Экспериментальные исследования эффективности психолого-педагогических занятий с использованием сказок

Выбор метода изучения эффективности занятий, на которых воздействие на детей осуществляется разнообразными средствами искусства, представляется достаточно сложной задачей, поскольку в результате воздействия искусства могут происходить неоднозначные и многоплановые изменения в психике ребёнка.

Как известно, искусство воздействует на человека целостно, и судить о влиянии искусства на эмоциональную сферу личности, сознание в целом, или на характер творческой деятельности, например, можно с известной долей условности.

В связи с этим, выбранная психологом диагностическая методика должна отражать изменения личностного развития ребенка, его опыта, особенностей восприятия им окружающего мира и отношения к этому миру.

А.В. Запорожец писал: «Огромное влияние, которое при правильной организации художественное воспитание может оказать на духовное развитие ребёнка, заключается в том, что оно приводит не только к приобретению отдельных знаний и умений, не только к формированию отдельных психических процессов, но и к изменению отношения ребёнка к действительности, оказывает влияние на возникновение у него новых, более высоких мотивов деятельности» [61, С. 169].

В качестве основного метода изучения психологических изменений, которые произошли в детях в результате реализации описанной выше программы психологопедагогических занятий, был взят метод восприятия и интерпретации детьми «чернильных пятен» Роршаха. В связи с тем, что традиционные таблицы Роршаха мало-стуктурированы, при необходимости определения их содержания ребенок вынужден проецировать на них свое видение мира и свой личный опыт. Мы предположили, что в ответах детей по таблицам Роршаха проявятся особенности восприятия детьми окружающего мира и отношение их к этому миру.

Несмотря на неоднозначное отношение психологического сообщества к тесту Роршаха, его сторонники справедливо сравнивают этот тест с «многоголовой гидрой, у которой потеря одной головы-гипотезы не может погубить всего организма».

По их мнению, не все ещё возможности, заложенные в восприятии «чернильных пятен», исчерпаны психологической наукой [12].

Согласно «Справочнику по психодиагностике» тест Роршаха относится к наиболее валидным и надежным методам, позволяющим получить диагностические данные о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности индивидуума [23; 24].

Выбор метода контент-анализа для интерпретации результатов был обусловлен следующими идеями. Практическая психология и психология искусства относятся к гуманитарным наукам и требуют особых методов изучения своего предмета, отличных от методов, признанных в естественных науках. В гуманитарных науках первичной данностью выступает текст (М.М. Бахтин). Следовательно, одним из основных методов в гуманитарных науках становится толкование, понимание текстов, т.е. герменевтический метод [51].

Следует особо отметить, что метод Роршаха использовался как метод исследования психологической реальности, а не как метод психодиагностики для постановки диагноза. В связи с этим, далее мы будем говорить не о клиническом тесте Роршаха, а о возможностях использования методики Роршаха в целях изучения изменений восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста.

Описание процедуры исследования

Обследование детей по методике Роршаха проводилось в изолированном помещении (кабинете психолога), в спокойной обстановке. С психологом, проводившим данную работу, дети были знакомы. Обследование проходило без присутствия посторонних, в утренние и дневные часы при естественном освещении.

Психолог и ребенок располагались рядом за одним столом. Таблицы в начале эксперимента располагались слева от психолога, с закрытыми изображениями.

В начале обследования детям давалась следующая инструкция: «Ты, наверное, замечал(а), что пятна от краски могут быть на что-то похожими. Я буду показывать тебе разные пятна, а ты расскажешь мне, что они тебе напоминают, на что они похожи».

Таблицы показывались по одной, в предусмотренном методикой порядке. Таблицы давались ребенку в руки. Последние слова инструкции могли повторяться несколько раз. Через некоторое время после начала работы давалась дополнительная инструкция: «Ты можешь поворачивать таблицы как угодно». Психолог избегал всякой подсказки в отношении толкования пятен. Допускались поощрения, типа: «Да», «Отлично», «Видишь, как у тебя хорошо получается». Если после первого ответа следовала длинная пауза, психолог спрашивал ребенка: «А что ты видишь ещё? Ты можешь дать несколько ответов». Если на первую таблицу давались только целостные ответы, говорилось: «Некоторое видят что-то похожее и в частях большого пятна. Попробуй, может, и у тебя получится». Время ответов не ограничивалось.

По окончании опроса психолог хвалил ребёнка, в любом случае отмечал большое количество ответов, высказывался о его хорошей фантазии.

По ходу обследования в протоколе фиксировались все ответы детей, их восклицания, мимика, особенности поведения. Специальными знаками отмечалось положение таблицы, локализация ответов.

В обследовании приняли участие дети двух подготовительных групп общеобразовательного детского сада № 210 Приокского района г. Н.Новгорода (заведующая А.И. Ловцова) в количестве 46 человек (20 мальчиков и 26 девочек).

Первую (экспериментальную группу) составили дети той подготовительной группы, с которой проводилась развивающая работа на описываемых нами занятиях. Всего в экспериментальной группе было 24 ребёнка (10 мальчиков и 14 девочек).

Вторую (контрольную группу) составили дети подготовительной группы того же детского сада, в которой данный вид развивающей работы не проводился. Всего в контрольной группе было 22 ребенка (10 мальчиков и 12 девочек).

В процессе обследования детей было составлено 46 протоколов.

Протоколы были обработаны методом контент-аиализа. В качестве ключевого элемента анализа были взяты некоторые категории суждений детей по таблицам Роршаха и частота их встречаемости в текстах проколов. Для анализа было взято:

— общее количество суждений ребенка по всем таблицам;

  • - количество суждений, содержащих реальные человеческие образы, а именно человеческие фигуры и части человеческой фигуры (типа «человек», «тетя», «девочка», «голова», «руки» и т.п.);
  • - количество суждений, которые содержат образы из классических волшебных сказок (герои сказок, «король», «принцесса», «фея», «рыцарь» «корона», различные предметы и сооружения с указанием на их сказочность, типа «волшебные ворота», «сказочная карета» и т.п.);
  • - количество суждений, содержащих образы из теле- и видеопродукции («робот», «монстр», «покемон», «Бетман», «Человек-паук», прямые указания на героев мультфильмов и т.п.);
  • - количество суждений, отражающих красоту и гармонию окружающего мира (образы цветов, птиц, картины природы и т.п.);
  • - количество суждений, отражающих враждебность окружающего мира, т.е. образы с указанием на деструкцию, агрессию, тревогу (типа «череп», «скелет», «чудовище», «бомбы», также образы, указывающие на угрозу или последствия агрессивных действий).

Материалы исследования были обработаны методами математической статистики. Результаты обработки материалов исследования представлены в табл. 4 и табл. 5.

Количество суждений детей по таблицам Роршаха

Таблица 4

Количество суждений по таблицам

Экспериментальная группа (24 чел.)

Контрольная группа (22 чел.)

Мальчики

девочки

мальчики

девочки

10 чел.

14 чел.

10 чел.

12 чел.

Всего

318

564

307

404

Среднее

31,8

40,1

30,7

33,6

Таблица 5

Особенности восприятия окружающего мира детьми экспериментальной и контрольной групп

Категория суждений

Доля суждений в экспериментальной группе

Доля суждений в контрольной группе

у мальчиков N=318

у девочек N=564

у мальчиков N=307

у девочек N=404

Человеческие образы

8,4%

12%

11,7%

11,8%

Сказочные образы

2,2%

5,8%

0,3%

2,9%

Образы, отражающие гармонию окружающего мира

6%

9,5%

4,8%

4,7%

Образы из теле- и видеопродукции

5%

0,8%

6,8%

2%

Образы, отражающие враждебность окружающего мира

5%

0,7%

9%

3%

В экспериментальной группе дети давали большее количество вариантов ответов, чем в контрольной группе, причем наиболее выраженное различие проявилось в подгруппе девочек. В подгруппе мальчиков различия почти несущественные. Увеличение общего числа ответов связано, скорее всего, с развитием творческого воображения детей, которое произошло в процессе наших занятий.

Процентное соотношение ответов, содержащих человеческие образы, в обеих подгруппах почти одинаковое, причем у мальчиков в экспериментальной группе оно ниже, чем в контрольной группе. Достоверность различий, высчитываемые при помощи многофункционального критерия углового преобразования Фишера, в данном случае не выявлена (р<0,1). Результаты не оправдали нашего предположения о том, что наши занятия будут способствовать становлению интереса к человеку и, следовательно, более частому выделению образов людей при восприятии «пятен Роршаха». Это может быть связано с тем, что данный вид ответов не является показателем психологических изменений, произошедших в ребёнке в результате занятий.

Процентное соотношение ответов по образам классических волшебных сказок достоверно выше в экспериментальной группе в обеих подгруппах (р<0,001), причем в той и другой группе он выше у девочек. Больший процент ответов по сказочным образам в экспериментальной группе объясняется тем, что в результате занятий содержание сказок стало частью внутреннего мира детей.

Процентное соотношение ответов, отражающих гармонию окружающего мира, в экспериментальной группе достоверно больше, чем в контрольной группе (р<0,001). Это связано, скорее всего, с тем, что в результате занятий дети стали видеть окружающий мир более красивым, гармоничным, отношение к окружающему миру стало более позитивным.

Процентное соотношение ответов, содержащих образы из теле- и видеопродукции в экспериментальной группе достоверно ниже, чем в контрольной груп-пе(р<0,001). Это связано, скорее всего, с тем, что на место образов из теле- и видео продукции у детей, прошедших курс развивающих занятий, приходят образы из классических волшебных сказок или с тем, что внутренний мир ребенка из контрольной группы, ненаполненный позитивными образами, заполняется «низкопробными суррогатами» из СМИ.

Процентное соотношение ответов, отражающих враждебность окружающего мира, у детей экспериментальной группы достоверно ниже, чем у детей контрольной группы (р<0,001). Следует отметить, что процентное соотношение образов деструкции и враждебности в суждениях у мальчиков в обеих подгруппах выше, чем у девочек.

Необходимо отметить тот факт, что потребность выделить последние две категории детских ответов (образы, отражающие враждебность окружающего мира и суждения, содержащие образы из теле- и видеопродукции) возникла в ходе самого исследования. В протоколах обследования детей образы теле- и видеопродукции соседствуют с ответами, отражающими агрессивность окружающего мира. Приведем в качестве примера выписки детских ответов по таблицам Роршаха из некоторых протоколов:

Владик К. (контрольная группа)

  • 1. Динозавр. Верблюд. Облака. Собака. Птичка. Волк.
  • 2. Ракета. Огонь. Голова. Ракета. Птица. Робот.
  • 3. Рыбки. Бантик. Птички. Динозавр. Бомбочки.
  • 4. Динозавр. Дерево. Робот.
  • 5. Вампир приземляется. Крокодил. Человек. Зайчик. Робот.
  • 6. Ракета. Дерево. Робот.
  • 7. Динозавр. Птицы. Робот.
  • 8. Мыши. Чудовище. Динозавр.
  • 9. Робот. Чудовище. Человек-паук.
  • 10. Чудовище. Птички. Пауки.

Вадим Б. (экспериментальная группа)

  • 1. Летучая мышь. Страшила. Бегемот. Страшный человек (черт с бомбами). Страшная кукла с бомбами.
  • 2. Огонь страшила с бомбами. Страшила.
  • 3. страшила. Бомбы. Бомбы.
  • 4. Кобыла. Корона. Тряпка. Страшила.
  • 5. Птица. Бабочка. Человек-паук. Бетман. Бабка-коробка.
  • 6. Страшила. Рыбы. Шипы.
  • 7. Корона. Страшила. Собака. Рожи.
  • 8. Крысы лезут. Лиса и волк.
  • 9. Огонь. Гномики стреляют пистолетами.
  • 10. Человек-паук. Акулы. Рыбы. Дубинки.

Андрей М. (контрольная группа)

  • 1. Лицо. Злой предмет. Голова лошади. Человек с крыльями. Руки. Нос.
  • 2. Змеи в одежде, они сидят, руки прижали, сидят около огня. Окраска коровы.
  • 3. Два человека мокают руки, они делают зло. Бантик. Лошадь, за ней гонится змея. Бык. За ним гонится змея.
  • 4. Знак Бетмана. Ноги с ботинками.
  • 5. Это Бетман. Летучая мышь. Человек с рогами на голове.
  • 6. Меч проткнут в зверя, от него осколки. Голова зверя.
  • 7. Близнецы. Голова чудовища. Человек.
  • 8. Робот. Злой дух, он колдует. Лев. Леопард. Мускулы.
  • 9. Чудовище. Голова зверей.
  • 10. Таракан. Змея. Усы с носом. Леопард. Пауки. Знак. Лист. Меч.

Илья Н. (экспериментальная группа)

1. Бабочка. Летучая мышь. Голубь.

  • 2. Грибы. Петушки. Бабочка.
  • 3. Два человека. Бабочка. Корзинки. Змея вылезает из горшка.
  • 4. Дерево. Ворота. Глаза зверя.
  • 5. Летучая мышь.
  • 6. Летучая мышь. Меч с искрами в земле.
  • 7. Огонь от ракеты.
  • 8. Тигры залезают на скалу. Ящерица. Небо.
  • 9. Дракон с огнем и земля. Рак.
  • 10. Пауки. Мухи. Огонь. Лев. Усы человека. Быки. Гусеницы. Меч.

Кристина Н. (экспериментальная группа)

  • 1. Мордочка быка. Существо.
  • 2. Рыба. Мордочка кошки.
  • 3. Бантик. Существо.
  • 4. Летучая мышь. Капелька падает. Петушок. Буратино. Волк сидит. Лицо рыбы.
  • 5. Летучая мышь. Крокодил.
  • 6. Дерево. Существо с большим носом летит. Палочка и галочка.
  • 7. Лицо человека. Камни и волк. Хвост
  • 8. Ящерицы. Человек. Лицо. Морда коровы. Морда кошки. Шея лебедя.
  • 9. Огонь. Нос. Лицо собаки. Бабочка.

Полукруг. Лицо, кто-то выкрикивает.

10. Мордочка козы. Цветок. Лист. Трава. Насекомое. Червяк. Человек с крыльями. Мордочка крокодила. Кто-то выпрыгивает из воды. Краб. Динозавр. Кабан.

Для определения зависимости между частотой встречаемости суждений, содержащих образы из теле- и видеопродукции, и частотой появления суждений, отражающих враждебность окружающего мира, был вычислен коэффициент корреляции Пирсона по данным протоколов обеих групп.

Таким образом, наше наблюдение нашло подтверждение: коэффициент корреляции между этими двумя показателями при анализе ответов всех 46 детей г =0,5 (р<0,01).

Выводы о результативности цикла занятий для личностного развития детей:

Наше исследование показало, что у детей, посещавших занятия по сказкопси-хопедагогике, произошли определённые позитивные психологические изменения.

1. Занятия способствовали развитию творческого воображения детей.

  • 2. Окружающий мир стал восприниматься детьми как менее враждебный, агрессивный, как более красивый, гармоничный.
  • 3. Отношение детей к миру, в целом, стало более позитивным, при этом занятия с использованием сказок не нарушили реалистичность восприятия мира.
  • 4. Наши занятия в известной степени способствовали профилактике негативного воздействия средств массовой информации.

Следует отметить, что позитивные изменения, обнаруженные при анализе ответов, у девочек более очевидны, чем у мальчиков, в обеих группах. Изменения, произошедшие в результате занятий у девочек экспериментальной группы, более существенные, чем у мальчиков. Видимо, занятия на них оказали большее развивающее воздействие.

Экспериментальное изучение влияния занятий по артпсихопедагогике с использованием сказок было продолжено нами в рамках выпускных квалификационных работ студентов, выполненных под нашим руководством.

В исследовании Орловой А. Н [129] изучалась возможность занятий по сказ-копсихопедагогике влиять на нравственное сознание детей дошкольного возраста. Задачами своих занятий студент-исследователь считал необходимость обратить внимание дошкольников на положительные и отрицательные характеристики героев сказки, развивать у детей адекватные представления об нравственных и безнравственных поступках героев сказок, помочь детям увидеть последствия отрицательного поведения сказочных персонажей, организовать совместную творческую деятельность взрослого с дошкольниками, помогающую прочувствовать содержание и нравственный смысл сказки.

Анализ эффективности занятий показал изменения когнитивного и эмоционального компонентов нравственного сознания: более адекватными стали представления детей о нравственных качествах, при беседе по сюжетным картинкам они более точно определяли суть изображаемой ситуации взаимодействия детей, правильно определяли и называли нравственное качество персонажа, отношение к факту соблюдения или нарушения нравственных норм стало более эмоциональным и адекватным. Сравнение показателей когнитивного и эмоционального компонентов нравственного сознания детей пятого года до и после серии занятий с использованием народных сказок, проведённое с помощью Т-критерия Вилкоксона, показало статистическую достоверность преобладания положительных сдвигов в данных показателях (р<0,01). Изменения в поведенческом компоненте нравственного сознания детей в результате занятий не были обнаружены.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы Шестаковой Е.В. [198] были изучены возможности занятий с использованием сказочных сюжетов для решения эмоциональных проблем детей-дошкольников. В результате проведенного комплекса занятий по программе Н. Погосовой «Погружение в сказку» [142] у детей произошли некоторые позитивные изменения в эмоциональной сфере. Сравнительный анализ ответов детей по тесту «Сказка» Луизы Дюсс [24] и использование многофункционального метода углового преобразования Фишера показали достоверное изменение доли ответов детей, свидетельствующих об отсутствии необоснованных страхов сказочных персонажей, животных (р<0,001), страхов, выявляющих отсутствие неоправданной тревожности, невысказанных желаний и ожиданий (р<0,05). Стоит сказать, что сравнительный анализ показал, что комплекс занятий не повлиял на страхи детей, связанные со сферой дето-родительских отношений.

В исследовании Шишкиной Н. А. [201] изучалось влияние литературной волшебной сказки на нравственный выбор старших дошкольников. Исследование было проведено в одной из групп детского сада № 210 г. Н. Новгорода (воспитатель Л.В. Тарасова). В данном исследовании во многом была повторена интересная и, к сожалению, мало востребованная современными психологами экспериментальная работа Л. П. Стрелковой [168].

Возможность экспериментального моделирования ситуации реального нравственного выбора дошкольников была подтверждена в констатирующем эксперименте, в котором применялась методика «Проигрышная лотерея» [143]. Суть методики состояла в том, что детям предлагалось вытащить из конверта лотерейный билетик и в случае выигрыша получить приз - картинку-наклейку. На выигрышном билете экспериментатором была нарисована роза. Выигрышный билет был показан детям. Суть эксперимента была в том, что в конверте на самом деле не было ни одкого выигрышного билета. После того как были усвоены все правила лотереи, дети вытягивали билетики. Затем психолог-экспериментатор сказал: «У кого из вас билет с розочкой - поднимите руку, тот получит приз - наклейку». Фактически дети 5-летнего возраста были поставлены в ситуацию нравственного выбора: сказать правду и остаться без приза или сказать неправду и получить желанный приз. В экспериментальной группе было 14 детей, из них 7 детей почти сразу подняли руки и потянулись за призами. Некоторая часть детей колебалась, что хорошо было видно по тому, что они то поднимали руку, то её снова отпускали. Было видно, как они буквально разрываются между желанием получить наклейку и стремлением поступить честно. Желание получить наклейку у некоторых усилилось после того, когда они видели, как призы раздаются другим детям. Только двое детей сидели с грустными лицами, не поднимая руки - у них же были «проигрышные» билеты. Обратило внимание поведение одной девочки, эмоционально переживавшей процесс раздачи билетов, приговаривавшей при этом: «Я точно знаю, что мне попадётся розочка!» После того, как она получила билетик, она подняла руку, чтобы получить приз. Ожидая психолога-экспериментатора, девочка подносила чистый листочек белой бумаги, театрально нюхала его и говорила как бы самой себе: «Мой билетик. Он пахнет розочкой».

Наблюдение за поведением детей в ситуации выбора позволило выявить 4 поведенческие модели:

  • - дети не руководствовались правилами нравственности (говорить правду, поступать честно), ими управляло только сильное желание получить приз;
  • - дети руководствовались нравственным мотивом вопреки сильному желанию получить приз;
  • - дети находились в ситуации «борьбы мотивов»;
  • - девочка путём «искреннего самообмана» разрешила внутренний конфликт между желаниями оставаться честной и получить приз.

После констатирующего эксперимента с детьми в течение месяца, с периодичностью 1 раз в неделю, были проведены занятия, построенные на основе сказок Ш. Перро «Подарки Феи», Мамина-Сибиряка «О царе Горохе и его дочерях, Кутафье и Босоножке», О. Уайльда «Звездный мальчик», С. Экзюпери «Маленький принц».

Хотя в занятии по сказке Мамина-Сибиряка экспериментатором Шишкиной Н.А. была повторена логика построения занятий, разработанная Л.П. Стрелковой, когда благодаря сказке дети должны сделать нравственный выбор (отдать бумажное сердечко - как символ симпатии, не нарядной и злой героине, а доброй и скромной), в реальной ситуации дети продолжали при своем выборе ориентировать на внешнюю привлекательность, а не нравственный облик героя или чувство сострадания к нему. Был сделан вывод о том, что сказка хотя и была рассказа детям, но видимо недостаточно эмоционально и дети не смогли прочувствовать нравственный смысл сказки. Поэтому к занятию по сказке «Звездный мальчик» экспериментатор готовилась особенно тщательно.

Перед рассказыванием сказки детям были показаны две бумажные куклы -Звездный мальчик и Нищенка. Детям было предложено отдать бумажное сердечко любому из персонажей будущей сказки. 14 детей выбрали Звездного мальчика, и только двое «отдали» своё сердечко бедной Нищенке. Далее была рассказана сказка, но на моменте, когда Звездный мальчик обижает и гонит от себя Нищенку, которая по сказке оказалась его мамой, сказка была остановлена, и детям вновь было предложено сделать выбор между героями. Сострадание маме тронуло сердца детей, и уже 10 детей из 16 сделали выбор в пользу мамы-Нищенки. Именно нравственное чувство - сопереживание маме, на которое оказались способны дети-дошкольники, позволило им поступить нравственно, чувство помогло сориентироваться не на внешность героя, а его внутреннюю сущность.

В процессе заключительного занятия, на котором детям рассказывали сказку «Маленький принц», детям были розданы картинки-наклейки и вновь было предложено сделать выбор: оставить наклейку себе или украсить с её помощью «планету» Маленького принца, у которого так мало друзей. Отрадно было видеть, как большинство детей (9 из 12) радостно наклеивали свои картинки на заранее сделанную из листа ватмана «планету» Маленького принца.

Таким образом, в ходе экспериментальной работы Н.А. Шишкиной было ещё раз подтверждена возможность сказки влиять на нравственный выбор детей-дошкольников.

В заключении необходимо отметить, что позитивное воздействие оказывает не сказка сама по себе, а человек, рассказывающий сказку, а основной механизм воздействия сказки - это взаимодействие, которое, по сути, оказывается сопереживанием взрослого и ребёнка. Вспоминаются слова Владимира Дружинина из его интервью журналу «Обруч» (№3, 1999): «Главная функция развивающий упражнений не в том, что они что-то развивают, а в том, что они организуют общение родителей или воспитателей с ребёнком. Именно общение и взаимодействие со взрослым — главный фактор развития ребёнка».

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >