Теоретические подходы к проблеме социальной адаптации в трудах зарубежных авторов

В отличие от термина «реабилитация» понятие «адаптация» с точки зрения теории хорошо разработано в гуманитарных науках. Существует большое количество концепций, описывающих и объясняющих процесс социальной адаптации. Наиболее широко эта проблема обсуждается в рамках социологии и психологии. Рассмотрим распространенные теоретические подходы к социальной адаптации.

Так, Г.Спенсер[1] основывал свою теорию на анализе двух процессов - интеграции и дифференциации. Естественным

пределом этих эволюционных процессов

Социологический подход к социальной адаптации оказывается состояние динамического равновесия. По мнению Г. Спенсера, каждое эволюционное изменение реализуется через установление нового состояния равновесия. Следовательно, адаптация - это и есть уравновешивание между какой-то системой и внешними условиями. Но в силу того, что автор придерживался биологизаторского подхода, его концепция адаптации не выходит за рамки приспособительного процесса: «естественный отбор» в человеческом обществе происходит так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных.

Дальнейшая разработка теории адаптации в рамках социологии, как правило, осуществлялась в русле изучения и анализа влияния социальных норм на поведение человека. Э.

Дюркгейм рассматривал адаптацию с точки зрения анализа влияния социальных норм на поведение человека. Французский социолог утверждал, что основу социальной реальности составляют факты. Факты же, в свою очередь, обладают двумя важными признаками. Во-первых, они носят объективный характер (независимы от волеизъявления индивидов). Во-вторых, они наделены принудительной силой (способностью оказывать на личность давление посредством механизмов их интериоризации). То есть социальные регуляторы определяются не только принудительно, но и их «желательностью» для индивидов. Таким образом, адаптация по Э.Дюркгейму, - это реализация индивидом общих социальных норм, носящих двоякий, в сущности, амбивалентный принудительно-добровольный характер. Но автор недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности.

М.Вебер[2] связывал учение об адаптации с такой характеристикой социального действия индивида, как рациональность. Согласно его теории, человек стремится осознать свои цели и соотнести их с рациональными средствами достижения поставленных целей. В этой связи адаптация выступает в качестве наиболее оптимального способа удовлетворения потребностей человека. Можно говорить о том, что М. Вебер выделил идеальную модель адаптации, отождествляя ее с таким понятием, как «целерациональное действие», под которым он понимал некий эталон, или идеальный тип, по отношению к которому человеческое поведение можно изучать по степени отклонения от существующей нормы.

Представитель структурно-функционального анализа Р. Мертон создал концепцию адаптации в связи с ролевым поведением индивида. Один из ключевых аспектов его теории заключается в конфликтной природе нормативной структуры общества. Стремление достичь цели доступными ему средствами в

сложной иерархии отношений между нормами, ценностями и институциональными порядками в обществе заставляет индивида адаптироваться в нем. Важным элементом в теории американского социолога, необходимым для понимания полной картины адаптации, является то обстоятельство, что он указывает на примерно равные возможности - индивидуально-центрической и социоцентрической форм адаптации. Критерии их дифференциации заключаются в том, насколько цели и средства, выбранные индивидом, подпадают под категорию одобряемых обществом целей и средств. Иначе говоря, адаптация, оправданная с точки зрения индивида, может расцениваться патологической с позиции общества. В отличие от предыдущих авторов, Р. Мертон указал на то, что для раскрытия природы адаптации, помимо анализа норм, целей и ценностей, необходим особый анализ - возможности их реализации.

Т. Парсонс ставит знак равенства между адаптацией и равновесием сил в обществе. Общество в равновесии - общество без конфликта, где каждый знает свою роль, понимает, чего от него ждут. Иначе говоря, социальная адаптация - это равновесие между потребностями, интересами и ценностями индивида и окружающей его социальной средой.

Интеракционистский подход к социальной адаптации

Более интересно интеракционистское определение адаптации личности. Так, Л. Филипс полагает, что все разновидности обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Адаптацию, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества, он называет «эффективной адаптацией личности». По мере взросления все более сложными становятся ожидания, которые предъявляются к социализируемой личности. Малыша защищают от всех опасностей, удовлетворяют все его потребности, опекают, с ростом и становлением его личности опека становится меньше и меньше, а требования окружающих все более усложняются. Предполагается, что личность должна перейти от состояния полной зависимости к независимости и принятию ответственности за благополучие других.

По Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:

  • 1. Принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Например, учебная деятельность, установление дружеских отношений, создание семьи и т. п. Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям (нормам), которые общество предъявляет к поведению личности.
  • 2. Гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

Первое значение понятия адаптации, согласно Филипсу, достаточно близко по содержанию понятию социализации в том смысле, что личность принимает (во всяком случае внешне) нормы, требования, которые предлагает и предъявляет к ней общество. Второе значение представляет существенный интерес в связи с тем, что в нем содержится идея целеустремленного и преобразующего характера личностной активности. Личность, таким образом адаптированная, не уклоняется, не бежит от трудностей, проблем, а преобразует эти ситуации, использует их для осуществления своих целей, стремлений, не особенно ожидая помощи и советов от других.

Дж. Г.Мид исследовал социальную адаптацию с позиции ролевой концепции личности, одним из основоположников которой он являлся. По его мнению, формирование установок и моделей поведения индивида зависит от установок и моделей поведения других членов его социальной группы, а сам процесс вхождения человека в социальную роль и является социальной адаптацией.

Американский социолог-интеракционист Т. Шибутани1 рассматривал адаптацию в виде приспособительных реакций, играющих роль восстановления равновесия между человеком и средой. Эти реакции происходят на всех уровнях - от индивидуального и группового до межгруппового, затрагивая как сознательное (творческое), так и бессознательное (в том числе и патологическое), что подразумевает активное участие человека в освоении окружающей среды. Т. Шибутани разделял понятия «адаптация» и «приспособление». Он отмечал, что каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации (adaptation). Адаптация относится к более стабильным решениям - хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений. Понятие "приспособление" (adjustment) относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций. В интеракционистском направлении адаптированным считается человек не только усвоивший, принявший и осуществляющий социальные нормы, но и принимающий на себя ответственность, ставящий и достигающий целей.

Психоаналитический подход к социальной адаптации

Психоаналитическое понимание

адаптации опирается на представления 3. Фрейда о взаимодействии личности, ее структуры с внешней средой. Можно сказать, что психоаналитическая теория развития по существу есть рассмотрение, описание, изучение и объяснение процесса онтогенетической адаптации[3] . Успешная и все более совершенная адаптация рассматривается в качестве одного из критериев здорового функционирования Я, поскольку указывает на гармоничность взаимоотношений между Я, Оно, Сверх-Я и внешним миром. Формирование характера включает

интернализацию стабильных защитных аспектов среды и возрастание возможностей и способности модифицировать среду.

В психоанализе развернутое представление об адаптации было впервые изложено Г.Гартмонном. Он на основе концепции

  • 3.Фрейда выделил три вида адаптации:
  • 1) аллопластическая адаптация, которая осуществляется за счет изменений во внешнем мире, совершаемых человеком для приведения его в соответствие со своими потребностями;
  • 2) аутопластическая адаптация, которая обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т. п.), помогающих ей приспосабливаться к среде;
  • 3) смешанная адаптация - выбор новой среды, где сочетаются аллопластическое и аутопластическое изменения.

Говоря о критериях адаптированности, он отмечает, что человека можно считать хорошо адаптированным, если его продуктивность, его способность радоваться жизни, его психическое равновесие не нарушены. Г. Гартман признает большое значение конфликтов для развития личности, но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие ребенка и многие другие могут быть свободны от конфликтов. Гартман вводит термин «свободная от конфликта сфера Я» для обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту оказывает воздействие на сферу психических конфликтов.

Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы: конфликт—тревога— защитные реакции. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (3. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).

Подход Э. Эриксона отличается от основной психоаналитической линии и предполагает наличие также и позитивного выхода из ситуации противоречия и эмоциональной нестабильности в направлении гармонического равновесия личности и среды: противоречие—тревога—защитные реакции индивида и среды—гармоническое равновесие или конфликт.

Гуманистический Представители гуманистического

подход к социальной направления (Г.Беккер, Ф.В.Знанецкий, адаптации А.Маслоу, У.Томас) изучали адаптацию с

позиций процессуально - дискретного понимания. Они рассматривали адаптацию одновременно и как процесс, и как конечное состояние. В исследованиях адаптации с точки зрения гуманистического подхода ими впервые предложен в качестве критерия адаптированности важный показатель - степень интеграции личности и среды, который позволял оценить соотношение личностно значимых и общесоциальных ценностей.

Гуманистическое направление исследований социальной адаптации критикует понимание адаптации в рамках гомеостатической модели и выдвигает положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и среды. Процесс адаптации в этом случае можно описать формулой: конфликт - фрустрация - акт приспособления.

В основе концепций этого направления лежит понятие здоровой, самоактуализирующейся личности, которая стремится к достижению своих жизненных целей, развивая и используя свой творческий потенциал. Равновесие, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, образует основу для общества.

т.е.

развития и человека, и

и неконструктивные

Маслоу, критериями

Выделяются конструктивные поведенческие реакции. По А. конструктивных реакций являются: детерминация их требованиями социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Неконструктивные реакции не осознаются; они направлены лишь на устранение неприятных переживаний из сознания, не решая при этом самих проблем. Таким образом, эти реакции являются аналогом защитных реакций (рассматриваемых в психоаналитическом направлении). Признаками неконструктивной реакции служат агрессия, регрессия, фиксация и т. п.

По К. Роджерсу, неконструктивные реакции - это проявление психопатологических механизмов. По А. Маслоу, неконструктивные реакции в определенных условиях (в условиях дефицита времени и информации) играют роль действенного механизма самопомощи и свойственны вообще всем здоровым людям.

Выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптация. Адаптация наступает при достижении оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. В случае отсутствия оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов наступает дезадаптация.

Представитель когнитивного подхода Когнитивный подход д фестингер рассматривал адаптацию в к социальной качестве своеобразного защитного

адаптации

механизма, при помощи которого индивид стремится преодолеть психологический дискомфорт («когнитивный диссонанс»). Стремление к положительным эмоциям, положительному фону («когнитивный консонанс») вызывает у индивида потребность в адаптации. Таким образом, под адаптацией американский ученый подразумевает процесс приобретения новой информации (в том числе - социальных стереотипов и новых защитных механизмов), с помощью которых индивид стремится преодолеть эмоциональное напряжение. В процессе преодоления тревожности и напряженности личность адаптанта претерпевает изменения.

Процесс адаптации в когнитивной психологии личности можно представить формулой: конфликт - угроза - реакции приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам (когнитивный диссонанс), при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса. Предпринимаются:

  • 1) попытки опровергнуть поступившую информацию;
  • 2) смена собственных установок, изменение картины мира;
  • 3) поиск дополнительной информации с целью установления

согласованности между прежними представлениями и противоречащей им информацией.

Бихевиористский подход к социальной адаптации

Бихевиористы Л. Шаффер, Э. Шобен описывали социальную адаптацию через схему «стимул - реакция». В рамках их концепции под адаптацией понимается

единичный поведенческий акт, при котором воздействие среды всегда выступает в качестве преграды, препятствующей индивиду в осуществлении его целей. Человек успешно адаптируется, если он проходит через все преграды для достижения желаемого, а в противном случае он является дезадаптантом.

Необихевиорист Г. Айзенк и его сотрудники определяют адаптацию следующим образом. Во-первых, это состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены, т.е. состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой. Во-вторых, это процесс, посредством которого данное гармоничное состояние достигается. Существенно, что состояние адаптации можно описать только в общих теоретических понятиях, ибо на практике достижима лишь относительная адаптация в смысле оптимального удовлетворения индивидуальных потребностей и ненарушенных отношений со средой.

Таким образом, социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс изменений (физических, социально-экономических или организационных) в поведении, социальных отношениях или в культуре в целом. Цель этих изменений -улучшение способности выживания групп или индивидов. В данном определении присутствует биологический оттенок, указывающий на связь с теорией эволюции и внимание преимущественно к адаптации групп, а не индивида, причем речь не идет о личностных изменениях в ходе адаптации индивида. Между тем в этом определении можно отметить следующие позитивные моменты:

  • 1. Признание адаптивного характера модификации поведения через учение, механизмы которого (научение, обучение, заучивание) являются одними из важнейших механизмов приобретения адаптивных механизмов личности.
  • 2. Использование термина «социальная адаптация» для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигает состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой. При этом речь идет лишь о конфликтах с внешней средой и игнорируются внутренние конфликты личности.

  • [1] Шустова, Н.Е. Социальная адаптация личности: дис.......канд. социол. наук / Н.Е.Шустова. - Саратов, 1999. - 132 с.
  • [2] Самара, Г.Н. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций / Г.Н.Самара, Д.С.Петров. - М.: ООО «Фирма Светотон ЛТД», 2004. - 205 с. 2 Вебер, М. Избранные произведения / М.Вебер. - М.: Прогресс, 1990. - 880 с.
  • [3] Шибутани, Т. Социальная психология / Т.Шибутани. - М., 1969. 2 Психоаналитические термины и понятия: Словарь/Под ред. Б.Э.Мура и Б.Д.Фаина. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000. — 304 с.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >