Философия культуры как специфический вид знания о культуре. История ее становления и развития

Философия культуры существует как специальная сфера философской рефлексии, которая сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Она представляет собой философское осмысление культуры как специфического феномена. В начале XIX в. представителем немецкого романтизма А. Мюллером было использовано понятие культур фило софия. Термин философия культуры употребляется в следующих значениях. Во-первых, служит для обозначения направления европейской философии конца XIX - начала XX в., систематическое развитие которого прежде всего связано с такими течениями, как неокантианство и философия жизни. Во-вторых, можно говорить о философии культуры как о мировоззрении. Установка на представление о культуре и ее основаниях может быть названа культуроцентризмом. В-третьих, философия культуры выступает как научная дисциплина и специальность.

Чтобы охарактеризовать философию культуры в ее специфике представитель марбургской школы неокантианства Э. Кассирер обратился к идеям И. Канта, который различал мир природы и мир свободы, т. е. мир культуры. В корне всех проблем философии культуры лежит идея свободы, а задача философии культуры заключается в решении вопросов каким образом и с помощью каких средств возможно ее достижение.

Представители баденской школы неокантианства и философской герменевтики различали науки о природе и науки о духе. Они считали, что основанием для такого деления является не предмет исследования, а метод (от греч. - ‘путь’)- Науки о природе наблюдают и изучают мир внешних объектов, а науки о духе приобщаются к миру человеческих отношений с помощью внутреннего переживания. Метод наук о духе В. Виндельбанд определил как идиографический (от греч. idios - ‘особенный, необычный, своеобразный, странный’; grafo - ‘пишу’). Суть его заключается в выявлении особенного и уникального, а не общего и регулярного, именуемого законом. Идиографический метод у Г. Риккерта становится методом индивидуализации. Линию обоснования метода наук о духе или культурноисторического познания продолжил В. Дильтей. Сущностной характеристикой изучения культуры, по его мнению, является уникальность, нетипичность и вживание, вовлеченность самого человека. Его задача - понять не то, что есть всегда, а то, что возникает однажды в потоке становления. Основание наук о культуре мыслители связывали с философией, которая в отличие от других форм занята не познанием сущего, а познанием должного - смысла и ценности. Однако сфера реализации последних есть сфера культуры, т. е. философия есть не что иное, как философия культуры.

В современном социально-гуманитарном знании в связи с выделением культурологии, дискуссионным является вопрос о ее соотношении с философией культуры. Является ли философия культуры самостоятельной дисциплиной или ее можно рассматривать как часть теории культуры? Философия культуры представляет собой ядро теории культуры, она является наукой о культуре как способе самоутверждения человека в мире. По мнению Л. Н. Когана, без философии культуры как ядра, опоры -все здание теории культуры рассыпется [И, с. 22]. П. С. Гуревич связывает философию культуры с рассмотрением универсальных метафизических проблем культуры [6]. В культурологии, по его мнению, видят претендента на место интегративной науки, целостного знания о культуре, представляющего целостное видение культуры на основе синтеза знаний о ней со стороны философии культуры, культурантропологии и социологии. Разумеется, теория культуры и социология культуры тесно связаны друг с другом и взаимопереплетаются. Философия и теория культуры, история культуры и социология культуры выступают составными частями культурологии. В. Д. Жукоцкий считает, что философия культуры и культурология (логика истории культуры) соотносятся как идеальное и практическое, как форма и содержание [9]. Алгоритм перехода от философии культуры к культурологии, по его мнению, включает в себя опосредующее звено культурфилософии -такой отрасли философствования, которая не мыслит себя вне культурологического дискурса. Культурфилософия, согласно В. Д. Жукоцкому, относится к философии культуры так же, как религиозная философия к философии религии.

В философии культуры можно выделить основные проблемные вопросы. Во-первых, вопрос об определении понятия культуры. Сегодня утвердилась мысль, что существует множество определений данного феномена. Среди них есть и противоречащие друг другу: определение культуры, во-первых, как нормы и как преобразования стандартов; во-вторых, как адаптации человека к обществу и как преодоление социальной инерции; в-третьих, как накопленного опыта и как самореализации личности. Суть философской проблемы заключается не в нахождении гармоничного или лучшего определения культуры, а в характеристике тенденций развития феномена культуры, в уяснении смысла его для бытия современного человека, в реконструкции подобного (а значит, другого смысла), т. е. переопределения. С точки зрения философии, культура выявляется не в логике формулировок, а в эволюции форм, их соотношения. Определять культуру возможно с разных позиций и отношений к обществу, и действий на человека, и в ее традиционной форме, и в порождающих ее структурах деятельности. Проблема определения культуры - историческая, она указывает на необходимость различать общество и культуру, культуру и человека, общество и личность.

Второй проблемный вопрос философии культуры -вопрос о соотношении культуры и природы, культуры и человека, культуры и общества, культуры и цивилизации. В ответах на эти вопросы возникает не только противопоставление, выявляется не только противоположность, но и взаимодополняемость. Так, культура видится продолжением природы и одновременно ее оформлением и завершением. Она - иноприродна, внеприродна, сверхприродна, надстраивается над ней и является формой снятия опыта природной самоорганизации. Культура не представляется изначально данным, она есть порождение человека в историческом процессе. Генезис культуры связан с процессом выделения человека из животного мира, с отсутствием четкой инстинктуальной видовой программы, с неукоре-ненностью человека в естественной среде и незавершенностью. Человек является творцом и творением культуры. Он оформляется, формируется культурой и сам ее формирует. Культура рассматривается как форма отношения человека к миру. Согласно А. Б. Невелеву и В. С. Невелевой, она связана с наличием средств и эталонов, подобна универ сальной мете, представляющей человеку мир как предмет (то, что перед метой) [16]. С помощью культурных средств человек все определяет, в том числе и самого себя.

Мир человека разделяется на бытие внешнее (социальное) и внутреннее (индивидуальное). Культура, являясь аспектом социальной жизни, пронизывает все ее состояния. Содержанием культурного процесса выступает развитие человека в качестве общественного субъекта. Общественные отношения считаются показателем, критерием развития человека и его культуры. Отношения образуют субстанцию культуры. Последняя есть форма бытия, которая включает в себя качества человека, формирующиеся на основе данных природой возможностей, и возникает благодаря деятельности и общению. Культура предстает соотношением форм воспроизводства и обновления человека и социального бытия. Поскольку этот вопрос не имеет универсального, общего, одного решения, значимым становится взаимодействие форм. Культура не наследуется генетически, а заложена в природе человека как свое-иное и соответствует существу - мысли. Благодаря культуре человек воспринимается как мыслящее существо. Культура соприродна духовности, является одухотворением, духо-творением, т. е. творением духа. Культура, достигшая пределов, становится цивилизацией, которая олицетворяет материально-вещественные формы и является технологическим аспектом культуры. Их абсолютизация нарушает равновесие и ведет к кризису.

Третий проблемный вопрос связан с рассмотрением динамики культуры и кризисным состоянием современной культуры. Данная тема широко и всесторонне обсуждается, в частности, на Российских философских конгрессах. Анализ материалов Российских философских конгрессов (IV - «Философия и будущее цивилизации», Москва, 2005;

V - «Наука. Философия. Общество», Новосибирск, 2009) позволяет сделать вывод о том, что вектор развития современной культуры связан с соотношением универсального и уникального, глобального, локального и регионального, традиционных и инновационных форм. В условиях мультикультурности особое значение приобретает поиск новой парадигмы с целью создания новой целостности - гармонической. В связи с этим центром внимания исследователей становятся такие категории, как толерантность, диалог, согласие, единство, холизм, конвергенция и др.

Четвертый проблемный вопрос - об особенностях формирования идентичности личности в современной культуре. В условиях глобальной компьютеризации и информатизации возможна множественная идентичность, кроме того, возникает новый уровень идентичности -транснациональная. Современный индивид формирует идентичность, участвуя в виртуальных практиках. Само-конструирование человека протекает в форме создания текста о себе (например, самопрезентация в Интернете). Открывшиеся возможности способствуют «рассыпанию» человека и требуют от него «самособирания» на новых основаниях.

Анализ культуры предполагает выделение философских оснований, к которым, в частности, обращена концепция М. Б. Туровского, разработавшего ее в рамках персонализма -направления в философско-культурологической мысли XX в., исходящего из представлений, что первичной реальностью и главной ценностью культуры является творческая личность. Культуросозидающие возможности личности, с точки зрения персонализма, потенциально безграничны. Персоналистское понимание предполагает единство и целостность, несмотря на всю множественность индивидуально-личностных интерпретаций. Многомерность же оправдывается свободой индиви дуального саморазвития и самоосуществления каждой творческой личности.

Культура представляет собой системно-целостное единство форм, способов, продуктов деятельности, институтов, процессов и тенденций человеческого бытия. Важнейшими формами культуры являются мифология, религия, наука, техника, мораль, искусство, философия. К важнейшим институтам культуры относятся: учреждения культуры и искусства, политические и правовые институты (государство, политические системы, политические режимы), институты образования и СМИ. Они являются носителями культуры, ее субъектами. Выделяются основные процессы, происходящие в культуре: общение, познание, оценочная и преобразующая деятельность. Различные феномены культуры, возникнув на определенном историческом этапе, не теряют своей значимости и в настоящее время. Они лишь меняют свои формы и характер функционирования.

Выделение разнородного содержания культуры позволяет говорить о ней как о сложном образовании, к исследованию которого применим системный подход. М. С. Каган рассматривает культуру как систему в составе другой, более широкой системы, в ее качестве выступает бытие (в философском смысле слова). Различая три основные формы бытия -природы, общества и человека, он полагает, что культура в философском плане представляет собой четвертую форму бытия, порожденную деятельностью человека. Культура есть форма бытия, включающая в себя:

1) «сверхприродные» качества человека, т. е. такие, которые не даны ему от природы, а формируются на основе данных природой возможностей в ходе общественной жизни;

  • 2) многообразие предметов материальных, духовных, художественных, которые составляют «вторую природу», возникающую благодаря деятельности человека;
  • 3) «сверхприродные» способы деятельности, с помощью которых люди «опредмечивают» (воплощают) и «распредмечивают» (извлекают) содержание, заложенное в продуктах их деятельности;
  • 4) общение как способ реализации потребности людей друг в друге [10, с. 14].

Логика концепции М. С. Кагана приводит к выводу, что культура есть саморазвивающаяся, самоорганизующаяся открытая система, органически связанная со своим творцом и творением - человеком, находящаяся в постоянном взаимодействии с природой и социальной средой. Поэтому к исследованию культуры применимы элементы синергетической методологии. Они дают возможность отнести к числу важнейших функциональных особенностей культуры такие ее свойства, как способность к самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям бытия (прежде всего историческим), порожденным творческой инициативой отдельных личностей или логикой развития технологий в той или иной специализированной сфере деятельности.

В изучении явлений и процессов культуры определенное место занимает диалектика. Как метод познания, диалектика позволяет выявить в культуре противоречия, связанные со столкновением противоположных сторон (материальной и идеальной, традиционной и новационной, рациональной и иррациональной и др.), а также разрешить их, минуя затяжные кризисные состояния.

Таким образом, культура является предметом исследования теории культуры, ядро которой составляет фи лософия культуры как область философского знания. Ее становление и развитие связано прежде всего с неокантианством и философией жизни. Философия культуры представляет собой особый вид знания о культуре, который в отличие от культурологии и ряда составляющих ее дисциплин характеризуется осмыслением феномена культуры на предельно универсальном уровне и выявлением его сути. Философия культуры - самостоятельная отрасль философского знания, имеющая круг собственных проблем, связанных с определением понятия культуры, ее соотношением с природой, человеком, обществом и цивилизацией, с рассмотрением динамики культуры и особенностями формирования идентичности личности в условиях кризиса современной культуры. Методологическими основаниями анализа культуры являются элементы синергетики, системный подход, диалектика, герменевтика и др.

Вопросы

  • 1. Раскройте значения термина философия культуры.
  • 2. В чем суть дискуссии о статусе философии культуры в структуре современного знания о культуре?
  • 3. Опишите круг проблем, рассматриваемых философией культуры.
  • 4. Каковы философские основания философии культуры?
  • 5. Какие философские методы используются для изучения культуры?

Список рекомендуемой литературы

  • 1. Библер, В. С. От наукоучения к логике культуры / В. С. Биб-лер. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.
  • 2. Гуревич, П. С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вузов / П. С. Гуревич. - М.: Аспект-пресс, 1995. -314 с.
  • 3. Зиммель, Г. Философия культуры. Избранное / Г. Зиммель. - М., 1996.-671с.
  • 4. Ионин, Л. Г. Основания социокультурного анализа / Л. Г. Ионин. - М.: РГГУ, 1996.
  • 5. Князева, Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - М.: Наука, 1994. - 236 с.
  • 6. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб.: Лань, 1996.-434 с.
  • 7. Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы / А. Кармин // Вопр. философии. -2006. - № 2. - С. 52.
  • 8. Культура: теории и проблемы. - М.: Наука, 1995.
  • 9. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. - М., 1992.
  • 10. Миронов, В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии / В. В. Миронов // Вопр. философии. - 2006. - № 2. - С. 34^48.
  • 11. Морфология культуры: структура и динамика. - М., 1994.
  • 12. Оганов, А. А. Современная проблематика философии культуры / А. А. Оганов И Философия и общество. - 2007. - № 2. - С. 99.
  • 13. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. - М.: Искусство, 1995. - 588 с.
  • 14. Плебанек, О. Останется ли философия «душой культуры»? Материалы круглого стола / О. Плебанек И Вопр. культурологии. -2008. - № 7-8.
  • 15. Плебанек, О. Традиции и инновации в преподавании наук о культуре / О. Плебанек // Вопросы культурологии. - 2008. -№3.-С. 3.
  • 16. Проблемы философии культуры: Опыт историкоматериалистического анализа. - М.: Мысль, 1984.
  • 17. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. -М.: Республика, 1998. -414 с.
  • 18. Сильвестров, В. В. Философское обоснование теории и истории культуры / В. В. Сильвестров. - М.: Изд-во Всесоюз. заоч. политехи. ин-та, 1990. - 239 с.

Глава 3

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >