОРАЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Естествознание и гносеология

2.1. Естествознание и гносеология

Сущность гносеологической стрелы

В схеме «стрел времени» гносеологическая стрела идет почти параллельно антропологической. Потребность в познании заложена в самой сущности человечества как природного явления. Гносеология - теория о том, как и зачем люди изучают мир, теория познания. Она устанавливает соответствие наших знаний реальной действительности, исследует возможные пределы нашего познания и, самое главное, создает и обосновывает методологию познания. В философском аспекте предметом гносеологии называют источники, формы и методы научного познания. Но человечество не может ограничиться только наукой. Тем более что сама наука, по историческим меркам, создана сравнительно недавно. А человечество познавало мир с самого начала своего существования, человек изначально был самым любопытным существом. И остается таковым до сих пор. Научное познание - лишь один из способов добычи знаний. Этот способ весьма существенен для человечества, поэтому значительная часть курса КСЕ посвящена концепциям именно научного познания. В «донаучное время» работал чисто субъективный подход. Каждый человек наблюдал мир, среду своего обитания, подмечал красоту и несуразности, отмечал закономерности, накапливал опыт. Так называемые народные приметы в предсказании погоды - это все обобщение субъективного опыта.

Субъективный опыт в познании

Наблюдение, размышления и обобщения людей обеспечивали накопление субъективного опыта. Инструментом познания в этом случае выступает сам человек, вся его сущность -анатомо-физиологическая, интеллектуальная, духовная, творческая [33]. Мышление при субъективном познании часто протекает вне рамок какой-либо определенной языковой структуры. Об этом гениально сумел сказать Фёдор Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь». Поэт прочувствовал, что наш язык беднее нас самих. Субъективный опыт в некотором аспекте - явление иррациональное, то есть он не всегда может быть выражен в логических понятиях и суждениях. Разумеется, иррациональность не означает какой-либо исключительности и претензий на «единственность», как это принимается в некоторых философских направлениях. В древние времена концентраторами субъективного опыта выступали разного рода «вещие люди» - ведуны, знахари, шаманы, просто мудрые люди. Они есть и сейчас, да и многие из нас совершенно спокойно познают бытие через собственное восприятие. Все мы в чем-то мудрецы. Преимущества субъективного, личностного опыта очевидны - это системное, «проинтегрированное» внутри, целостное восприятие окружающего мира и себя в нем. Но не каждый из нас пока что может быть «эффективным инструментом» познания. Соответствующие методики субъективного самосовершенствования сейчас находятся в зачаточном состоянии. В субъективном познании очень велика зависимость от конкретной личности, её целей, генетических способностей, мировоззрения. Развитие самой личности в этом плане тормозится затрудненным усвоением накопленного другими субъективного опыта. Следовательно, одна из главных задач «человековедения» как части единого естествознания - создание научных методик организации субъективного познания. Здесь нет противоречия. Известно, что субъективный опыт исследователя очень важен и в науке; в свою очередь, научный подход способен перевести часть «субъек тивного» в объективное знание. Научный и субъективный способы познания должны дополнять друг друга. Их синтез составит фундамент будущей метанауки. А пока что субъективный опыт передается только напрямую, от учителя к ученику. Необходимость и высокая значимость такой передачи подтверждается, например, устойчивостью лекционносеминарских занятий в системах образования. Неоднократные попытки заменить учителя машиной к успеху не привели, хотя и позволили понять истинную роль «интеллектуальных» машин как эффективных средств поддержки человеческого образования и творчества. Известно также, что ценность научных конференций состоит не только в докладах и их обсуждениях, но и в личном общении ученых, когда каждый из них выступает и в роли учителя, и в роли ученика.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >