Способы изображения внутренней речи в художественном тексте

Внутренняя речь как психолингвальный феномен практически не поддается воспроизведению. Самонаправленность внутренней речи делает ее абсолютно доступной для получателя (ибо он же является и отправителем сообщения) даже в предельно свернутом виде. Помимо усеченности внутренняя речь отличается чрезвычайной ассоциативностью развертывания. Однако произвольный, часто случайный характер ассоциаций, сближающих весьма далекие и разнородные явления, не является помехой для восприятия речи, ибо воспринимающий и передающий сообщение - одно и то же лицо. Иное дело - художественный аналог внутренней речи. Автор художественного произведения должен не только ввести читателя в чужой внутренний мир, но и сделать его понятным для постороннего, на что внутренняя речь по самой своей природе не рассчитана. Ведь до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о том, какими «единицами» индивидуум думает, как конкретно соотносится речь и мысль. Л.С. Выготский подчеркивал, что «...течение и движение мысли не совпадает прямо и непосредственно с развертыванием речи. Единицы речи и единицы мысли не совпадают. Один и другой процессы обнаруживают единство, но не тождество. Они связаны друг с другом сложными переходами, сложными превращениями» [51, с. 311-312].

Следовательно, писатель, пытающийся воспроизвести внутреннюю речь персонажа, неизбежно сталкивается с дилеммой: либо поступиться истиной и представить размышления героя в привычной для нас лексикосинтаксической форме, либо попытаться передать характер естественной внутренней речи через максимальную свернутость ее художественного аналога. В любом случае полностью отразить специфику внутренней речи невозможно. Поэтому доля условности неизбежно присутствует в процессе изображения автором как внутренней речи персонажей, так и своей собственной.

В художественном произведении внутренняя речь, как указывалось выше, может передаваться несколькими способами: в форме прямой речи героя (персонажа или автора-рассказчика), в форме косвенной речи, в форме несобственно-прямой речи и в виде авторского повествования. Каждый из четырех способов изображения внутренней речи имеет свои типические характеристики в плане структуры, семантики и стилистического функционирования. Следует отметить, что сфера применения конструкций с прямой и косвенной речью не ограничивается лишь языком художественной литературы. Они представляют собой способы передачи высказывания в процессе естественной коммуникации индивидуумов, способы передачи чужой (реже, своей) речи в широком смысле слова. Несобственно-прямая речь является особым художественным приемом и существует лишь в ткани литературного произведения. Целью данного раздела нашего исследования является анализ структурно-семантических моделей прямой, косвенной и несобственно-прямой речи, содержащих внутреннюю речь персонажа, рассмотрение типичных случаев включения внутренней речи в авторское повествование, а также выявление их вклада в создание полифонического пространства художественного произведения.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >