Социально-экономическое, политическое и духовное развитие русского государства в XV - первой половине XVI века

Развитие экономики В конце XV — начале XVI в. основу эко

номики России по-прежнему составляло земледелие с господством трехпольной системы. Массовым стало применение более удобной двузубой сохи с железными сошниками -«косули». Важные преобразования произошли в структуре феодальной собственности.

Основной формой землевладения оставалась «вотчина» (боярская, монастырская), однако распространялось условное землевладение военных слуг князя - дворян (поместье). За счет этого социальная база великокняжеской власти расширялась. Рост феодального землевладения сопровождался закрепощением крестьян (так стали называть все сельское население). Крестьяне еще сохраняли право перехода от одного феодала к другому, но значительная их часть уже была прочно связана с определенным феодалом. Увеличивались крестьянские повинности. Это приводило к обострению борьбы, антифеодальным выступлениям в деревнях и городах. Мелкие и средние феодалы были все более заинтересованы в сильной великокняжеской власти.

С середины XIV в. начался подъем русских городов, рост торговоремесленного населения посадов, возобновилось каменное строительство. Вокруг городов складывались местные рынки, торговые связи. Постепенно нарушался чисто натуральный характер экономики, подготавливались условия для преодоления феодальной раздробленности. Городское население в своей массе поддерживало сильную великокняжескую власть, способную обеспечить безопасность торговли и защиту от насилия феодалов.

Экономический подъем страны и расширение социальной базы великокняжеской власти готовили условия и для централизации, и для освобождения от монгольского ига.

Своеобразной чертой экономического развития России к середине XVI в. стало сосуществование поместно-вотчинного землевладения светских и духовных феодалов в обжитых центральных районах и общинное крестьянское владение землей на малонаселенных окраинах.

Главными формами феодальной эксплуатации по-прежнему оставались барщина, в основном в поместьях, и оброк, характерный для вотчин. Крестьяне попадали в зависимость от феодала путем экономического принуждения (получение в долг зерна, аренда земли, орудий труда и т. п.) или внеэкономического (захват населенной крестьянами земли феодалом, пожалование ее великим князем).

Продолжалось совершенствование ремесла и рост городов, которых к середине XVI в. насчитывалось около 160.

Началась специализация отдельных районов на производстве различных групп товаров. Это вело к активизации внутрироссийской торговли.

Социальные отношения Общей тенденцией социального генезиса российского общества в XV-XVI вв. было усиление его корпоративности. Крестьяне делились на три группы. Владельческие крестьяне принадлежали различным феодалам, дворцовые крестьяне находились в ведении дворцового ведомства и были собственностью царской семьи, а черносошные (позже - государственные) жили на землях, не принадлежавших какому-либо владельцу, были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства.

Все группы крестьян являлись податным (тяглым) населением, т. е. платили государственные налоги - подати. К тяглым людям принадлежали также городские жители: ремесленники, купцы и др.

Крестьяне и горожане имели социальную организацию в форме крестьянских и посадских общин, купцы имели корпоративные объединения (гости, гостиная и суконная сотни) и во многом были уравнены в правах с феодальными землевладельцами.

Все корпоративные общины жили на принципах прямой общинной демократии. Верховная царская власть вступала в отношения не с каждым членом общества, как практиковалось в Европе, а лишь с избранной верхушкой общины. Причем эти отношения регулировались не законом, а идеей подданства.

К нетяглому населению относились холопы (полные, докладные, кабальные, жилые), не имевшие своего хозяйства, работавшие и проживавшие при дворе феодала.

Крупнейшей социальной группой были служилые люди. Они делились на две основные категории. Служилые люди «по отечеству» несли государственную службу по наследству. Это были чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне), чины московские (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы), чины городовые (дворяне выборные, дети боярские дворовые, дети боярские городовые). Служилые люди «по прибору» брались на службу по вербовке - стрельцы, пушкари и др.

Все служилые люди не являлись собственниками земли, а были лишь ее владельцами и не представляли угрозы для верховной власти. Вотчинник был сведен царской властью к помещику и лишен любого феодального иммунитета. Развитие системы приказов повлекло за собой численное увеличение слоя государственной бюрократии, которая постепенно укрепила свои позиции в системе государственного управления и оттеснила от него старую аристократию — бояр, окольничих и др. Авторитет и место в обществе стали определяться не наличием собственности, не доходом, а занимаемой ступенькой в иерархии бюрократии.

Многочисленным и влиятельным корпоративным объединением являлась церковь, обладавшая огромной собственностью. В то время, когда в Европе корпоративность церкви была разрушена Реформацией, в Московском государстве она, наоборот, усилилась.

В конце XV в. сложилась великорусская народность с центром в Северо-Восточной Руси. По мере включения в состав России в XVI в. народов Поволжья, Сибири, ориентированных на восточный тип развития, нарастала цивилизационная неоднородность общества. Однако царское правительство переносило сложившуюся в Великороссии государственно-правовую организацию на новые территории, часто не учитывая национальные особенности. Включая национальные районы в состав России, власть не делала их в отличие от европейских держав объектом беспощадного колониального ограбления. В хронологических и пространственных рамках Московского государства сложился феномен цивилизационного конгломерата России.

Политическая система. По форме политической организации российское централизованное государство было феодальной монархией. Во главе его стоял великий князь, при котором существовал совет - Боярская дума, назначаемая самим же князем. Причем члены Думы одновременно возглавляли и какую-нибудь отрасль исполнительной власти.

Боярская дума была высшим правительственным органом и вместе с великим князем решала важнейшие дела государства - внутренние и внешние. Право на вхождение в состав Думы имели лишь представители крупнейших княжеских и боярских родов, которые получали от великого князя придворное звание «боярин», «окольничий», «думный дворянин», «думный дьяк». Дума была невелика. В разное время в нее входило от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничих. Состав Думы постоянно менялся. Она заседала в присутствии великого князя, а формулой решения были слова: «Великий князь указал, и бояре приговорили».

С конца XV в. начали создаваться постоянные центральные учреждения, получившие название приказов, которые ведали военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными и прочими делами. В начале XVI в. в российском государстве насчитывалось до десяти приказов. Это прежде всего Посольский приказ (по внешним делам), Поместный (по делам дворянского землевладения), Разрядный (по военным делам). Дворцовые, хозяйственные и финансовые дела перешли к Дворцовому и Конюшенному приказам и Земскому двору, были организованы Ямской и Разбойный приказы.

Приказы обычно возглавлялись боярами, но в них постепенно формировался слой профессиональных чиновников из незнатных служилых людей — знатоков своего дела, со временем начавших оказывать влияние на решение государственных вопросов. В основе приказной системы лежали принципы нераздельности судебной и административной власти.

Что касается местного управления, то оно имело следующую структуру. Московское государство делилось в тот период на разные по своей величине уезды. Центром уезда являлся город, которому были подвластны все окружавшие его земли. Уезды делились на станы, а станы - на волости, а иногда и наоборот. Для управления в уездах назначались бояре - наместники, в волостях - волостели. Наместники занимались сбором податей и пошлин, а также чинили суд в пределах волости, прилегавшей к городу, и ведали важнейшими уголовными делами всего уезда. Они не были начальниками над военными силами в уезде. Те же фискальные и судебные функции выполняли волостели в пределах своей волости.

Исполняя свои обязанности, наместники и волостели осуществляли в свою пользу различные поборы с населения. Поэтому наместников и волостелей иначе называли «кормленщиками». Такая форма управления на практике легко приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков.

В 30-50-е гг. XVI в. была проведена Губная реформа, в ходе которой из суда наместников были изъяты дела о разбойниках, ворах и переданы в органы местного управления - губы, в которых в последующем было сосредоточено все местное управление.

Новая система социальных и политических отношений в централизованном государстве юридически была закреплена в Судебнике 1497 г. Этот сборник законов регламентировал компетенцию различных государственных лиц и органов в решении всевозможных дел и вопросов, защиту жизни и имущества феодалов и священнослужителей, взаимоотношения феодалов с зависимым населением, судебные отношения и другие вопросы.

В Судебнике 1497 г. феодальное государство делает первый шаг в оформлении крепостного права. В условиях относительного дефицита рабочих рук и значительной массы свободных земель великокняжеская власть предпринимала меры по прикреплению крестьян к земле в интересах служилого дворянства (помещиков). Если до 1497 г. крестьянин, рассчитавшись с феодалом, мог уйти от него в любое время, то теперь ст. 57 Судебника разрешала делать это лишь в течение недели до Юрьева дня (26 ноября, когда закончены все полевые работы) и одной недели после. Предварительно он должен был уплатить «пожилое» феодалу за проживание на его земле.

Важнейшей составной частью государственного аппарата централизованного государства в России была военная организация. Общегосударственное войско, кроме великокняжеского двора, бывшего при князе постоянно, собиралось в случае войны или раз в два - три года на смотры.

По данным Н.М. Карамзина, при Иване III в войске было около 300 тысяч дворянской конницы, 60 тысяч сельских ратников-ополченцев, 2 тысячи немецких наемных пехотинцев. С.М. Соловьев писал, что при Василии III численность войска достигала 400 тысяч. К началу XV в. в пограничных городах появились городовые казаки. Артиллерия, первое упоминание о которой на Руси относится к обороне Москвы от хана Тох-тамыша в 1382 г., находилась в основном на городских укреплениях.

Культурное развитие Образование централизованного Мо

сковского государства сопровождалось формированием и развитием культуры великорусской народности. Прежде всего, быстро расширялись социальные границы грамотности, вплоть до черносошного крестьянства. К концу XVI в. только среди взрослого мужского населения Москвы уровень грамотности достигал 24%.

Растущая потребность в книгах обусловила в 50-х гг. XVI в. начало книгопечатания в России. Из стен созданного по распоряжению Ивана Грозного царского печатного двора вышли первые русские печатные книги: «Апостол», «Часослов», «Псалтырь». Всего в XVI в. было издано около 20 русских книг и 26 переводных изданий. Первыми книгопечатниками были Иван Федоров и Петр Мстиславец.

С 1600 г. для информирования царского правительства о зарубежных событиях Посольским приказом издавалась первая рукописная газета «Куранты». В XVI в. в городах были созданы школы, где изучались арифметика, грамматика и другие науки.

В сельской местности в домах священников открывались училища для обучения детей православных христиан. Первый епископ Пермской области Стефан, присланный из Москвы в XIV в., не только обратил в православную веру зырян (коми), но и разработал для них азбуку, т. е. создал письменность для этого народа.

В литературе периода образования централизованного государства господствовали идеи укрепления единства русских земель, их защиты от врагов, патриотизма. Наиболее значимыми литературными памятниками русского позднего средневековья стали: «Задонщина» (2-я половина XIV в.), «Житие Сергия Радонежского» (XV в.), 10-томный «Лицевой летописный свод» (середина XVI в.), «Новая повесть о преславном Российском царстве» (начало XVII в.).

В XIV в. началось создание московской школы каменного зодчества. При Иване Калите в Кремле были построены четыре каменных храма, не дошедших до нашего времени. В XV - начале XVI в. итальянские инженеры, взяв за образец древнерусские храмы, совместно с русскими зодчими возвели в Кремле Успенский (1479 г.), Благовещенский (1489 г.), Архангельский (1508 г.) соборы. В 1561 г. мастера Варма и Постник завершили строительство Покровского собора (храм Василия Блаженного).

Усилиями великих князей, русских зодчих и итальянских инженеров Москва превращалась в одну из мощнейших средневековых крепостей. В 1367 г. Дмитрий Донской воздвиг в Москве белокаменный Кремль. В 1425-1495 гг. был возведен современный Московский Кремль (Марк Руффо, Антонио Джиларди и др.). В 1535-1538 гг. торгово-ремесленный посад Москвы был окружен стеной Китай-города. В 1585-1593 гг. Федор Конь построил третью линию каменных укреплений - Белый город. Четвертую линию укреплений составлял Земляной вал с деревянной стеной, насыпанный в конце XVI в. С Московским княжеством связаны имена замечательных русских живописцев - Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия.

Господствующим течением в официальной идеологии стало иосифлян-ство, закрепившее на длительный период союз церкви и государства. Основателем и духовным вождем его был игумен волоколамского Успенского монастыря Иосиф Волоцкий (1440-1515). Основные идеи иосифлянской концепции заключались в отстаивании права церкви на феодальное владение землей, имуществом и крепостными, в обосновании божественного происхождения царской власти, обеспечении союза самодержавия, властвующего над телом человека, и церкви, владеющей ею.

Православие оказало огромное влияние на формирование ментальности московского общества. В нем утвердился идеал общества социального равенства, идея общего, коллективного спасения, а не личного, как в протестантизме, приоритет духовного совершенства личности.

Идея соборности подразумевала полифоничность, неделимую целостность мира, в котором нельзя переменить какую-то его часть - власть, законы, порядки и т. д.

Все названное имело далеко идущие последствия для русского и других народов России.

Вопросы и задания

  • 1. Назовите основные черты экономического развития российского государства в XV - первой половине XVI в.
  • 2. Дайте характеристику основным формам землевладения в Московском государстве. Какой была социальная структура московского социума?
  • 3. Назовите характерные черты политической организации централизованного российского государства.
  • 4. Как происходило формирование и развитие культуры великорусской народности?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >