Внутренняя речь в художественном тексте

2.1. Художественный текст

Художественный текст как объект лингвистического исследования

В первой главе настоящего исследования мы рассматривали внутреннюю речь в контексте общей теории коммуникации. Объектом анализа являлась, прежде всего, психолингвистическая структура внутриречевого высказывания, различные формы существования внутренней речи, специфические особенности их возникновения и функционирования в сознании индивидуума. Данная глава посвящена анализу внутренней речи как важнейшему конституенту художественного текста.

Для достижения поставленной цели нам представляется необходимым раскрыть понятие «художественный текст», рассмотреть его основные параметры, этапы порождения и особенности восприятия.

Из трех главных «революций», произошедших в лингвистике в начале XX века - переход от сравнительно-исторического языкознания к структурализму, преобразование структурализма парадигматическим осмыслением синтаксиса и поворот лингвистики к тексту как основному объекту изучения [28, с. 10] - именно последняя определяет общий характер и направление современных лингвистических исследований.

Систематизируя данные различных направлений в изучении текста и анализируя как общие, так и узкоспециальные определения текста, имеющие место в современной лингвистике, мы приходим к выводу о том, что большинством лингвистов текст рассматривается, с одной стороны, как результат речетворческого процесса, реализующего целевую установку акта коммуникации, и, с другой стороны, как упорядоченная система знаков естественного языка, характеризующаяся семантической, структурной и функциональной целостностью (И.Р. Гальперин, В.А. Кухаренко, Ю.М. Лотман, О.И. Москальская, З.Я. Тураева, Р. Барт, А.-Ж- Греймас, П. Серио и др.). Мы называем текстом речевое целое, являющееся «сферой выхода функций элементов языка в процессе речеобразования» и представляющее собой «формирование знаково-тематическое, осуществляющее раскрытие определенной темы, которая объединяет все его части в информационное единство» [31, с. 48].

Две взаимосвязанные стороны текста (системность и коммуникативная ориентация) определяют два основных подхода к его изучению: статический и динамический. Статический подход ориентирован на исследование самого сообщения, а не на его отправителя (автора, говорящего) или получателя (читателя, слушателя). В рамках этого подхода анализируются семантико-стилистические и синтаксические характеристики текста, его строевые элементы (диктсмы), выявляются особенности отображения в тексте внеязыковой действительности и т. д. Динамический подход ориентирован, прежде всего, на получателя информации, заложенной в тексте. Этот подход основан на концепции открытости текста, согласно которой текст должен подвергаться своеобразной дешифровке со стороны читателя (слушателя) в целях выявления в нем «скрытых смыслов», заложенных туда автором - отправителем сообщения. Понятия интертекстуальности, поэтики ассоциаций, континуума мировой культуры являются доминантными в этом походе.

В нашей работе мы используем различные подходы к изучению художественного текста и учитываем данные как узкоспециальных, так и междисциплинарных исследований.

В целях адекватного понимания сущности художественного текста нам представляется необходимым начать с анализа мотивов и этапов порождения художественного текста, которые непосредственно связаны с его фундаментальными свойствами. По современным представлениям, текст -это феномен объективной действительности, способ ее отражения, построенный с помощью элементов системы языка (причем сама идея о художественном творчестве как подражании, мимезисе восходит еще к античной риторике). Процесс отражения, лежащий между художественным текстом и действительностью, подразумевает ее логическую и эмоциональную интерпретацию. Но мотивы порождения художественного текста выходят за пределы реально существующей ситуации и отражают представление автора о некой «затекстовой» ситуации. Семантика художественного текста многомерна: он отражает и мир и человека, чувствующего, мыслящего, действующего, всесторонне связанного с окружающим миром. Таким образом, художественный текст - не только эстетически обобщенное отражение окружающей действительности, но и выражение средствами языка модели авторского отношения к миру. Личность автора проявляется в художественном тексте многопланово, на разных его уровнях-и в языке, и в сюжете, и в темах, и в идеях. Мировоззрение автора проявляется в идейной направленности художественного текста, его мироощущение определяет эмоциональную динамику текста. Оба плана создают авторскую картину мира, уникальность которой придает индивидуальный стиль писателя.

Последовательные этапы формирования художественного текста можно назвать жизнями, подчеркивая тем самым факт его динамического производства и восприятия [29, с. 10-11 ]. В своей первой жизни, знаменующей его рождение, текст существует в виде замысла. Вторая жизнь текста представляет собой его развертывание: формирование сюжетного и образного строя художественного текста с его зачином, развитием действия, кульминацией, завершением. Третью жизнь художественного текста можно определить как авторское предпочтение. На этой ступени автор принимает решение о доработке или переработке написанного текста с разной степенью радикальности. Четвертая жизнь художественного текста есть ступень его обработки, направленной на максимальное усиление его воздействующей, т. е. впечатляющей силы. Конечным арбитром в оценке результатов этой деятельности служит характер передаваемой текстом им-прессивно-эстетической информации. Пятая жизнь текста - его завершение в ходе авторского чтения и перечитывания; она же выступает и как последний собственно авторский этап существования текста. Однако после завершения текста наступает его шестая жизнь - уже не авторская, а читательская. Текст переносится в поле восприятия читателя, преобразуясь тем самым из явления индивидуального в явление общественное. С ним происходит диалектическая метаморфоза: его шестая жизнь расщепляется на множество жизней, ровно на столько, сколько читателей он находит. Каждый человек, читающий текст, становится его интерпретатором, поэтому шестая жизнь текста остается индивидуальной в читательском смысле. Из этой интерпретационной, множественной жизни текста вырастает его седьмая жизнь - жизнь в обсуждении его смысла и достоинств. Текст начинает жить в рамках его критики - положительной и отрицательной, случайной и фундаментальной и т. д. Эта жизнь текста - его суммарная общественная жизнь может прекращаться и вновь возобновляться по мере исторического развития той культуры, в рамках которой он создан и существует. Именно в этой реальной способности текста к бесконечному возобновлению своих жизней воплощено подлинное бессмертие человеческого духа.

Рассматривая различные этапы порождения и существования художественного текста, следует помнить о том, что художественный текст - это система, организованная эстетически, по законам прекрасного. Он выполняет не только коммуникативно-информационную, но и коммуникативно-эстетическую функцию, по-особому отражая окружающую действительность. Эстетическая функция в художественном тексте трансформирует все другие функции языка, преломляя их в желаемом направлении. Существенным признаком художественного текста является личностное начало, т. е. авторское отношение к написанному. Писатель, создавая художественный текст, рисует такую модель действительности, которая соответствует реальности с одной стороны, а с другой - является отражением его мировоззрения и мироощущения. Это создает двойственную отнесенность художественного текста: к миру реальному и миру личностному.

Создавая художественный текст, автор прогнозирует возможное восприятие текста реципиентом (читателем). Восприятие художественного текста - процесс и результат речемыслительной деятельности читателя, направленный на постижение мира автора через «мир текста» и соотнесение его с собственным миром - происходит в три этапа: прием информации, установление знаковых отношений в рамках текста и выявление смысла текста [23, с. 29-30]. Эти этапы характеризуют восприятие любого текста, но они имеют некоторые особенности в отношении художественного текста. Прежде всего, смысл художественного текста никогда не соответствует своему внешнему текстовому выражению. Для адекватного понимания такого текста нужно знать больше, чем значения отдельных слов. Ведь художественные тексты оказывают воздействие на чувства читателя, возбуждая реакции эстетического порядка. Художественный текст может вызывать образы - зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, которые небезразличны к самому содержанию литературно-художественного произведения. Эти образы несут дополнительную информацию, выражая заранее предопределенное стремление автора произведения не только сообщить свое понимание изображаемых явлений и фактов, но и оказать давление на читателя, внушить ему свою точку зрения. Эта вербально невыраженная, сверхсмысловая информация обладает специфическим свойством: она по-разному воспринимается получателем, если он вообще способен извлечь ее из содержания высказывания и формы его выражения.

Чтение художественного произведения представляет собой своеобразный диалог между автором и читателем. Следовательно, мы должны рассматривать проблему художественного текста с двух сторон - со стороны запрограммированного сообщения в самом широком смысле слова, и со стороны возможных толкований информации, заложенной в этом сообщении. Отсюда возникает необходимость более тщательного исследования материальных средств сообщения, т. с. формальной, лексико-грамматической стороны текста. Художественные тексты, хотя и подчиняются некоторым общепринятым нормам организации, все же сохраняют значительную долю «активного бессознательного» [54, с. 24], которое нередко нарушает «правильность» текста и влияет на характер организации высказывания. Структура художественного текста, его композиция и сюжет отражают высокую степень индивидуализации текста. Очевидно, что каждый стилистический прием, каждое языковое средство является целесообразным с точки зрения воплощения авторского замысла. Соединение языковых элементов в художественном тексте осуществляется таким образом, чтобы оказать максимальное эстетическое воздействие па читателя, изменить, в соответствии с замыслом автора, его чувства, настроение и точку зрения. Следовательно, анализ конструктивного плана художественного текста, его структурной организации является необходимым этапом его комплексного изучения.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >