Членимость текста как его имманентная категория

Текст - нс хаотическое нагромождение языковых единиц разных уровней, а упорядоченная, структурированная система. Понятие структуры вообще включает в себя способ организации объекта как некой целостной данности. Любая система имеет свою структуру, т. с. внутреннее строение, выражающееся в характере связей ее составных частей [31, с. 17]. Именно в структуре художественного произведения проявляется ход авторской мысли, его эстетическая позиция, его точка зрения.

Системность и структурированность текста связана, прежде всего, с категорией членимости текста, которая определяется различными факторами, в частности характером содержательно-фактуальной информации и прагматической установки создателя текста. Текст, внешне организованный как линейная последовательность, на самом деле является многоярусной структурой, состоящей из нескольких взаимодействующих уровней и имеющей свои единицы членения. Как отмечает И.В. Арнольд, «горизонтальная развертка во времени в тексте сочетается с вертикальной -по уровням» [ 13, с. 29]. Ю.М. Лотман считает, что прерывистость речевого потока (в том числе и художественного текста) является необходимым условием его существования, а также необходимым условием эффективного осуществления процесса коммуникации в целом [ 101 ].

Членимость текста чрезвычайно важна для его анализа, поскольку она дает исследователю возможность оперировать отдельными текстовыми фрагментами разной протяженности как относительно автосемантичными единицами. Однако при рассмотрении целого текста все автоссмантичныс фрагменты интегрируются, связываются в единое когерентное целое. Членимость текста выступает, таким образом, в нерасторжимом диалектическом единстве с категорией связности текста, и содержательной (когерентностью) и формальной (когезией).

Членение текста может осуществляться на основе различных критериев; соответственно, выделяются разные типы и единицы членения. В.В. Виноградов и его последователи справедливо различают композицию как первично-содержательную, внутреннюю структуру произведения и архитектонику как его первично-формальную, внешнюю структуру. Композиция есть, таким образом, сюжетное движение и/или смена точек зрения, а архитектоника - сцепление определенным образом оформленных и завершенных отрезков текста.

И.Р. Гальперин различает два типа членения текста: объемио-прагма-тическое (на части, главы, абзацы, сверхфразовые единства и т. д.) и контекстно-вариативное. В основе объемно-прагматического типа членения лежит принцип выделения текстовых блоков путем количественного ограничения объема передаваемой информации. Термины, используемые при данном подходе для определения основной текстовой единицы, чрезвычайно разнообразны. Так, Н.С. Поспелов ввел термин «сложное синтаксическое целое», определив его как синтаксическую единицу, служащую для выражения сложной законченной мысли и имеющую в составе окружающего ее контекста относительную независимость, которой обычно лишено отдельное предложение в контексте связной речи [118]. В дальнейшем эта единица получила такие наименования, как «сверхфразовое единство», «компонент текста», а также «прозаическая строфа» [134], «логическое единство» [ 152].

Термин «сверхфразовое единство» является наиболее распространенным в отечественной лингвистике. Лингвистический энциклопедический словарь определяет сверхфразовое единство (СФЕ) как «отрезок речи в форме последовательности двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки. Сверхфразовое единство имеется в устной и письменной, диалогической и монологической речи, в прозе и в стихах и т. д. Оно может совпадать с абзацем, быть больше или меньше абзаца» [99, с. 435]. Следует отметить тот факт, что данная единица не является в полной мере языковым знаком, т. к. не вписывается в дихотомию «форма-значение» согласно концепции единиц языка Ф. де Соссюра. Кроме того, СФЕ не соответствует реверсивному закону, гласящему, что единицы вышележащего уровня разлагаются на единицы непосредственно нижележащего уровня: одна или несколько единиц нижележащего уровня формируют одну и только одну единицу вышележащего уровня [30]. СФЕ же традиционно определяется как «сложное структурное единство, состоящее более чем из одного самостоятельного предложения» [54, с. 69].

Указанные противоречия в изучении структуры текста, а также уровне-вой структуры языка в целом, снимаются вдиктемной теории текста. Дик-тема - «тематизирующая единица текста, которая может быть выражена союзом предложений - кумулемой, а может быть выражена и одним-един-ственным предложением» [31, с. 120]. Соответственно, весь выделенный верхний уровень языковых сегментов получает название «диктематичес-кого». Принципиальное различие между понятиями СФЕ и диктемы состоит в том, что СФЕ в контексте выделивших его работ не имеет уров-иеструктурного определения, а диктема, напротив, раскрывает свои свойства в качестве естественной составной части реверсивно-определенной уровневой структуры языка.

Для нашего исследования принципиально важным аспектом диктемной теории текста является положение о структуре этой единицы, в частности, возможность существования диктем, состоящих из одного предложения. В несвязанной текстовой (речевой) последовательности каждое отдельное предложение отражает предметный (тематический) переход в цепи сообщений. Это значит, что каждое из подобных предложений формирует отдельную диктему. И как таковое, оно в потенции может служить зачином связанной текстовой последовательности, раскрывающей некоторую общую тему. Ибо и оставаясь изолированным (грамматически и семантически) от других предложений разворачивающейся речи, оно, тем не менее, остается диктсмой по определению, если только оно является полноценным, пропозиционно оформленным предложением, выражающим собственную «микротему». При этом такое предложение может быть структурно и типологически любым, в том числе и однословным [30].

В равномерно разворачивающемся и стилистически сбалансированном монологическом тексте диктема, как правило, представлена абзацем. Термин «абзац» используется в лингвистике для обозначения отрезка текста от одной красной строки до другой. Протяженность абзаца не имеет фиксированного характера не только в художественной прозе вообще, но и в творчестве отдельных авторов. Это значит, что тексты, имеющие сходную тематику и жанровую принадлежность, но разные прагматические установки, оформляются абзацами разного объема. Нижним пределом величины абзаца является диктема, состоящая из одного предложения или даже из одного слова-предложения. Абзац, однако, может включать и несколько диктем, границы которых достаточно четко обозначены сменой соответствующих тем и использованием специальных средств синтаксической связи (вводные слова, специализированная корреляция грамматических форм, субституция и пр.).

Формальное совпадение диктемы с абзацем не дает оснований уравнивать эти единицы в свойствах и функциях. Эти элементы текста отнюдь нс тождественны. Диктема - единица языковая, абзац - композиционная. В отличие от абзаца, существующего лишь в письменном тексте, диктема является универсальной единицей текста, как устного, так и письменного, в любых его стилистических разновидностях. В устной монологической речи диктема отграничивается соответствующей паузой и характеризуется финальным просодическим тоном. В диалогической речи диктема обычно представлена репликой. Именно через диктему осуществляются связи между всеми частями текста. Через диктему осуществляется и действие текстовой пресуппозиции, обеспечивающее необходимое раскрытие им-нликативно передаваемых смыслов сообщений. Это значит, что вне дик-темного строения текст как непосредственный продукт речевой деятельности существовать не может.

Как составная часть структуры языка диктема выделяется своей четкой функцией, не сводимой к функциям нижележащих единиц, ио вбирающей в себя эти функции в рамках своего собственного, интегративно-текстового назначения. Диктема характеризуется четырьмя важнейшими функционально-знаковыми аспектами: номинацией (функция лексемного уровня), предикацией (функция пропозематического уровня - уровня предложения), тематизацией и стилизацией (собственно диктемные функции). Номинация реализует наименование общей ситуации, отражаемой в диктсмс. Предикация относит эту ситуацию к действительности. Тематизация включает передаваемую диктемой информацию в разворачивающееся содержание целого текста. Стилизация осуществляет такое коннотативное представление содержания, которое реализует ситуативно обусловленное воздействие на слушающего, соответствующее коммуникативной цели говорящего.

Актуализация отмеченных функций в общении (и межличностном, и интраперсональном) формирует, в конечном счете, конкретную информацию, которая и является предметом восприятия адресата любого типа -читателя, слушателя, самого говорящего. Эта информация представляет собой целый комплекс рубрик, каждая из которых является существенной с точки зрения когниции и коммуникации. Выделяются следующие типы информации, содержащиеся в диктеме: 1) информация коммуникативноустановочная, которая непосредственно определяет тип речевого контакта между говорящим и адресатом; 2) фактуальная информация общего типа, отражающая диктемную ситуацию в рамках фактов и их отношений; 3) фактуальная информация специального типа, передающая разного рода реалии; 4) интеллективная информация, отражающая движение познающей и оценивающей мысли говорящего; 5) эмотивная информация, связанная с непосредственным выражением чувств; 6) структурная информация, отражающая строевые характеристики текста, его типы; 7) регистровая информация, отражающая различие между нейтральной, книжной и разговорной речью; 8) функционально-стилевая информация, отражающая социально-деятельностные особенности текста; 9) диалектно-признаковая информация, отражающая территориальные и этнические особенности текста; 10) импрессивная информация, отражающая силу целевого воздействия на адресата; 11) эстетическая информация, формирующая аспект художественно-образного выражения мысли [30].

Указанные рубрики (типы) информации могут быть укрупнены в четыре блока: фактуальный, интеллективный, эмотивный и импрессивный. Поскольку художественный текст по определению является эстетической системой, он изначально «выразителен», импрессивный тип информации присущ ему имманентно. Что касается трех других типов информации, то их удельный вес в диктеме особым образом зависит от содержательно-целевого типа диктемы и имеет, следовательно, непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме членимости текста, в частности к его контекстно-вариативному членению.

Этот тип членения текста базируется на принципе качественного различия информации, передаваемой текстовыми блоками. В рамках контекстновариативного членения выделяются следующие формы речетворческих актов: 1) речь автора (повествование, описание, рассуждение); 2) чужая речь: а) диалог персонажей с вкраплением авторских ремарок; б) цитация; 3) несобственно-прямая речь [54, с. 52]. В контекстно-вариативном членении художественного текста задача автора сводится к переключению форм рсчстворчсских актов, например, с описания на диалог. Такого рода переключения способствуют более рельефному изображению обстановки, в которой протекает коммуникация, и дают возможность варьировать средства передачи информации. В рамках контекстно-вариативного членения текста можно выделить два основных направления, условно говоря, «горизонтальное» и «вертикальное» членение теста.

2.3. Распределение внутренней речи

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >