Конфликты современности: методологические аспекты

Тема 6

РИМСКИЙ КЛУБ

Римский клуб о глобальных социальных угрозах

Существует масса концептуальных схем мирового развития и нового мирового порядка, построенных на разных основаниях: от классовых до цивилизационных. На цивилизационном основании покоятся самые известные модели будущего миропорядка, связанные с концепциями «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, «конца истории» Ф. Фукуямы, «столкновения фундаментализмов» Тарика Али. К ним можно отнести положения Э. Тоффлера, который еще в 1990 году отметил возвращение в мировую политику «глобальных воителей» типа религий, что может привести к возрождению гетерогенной мировой системы, т. е. той системы, которая существовала еще в доиндустриальную эпоху.

Обоснованием перспектив развития человечества активно занимался Римский клуб (основан в 1968 г.) - международная неправительственная некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах бизнесменов, политических деятелей и ученых из нескольких десятков стран мира. «Доклады Римскому клубу», которые публиковали в различных странах и на разных языках, принесли клубу всемирную известность и авторитет.

Римский клуб с самого начала поставил перед собой задачу ответить на главный вопрос: можно ли сохранить здоровое состояние региональной и глобальной природной среды, экономическое равновесие, устойчивость общественного развития и благосостояние людей, базу невозобновляемых природных ресурсов, если неизбежные изменения в характере использования энергетических и сырьевых материалов, способах производства и потребления в странах индустриальной периферии будут и дальше идти путем наименьшего сопротивления, руководствуясь только узкими экономическими интересами?

В первом докладе Римскому клубу, подготовленном группой ученых из Массачусетского технологического института во главе с Д. Медоузом под названием «Пределы роста» (1972), на вышеперечисленные вопросы был дан однозначно отрицательный ответ. На основе построенной модели мира авторы доклада сделали заключение, состоящее из трех пунктов:

  • 1. Если сохраняется постоянный рост населения в мире, рост индустриализации, производства продовольствия и использования природных источников, границы роста на Земле достигнут предела в следующие сто лет; если это произойдет, сократится население и возможности индустриального развития.
  • 2. Можно изменить распределение роста населения и сформировать условия экономической и экологической стабильности, которая сохранилась бы в будущем. Можно определить положения глобального равновесия с тем, чтобы основные материальные потребности каждого региона Земли были удовлетворены и при этом все имели равные возможности для реализации своего индивидуального потенциала.
  • 3. Если человечество будет делать усилия в этом направлении, есть надежда на успех.

Предложенная ранее концепция экономического роста в последующие годы была заменена на новую парадигму - ограниченного роста и развития.

Со временем проблемное поле и сфера деятельности Римского клуба значительно расширились. Доклады посвящались интеграционным тенденциям внутри мирового сообщества, изменениям в ценностных ориентациях жителей планеты, вопросам построения целостной прогрессивной цивилизации, в основу которой положен принцип всеобщей солидарности.

Так, авторы доклада «Первая глобальная революция (1991 г.) призвали к «всемирной солидарности» перед лицом обострившихся глобальных и локальных проблем и увидели сущность этой революции не в сокрушении отжившего общества, а в объединении усилий народов на основе значимых для всех нравственноэтических норм и культурных ценностей.

Глобальная революция «порождается беспрецедентным сочетанием крупнейших потрясений: социальных, экономических, научно-технических, культурных и нравственных, различные комбинации которых способны создавать непредсказуемые ситуации...»1. Целью Римского клуба является: «мысленно представить себе мир, в котором мы хотели бы жить, оценить его ресурсную базу, сформировать реалистическое и последовательное видение его перспектив и в итоге сконцентрировать энергию и политическую волю человечества на построение нового мирового сообщества»2.

Тема 7

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >