МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ АРТПСИХОПЕДАГОГИКИ

Особенности применения изобразительной деятельности и её средств в работе практического психолога

Основной особенностью изобразительной деятельности является её направленность на создание визуального художественного образа. Наиболее типичный и самый древний её продукт - рисунок, изображение, выполненное от руки с помощью графических средств, по мере совершенствования художественной техники рисунок становится произведением искусства. История развития искусства рисования такова, что в XVII - XIX вв. происходит процесс размежевания двух видов изобразительной деятельности: живописи и графики. Специфика графики проявляется в передаче линейных соотношений, форм предметов, их освещенности. Живопись пытается передать сущность предметов через цвет, передавая соотношение красок, в живописи цвет становится выразителем эстетической ценности отображаемого. По мнению искусствоведов, творчество импрессионистов окончательно отделяет живопись от графики. Импрессионисты ничего не изображают вне цвета, всё линейное для них второстепенно. Живопись окончательно становится независимой от рисунка, она всё более приближается к музыке и отдаляется от литературы.

Для психолога вышесказанное важно в связи с тем, что живопись и графика, а также и их основные выразительные средства - цвет и линия - могут иметь в его практической деятельности различное значение и назначение.

К вопросу о психологических аспектах символики и воздействия цвета

Свет- цвет -эмоция - звенья одной цепи И-В. Гёте

Цвет - не только как отдельное свойство предметов, а как некая сущность или феномен всё больше становится предметом интереса учёных. Научно достоверными являются факты воздействия цвета (точнее, цветового освещения) на психофизио логические процессы в человеческом организме. Данное воздействие возможно благодаря влиянию световых волн на вегетативную нервную систему. Световые волны теплых цветов (красного) оказывают воздействие на парасимпатическую нервную систему, приводя к активизации физиологических процессов, а световые волны холодных оттенков (синий) действуют на симпатическую нервную систему успокаивая, снижая активность физиологических процессов.

Цвет, а точнее пространство определённого цвета, по данным научных исследований способен вызывать определённые эмоциональные состояния. Общеизвестно, что влияние красного цвета, возбуждающее, вызывающее волнение, беспокойство, тревожное внимание к деталям. Длительное воздействия красного цвета утомляет, человек стремится скорее покинуть подобное пространство.

Необходимо обратить внимание психологов на то, что данные о воздействии цвета на эмоциональное состояние получены в результате обработки методом кон-тент-анализа субъективных впечатлений людей, помещённых на некоторое время в определённое цветовое пространство или находящихся под влиянием определённых свето-цветовых лучей [76].

Субъективность восприятия и воздействия цвета «отягощена» культурными установками человека, в частности, в восприятии цвета имеет место и некоторая смысловая нагрузка, связанная с тем или иным цветом. В частности, в живописи цвет часто выполняет символическую функцию, которая своего апофеоза достигает в творчестве художников-абстракционистов. Обращение в символике цвета и особенно понимание истоков её происхождения важно и для практического психолога, так как часто он склонен интерпретировать цвета в рисунках своих подопечных. Проанализировав статьи Я. Л. Обухова, [122, 123] посвященные символике красного и синего цвета, мы пришли к выводу о том, что источником цветовой символики является общечеловеческий опыт восприятия цветных объектов и различных ассоциативных рядов, возникающих при этом. К примеру, красный цвет является символом и агрессии, и страстной любви, и вдохновения, и опасности, и эротического начала, и ненависти. Нетрудно заметить, что при всей противоречивости содержательной стороны этих состояний их объединяет сила эмоционального переживания, связанная как с индивидуальностью самого красного цвета, так и с наиболее частыми ассоциациями: с огнём, жаром, кровью, раздражением.

Голубой цвет символизирует единство и объединение по ассоциации с голубым небом; синий символизирует глубины бессознательного, тайны души - по аналогии с водными глубинами. Противостоя красному цвету как символу материи (плоть, кровь) голубой становится в восприятии человека максимально нематериальным цветом. Эта его особенность порождает символику как возвышенной духовности (голубой - это цвет Девы Марии, цвет верности и чистоты), так и иллюзорности и оторванности от реальности («сизый нос», «синий чулок», «голубые мечты») [123].

Психологу полезно понимать, что символика цвета имеет связь не только с общечеловеческим опытом, но и с культурными традициями того или иного народа. К примеру, некоторое время в Западной Европе красный цвет оказывается вне церковных канонов, в то время как в России он символизирует силу и энергию Святых воинов - Георгия Победоносца и Михаила Архангела, а пурпурный плащ Богородицы выступает как символ её царственности.

Ассоциативный ряд человеческого мышления, положенный в основу цветовой символики, со всей очевидностью обнаруживается применительно к белому цвету. Белый - это отсутствие цветов (в отличии от белового света, включающего все цветные световые лучи), а значит, и отсутствия пестроты и яркости материальной жизни. Эта ассоциация в западной культуре порождает символику духовности, ангельской чистоты белового цвета, а на востоке символику смерти.

Таким образом, в восприятии и в отношении к цвету присутствует вполне осознаваемый компонент, связанный с общечеловеческим, национальноисторическим и даже индивидуально-личностным опытом, объясняющий и сходство, и различие в символическом значении цветов.

Проблема сущности и свойств цвета междисциплинарная. Н. В. Серову в своих исследованиях удалось обобщить результаты психологии, медицины, физиологии, информатики о проблеме цвета. Один из основных тезисов Н. В. Серова о том, что цвет удивительным образом оказывается связан с эмоциональной сферой чело веческой психики. Связь цвета с эмоциями настолько реалистична, что находит своё широкое отражение в обыденной речи, в выражениях, отражающих отношение между психическим и физиологическим, между эмоциональным состоянием и цветом кожного покрова, типа: «чернеть от горя», «багроветь от гнева», «желтеть от зависти», «зеленеть от тоски», «побелеть от страха». Н.В. Серов обращает внимание на что, подобные устойчивые речевые обороты (идеомы) в подобных значениях встречаются и в языках других народов.

В обыденной речи имеют место устойчивые сочетания, в которых цвет выступает средством выражения оценки или эмоционального отношения к событию или явлению, например, «тоска зелёная», «черные мысли», «голубая мечта», «белая армия» и т.п.

Связь между цветом и эмоциями проявляется в том факте, что всё богатство спектра эмоциональных переживаний представлено сочетанием оттенков нескольких базовых эмоций. В частности, модель эмоций в теории Бунда представляется точкой в системе координат трёх осей: успокоение - возбуждение, разрешение -напряжение, удовольствие - неудовольствие. Цветовое многообразие мира также является результатом сочетания трёх цветов: красного, синего и желтого, разной световой интенсивности [160].

Н.В. Серов считает, что цвет как феномен является материальным, видимым воплощением внутреннего эмоционального состояния человека, неким внешним выражением внутреннего. И на основании того, что имеет место индивидуальное предпочтение или отторжение цветов, факты их гармонического влияния на психику, он высказывает предположение, что существуют и внутренние цвета человека [160].

Таблица4

Направленность

Экстраверты

Интроверты

Темперамент

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Предпочтительный внутренний цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Основные черты характера

Вспыльчивый, сорвиголова

Веселый, жиз

нелюб

Спокойный, медлительный

Серьезный, обстоятельный

Воздействия внешних цветов

Теплые

Легкомыслие

Несознательность

Интеллектуализм

контактность

Холодные

Сдержанность

Уравновешенность

Отстраненность

замкнутость

Действия цвета на характер человека [160J

Идея о взаимосвязи эмоционального мира человека и цвета принадлежала ещё великому немецкому поэту и мыслителю И-В. Гёте. В уста своего героя - Фауста он вложил такие слова, отражающие переживания радуги:

...Которая игрою семицветной

Изменчивость возводит в постоянство,

То выступая слабо, то заметно,

И обдает прохладою пространство.

В ней наше зеркало. Смотри, как схожи Душевный мир и радуги убранство!

Та радуга и жизнь - одно и то же.

Тайна цвета близка тайне человеческой души. Представители антропософской философской школы считают цвет не просто свойством предметов, а самостоятельной сущностью, обладающей индивидуальностью. Среди упражнений по живописи в Вальдорфской педагогической практике есть упражнения по переживанию сущности цвета. Суть упражнений в том, что художественное восприятия, точнее созерцание цветового пятна, позволяет обнаружить сущность, объективное чувство этого цвета. У желтого цвета это способность к расширению, иррадиации, свето-носность, движение от центра к периферии; у синего - напротив, это стягивание к периферии, образование внутреннего пространства, «затягивание» в глубину; отсутствие движения и ощущения стабильности и покоя у зеленого цвета, энергич ность и эксцентричность красного. Перечисленные индивидуальности цвета удивительным образом аналогичны типам темперамента человека. На схеме цветов ещё И-В. Гёте выделял четыре полюса: интроверсии (сине-фиолетовый); экстраверсии (оранжево-желтый); активности, экстенсивности, стимуляции (пурпурный); стабильности, покоя, умиротворения (зелёный). Подобные аналогичные связи между цветами и индивидуальными характеристиками человека обнаруживаются и при анализе цветов, используемых в тесте М. Люшера. Таким образом, в особенностях символики и восприятия цвета оказываются тесно переплетены сознательное и бессознательное, архитипы и индивидуальный опыт личности.

Таблица5

Соотношение между бытием, интеллектом и ахромными цветами [160]

Платон

Конь черный (бесстыжий)

«Возничий»

Конь белый (совестливый)

Фрейд

Бессознательное -хранилище вытесненного

Пред-и подсознательное -способное осо-знанваться

Сознание -социокультурные установки

Фрезер

Черная нить магии

Красная нить религии

Белая нить науки

Юнг

Коллективное бессознательное (отражает архитипическое, филогенез)

Коллективное бессознательное отражает (личное, онтогенез)

Сознание - индивидуация при интеграции и адаптации

Люшер

Черный -агрессивность

Серый -сдержанность, стремление к стабилизации

Белый -социальная обусловленность

Каган

Природа, биологическое, окружающее

Культура - опредме-ченное, распредме-ченное

Общество -социальное наследование

Платонов

Биологически обусловленные особенности

Особенности психики и творческого познания

Уровень личного опыта, социально обусловленные качества

Симонов

Подсознание - автоматизмы, безусловные рефлексы

Сверхсознание - творческая интуиция, (детская игра)

Сознание - дискурсивное мышление, социализированные опыт и знание

Серов

Черный - интуиция и женское бессознание

Серый - творческое мужское подсознание

Белый - интуиция и сознание матери

Упражнения с использованием акварельной живописи

...Цвет — это душа природы и всего космоса, и мы оказываемся причастными к этой душе, когда сопереживаем цвет...

...Лживость присутствует в мире в той мере, в какой в нём недостает искусства...

Рудольф Штайнер

Опыт участия в цикле Международных семинаров по Вальдорфской педагогике позволил нам модифицировать для использования в психолого-педагогической практике ряд упражнений по акварельной живописи, связанных с восприятием и переживанием цветов. Идеи данных упражнений были заимствована автором из практических занятий по арт-терапии, проводимых на данных семинарах Моникой Гольд (Канада).

«Разрушение и созидание»

Для проведения упражнения необходима группа участников. Количество участников может быть от 5 до 25, оптимально 12-15 человек. В помещении, где проводится упражнение, столы для рисования необходимо расположить так, чтобы участники, расположившиеся за ними, образовали замкнутое пространство (круг, квадрат, прямоугольник) и чтобы они могли свободно перемещаться по внешней границе этого пространства.

Каждому участнику желательно организовать свое рабочее место: лист бумаги (формат А-3), баночка с чистой водой, кисточка и набор акварельных красок. Лист бумаги, предварительно смоченный водой, должен быть натянут на поверхности стола.

Участники, расположившиеся стоя у своих мест, слушают инструкцию ведущего (психолога):

«При выполнении упражнения, каждый участник может рисовать только одним цветом из трёх: синим, жёлтым или красным. (Происходит распределение цветов между участниками). По моему сигналу вам необходимо перейти на соседнее место, двигаясь по часовой стрелке. Подойдя к очередному листу бумаги, вы должны вашей краской на нём рисовать каракули, хаотичные линии, пятна, словом, пачкать краской лист бумаги. И так переходя от листа к листу, пока не возвратитесь на свое место».

В результате подобного хаотичного рисования листы бумаги должны быть почти полностью закрашены, цвета кое-где могут смешаться, образую коричневые пятна. Если участников в группе немного, то целесообразно сделать два обхода вокруг столов. Более того, чем больше номер кисти, тем легче достигается эффект почти полного покрытия листа цветовыми пятнами.

По завершении первого этапа выполнения упражнения целесообразно сделать перерыв на 5-10 мин. и в это время сменить воду в стаканчиках, вымыть кисти, вытереть столы. Второй этап упражнения не предполагает перемещения и участники могут сесть каждый за свой стол.

Инструкция второго этапа: «Вторая часть упражнения предполагает индивидуальную работу. Перед вами лист бумаги, на котором остались следы разрушения и агрессии. В результате мы видим хаотичные пятна, дисгармонию и безобразие. Ваша задача состоит в том, чтобы превратить всё это в красивые пятна или даже узнаваемые образы и придать всему изображению гармонию. А может быть, на вашем листе уже сейчас есть островки красоты или интересные образы. Если да, постарайтесь сделать так, чтобы это стало заметно и другим, помогите этим участкам красоты полностью раскрыться. Рисовать можно только одной (своей) краской».

По окончании рисования участники рассматривают рисунки друг друга, делятся впечатлениями.

Обсуждение процесса рисования (рефлексия) может быть проведено с использованием следующих вопросов.

  • - Какие мысли и чувства возникали у вас по ходу выполнения первого этапа (второго этапа) упражнения?
  • - Почему упражнение состоит из двух этапов и в чем смысл этого упражнения?
  • - Какие аналогии или ассоциации вызвало у вас это упражнение?

Психологический смысл упражнения состоит в моделировании двух форм человеческой активности: хаотичного бесцельного разрушения и целенаправленного созидания, исходящих из одного и того же источника.

С позиции механизма переноса данное упражнение - это способ двигательной разрядки накопившегося отрицательного эмоционального напряжения, способ снятия агрессии и переноса её на лист бумаги. Причём в первой части упражнения -это своего рода принятие негативного состояния, тогда как во второй - это переход данного состояния в желательное и социально приемлемое русло.

Дополнительные возможности этого упражнения состоят в том, чтобы показать участникам упражнения, что красота может быть скрыта за безобразием, гармония - подавляться беспорядком, но при этом существовать на рисунке потенциально, быть сокрыта в нём. Необходимо желание, чтобы заметить эту скрытую красоту, и творческое усилие, чтобы сделать её видимой, очевидной и для других. Сказанное справедливо для понимания не только процесса рисования, но и процесса межличностного взаимодействия и духовного развития человека.

«Рисование синим цветом»

Упражнение выполняется индивидуально на листе формата А-3. Для рисования используется только одна акварельная краска синего цвета (ультрамарин). Лист, предварительно смоченный водой, натягивается на поверхности стола.

Инструкция: «Для упражнения, которое предстоит выполнить, потребуется только краска синего цвета. Синий цвет обладает особым свойством - он сильный на периферии и слабый в центре. За счёт этого он образует в центре вакуум, создает ощущение глубины. Рисуя синим цветом, необходимо следовать его индивидуальности: маски краски наносить так, чтобы цвет был интенсивный и глубокий на краях листа и всё более легкий и менее насыщенный по продвижению к центру. Закрашивая лист синим цветом от периферии к центру, необходимо добиваться плавности перехода оттенков. Это начальная часть упражнения. Можете приступать к работе»

По мере того как участники группы выполняют упражнение, ведущий обращает их внимание на то, что на листе образующиеся цветовые пятна могут созда вать какие-то образы, вызывать те или иные ассоциации. Нередко они достаточно явные. Заключительная часть упражнения состоит в том, чтобы способствовать более четкому проявлению этих образов, затемняя либо высветляя цветовые пятна. По мере работы с образом, благодаря деятельности воображения, могут «обнаруживать» себя новые образы, создавая на листе бумаги целостную законченную композицию.

Психологический смысл упражнения состоит в переживании синего цвета, которое способствует погружению в себя, во внутренний мир, уходу от внешней реальности и поэтому некоторыми участниками упражнения (как правило, имеющими в этом потребность) переживается как релаксация.

Работа с возникающими на листе бумаги визуальными образами способствует активизации воображения. Упражнение построено так, что всегда возможен удовлетворяющий «художника» результат: цветовая композиция, абстрактный рисунок, пейзаж, композиция, портрет и т. п. Как правило, образы, созданные работой воображения из случайно возникших цветовых пятен, более качественные в художественном плане, чем те, которые сознательно и нередко шаблонно могут нарисовать участники группы. Характер образов, созданных воображением участников, может способствовать познанию особенностей их внутреннего мира.

«Луна и солнце»

Для выполнения упражнения необходимы два листа формата А-3 и акварельные краски синего и желтого цвета, кисть и стакан с чистой водой.

Тема упражнения в начале не озвучивается: участники сами должны прийти к пониманию образов солнца и луны.

Инструкция: «Упражнение будем выполнять желтой краской. Возьмите на кисть немного краски жёлтого цвета и нарисуйте небольшое пятнышко в середине листа. Особенность жёлтого цвета такова, что этот цвет сильный в центре и слабый на границах, из которых буквально стремится выйти. В цвете есть движение от центра к периферии. Он как бы изливается и излучается из сильного центра. Рисуя, старайтесь прочувствовать индивидуальность желтого цвета. Получившуюся жёл тую точку постепенно увеличивайте то тех пор, пока у вас не возникнет ощущения, что желтый цвет на листе находится в гармонии с белым фоном вашего листа».

Когда завершено рисование жёлтого круга, необходимо продолжить работу. Всю оставшуюся поверхность надо закрасить так, чтобы жёлтый цвет становился всё слабее и светлее по мере продвижения от круга в центре к краям листа. Если в результате выполнения упражнения возникает образ Солнца, то упражнение завершено и правильно выполнено.

По окончании работы с желтым цветом организуется перерыв (от 10 мин до суток).

Вторая часть упражнения выполняется на новом листе. Вначале необходимо повторить рисование жёлтого круга в центре листа. По завершении дается дополнительная инструкция: «У вас вновь осталось свободное от жёлтой краски белое поле листа. Его необходимо плотно закрасить синим цветом, начиная от краев листа, постепенно продвигаясь к желтому кругу. По мере приближения в желтому цвету, будьте аккуратными и не позволяйте краскам смешаться друг с другом.»

Если в результате выполнения упражнения возникает образ Луны, то упражнение завершено и правильно выполнено. Предметом рефлексии может стать процесс переживания процесса рисования цвета и попытка уловить отличия этих переживаний.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы пережить индивидуальность желтого и синего цвета, которые являются символами и воплощением экстраверсии и интроверсии. Можно обратить внимание участников группы на то, что образы солнца и луны как символы дня и ночи также связаны с расходом и накоплением нервно-психической энергии, что ритм внутреннего и внешнего, выхода из вне и углубления во внутрь проявляются не только в психической жизни человека, но и в законах природы, и в цвете.

«Пять рисунков»

Упражнение целесообразно провести последовательно в течение 5 дней, по этапу на каждый день. Результатом упражнения являются 5 рисунков, 4 первых из них выполняют роль этюдов и только последний рисунок, выполненный в пятый день, является завершенной художественной работой.

Для выполнения упражнения необходимы акварельные краски основных цветов, 5 листов бумаги формата А-3, кисти, емкость для воды, качественные репродукции живописных произведений (формат не менее А-3).

Суть упражнения в последовательном рисовании копий сначала с художественной репродукции, затем копии со своей копии и т.д.

  • 1 этап: рисование копии с художественной репродукции;
  • 2 этап: рисование копии со своей первой копии, но так, будто границы предметов исчезают в тумане;
  • 3 этап: рисование копии со второй копии, но так, будто это образы не реальных предметов, а образы из миража;
  • 4 этап: рисование копии с третьей копии, но так, будто на картине запечатлён лишь цветной и легкий воздух.

Таким образом, по мере рисования копий рисунок становится всё более своим личным, а образы рисунка всё более легкими и невесомыми, всё более нематериальными, неземными, иллюзорными и воздушными.

5 этап: создание собственного изображения на основе последней копии. Начиная с рисования едва различимыми цветами, необходимо усиливать цветовые оттенки, уплотнять цветное покрытие. Желательно обращать внимание на возникающие цветовые пятна, стараться увидеть в них какие-то образы, чтобы потом на основе их создать законченное изображение и целостное художественное произведение.

Готовые рисунки желательно заключить в рамки и оформить в виде экспозиции либо использовать для украшения интерьера.

Психологический смысл упражнения состоит в организации продуктивной художественно-творческой деятельности. Репродукция готового художественного произведения задаёт гармоничное сочетание цветовых оттенков, ответственное отношение к процессу рисования. Рисование последовательных копий создаёт ощущение легкости и свободы, помогает отвлечься от каждодневных бытовых переживаний. Создание собственного изображения способствует развитию воображения и возникновению чувства гордости за полученный результат. От этапа к этапу при выполнении упражнения возрастает и осознается участниками состояние субъектности в художественной деятельности.

Описанные упражнения с использованием акварельной живописи могут послужить ориентиром для разработки новых заданий. Можно создавать задания с использованием других цветов, их различных сочетаний. Целесообразно следовать следующим правилам при организации психологом работы с акварельной живописью:

  • - использовать только качественный материал для рисования;
  • - заботиться о эстетичности обстановки помещения, в котором проводятся занятия по живописи;
  • - усилиями участников группы приводить в порядок помещение после занятий (помнить о том, что не стыдно убирать грязь, а стыдно жить в грязи);
  • - способствовать тому, чтобы не нарушался индивидуальный режим работы участников (не торопить, не требовать, чтобы скорее заканчивали свой рисунок);
  • - не оставлять незаконченными акварельные работы;
  • - одобрять художественную деятельность участников группы, отмечать красивое, гармоничное, удивительное, необычное или весёлое.

Изобразительная деятельность как основа арт-методов в психологической практике

Рисунок — работа на границе контакта внешнего и внутреннего мира

Гертруда Шоттенлоэр

Понятие арт-методы пришло в психологическую практику из арт-терапии. Под арт-методами традиционно понимают виды изобразительной деятельности, в результате которых создается визуальный образ. Чаще всего это рисование (графика и живопись), реже аппликация и лепка. В практике работы арт-терапевтов накоплен определённый опыт, который может быть заимствован и психологом-практиком.

Арт-методы, по мнению А. И. Копытина, могут быть использованы в психологической практике для решения задач: стимулирования спонтанности, развития воображения и творческих способностей; для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления); для выражения широко спектра переживаний; отображения своего биографического опыта и системы отношений; для развития коммуникативных навыков, исследования и корректировки социальных ролей и привычных форм поведения; для исследования и коррекции семейных отношений; исследования и корректировке поведения в конфликтных ситуациях и выражения чувств, связанных с конфликтом. Нами были разработаны и апробированы методические обоснования для использования ряда заданий с использованием изобразительной деятельности, ранее предложенных А. И. Копытиным [84].

В начале психолого-педагогических занятий с использованием изобразительной деятельности для снятия эмоционального напряжения и даже страха перед рисованием целесообразно использовать упражнения, которые априори не предполагают качественного рисунка, такие как рисование каракуль, рисование с закрытыми глазами, рисование левой рукой, создание оттисков и клякс.

«Диалог цветов»

Для выполнения этого упражнения необходимо разбиться по парам. Их могут образовать как хорошо знакомые участники группы, так и те, кто мало общается между собой. Правила образования пар может определяться специфическими задачами, решению которых способствует психолог.

Каждый участник должен выбрать для рисования один цвет. Так как изображение на одном листе будет создаваться только двумя цветами, то они могут быть контрастными (как в декоративном рисовании), а могут дополнять друг друга, но в любом случае они должны гармонично сочетаться между собой. В качестве подсказки при выборе цветов можно использовать схему цветов Гёте (цветовой круг). Как известно, рядом расположенные цвета на этой схеме не могут образовать гармоничной цветовой пары.

Инструкция: «На одном на двоих листе бумаги каждый рисует краской только одного выбранного им цвета. Разговаривать во время упражнения нельзя. Рисовать можно поочередно, имитируя разговор между цветами. Характер изображений может быть любой: абстракция, узоры, предметы».

Участники упражнения сами определяют время окончания своего изобразительного диалога. Как правило, достаточно 10-15 мин.

После рисования целесообразно провести рефлексию процесса происходившего невербального диалога. Психолог может спросить: «Расскажите, как проходил процесс рисования. Что вы думали, чувствовали сами, как интерпретировали реакции вашего партнёра по упражнению?»

Психологический смысл упражнения. Выполнение упражнения является своеобразной моделью особенностей взаимодействия личности с другим человеком, более ярко это проявляется в процессе рефлексии участников. Именно индивидуальная модель межличностного взаимодействия может стать предметом познания и самопознания в ходе выполнения данного упражнения.

«Начальник и подчинённый»

Упражнение является вариантом «упражнений в парах». Между участниками распределяются роли «начальника» и «подчинённого». Ведущий (психолог) выдаёт «начальникам» задание на выполнения изображения по определённой теме («Космос», «Море-море», «Чудо-остров», «Дары осени», «На лугу» и т.д.). По правилам выполнять задание должен подчинённый, а начальник только осуществлять руководство.

Рефлексии процесса совместного рисования может быть проведена с использованием следующих вопросов:

  • - Комфортно ли Вы чувствовали себя в роли?
  • - Что вызывало напряжение, трудности или непонимание в процессе работы?
  • - Какой стиль руководства практиковал «начальник»?
  • - Что способствует эффективной работе в системе «начальник-подчинённый»?

Психологический смысл упражнения в моделировании системы взаимоотношений по типу «начальник - подчинённый» и осознании особенностей собственного поведения в этой системе.

«Двойной автопортрет»

Вариант упражнения в парах. Участники садятся за столы друг напротив друга так, чтобы хорошо видеть лицо своего партнёра. Вначале каждый на своем листе (форма овала) графитным карандашом рисует свой автопортрет. Затем в парах происходит обмен рисунками для того, чтобы закончить в цвете портрет друг друга. По окончании рисования и после рефлексии можно оформить выставку портретов.

Психологический смысл упражнения в активизации процесса самопознания и выявлении особенностей отношения к себе и другим участникам группы. Происходит стимулирование перцептивной стороны общения и активизация межличностного взаимодействия между участниками группы. Упражнение пособствует знакомству и сближению членов группы.

«Рисование в секторах»

Упражнение аналогичное по задачам вышеупомянутому, но более простое в выполнении. Для рисования используется лист круглой формы, вырезанный из листа формата А-1. Круг делится на сектора по числу участников в группе и в соответствии с темой рисования. Правила не запрещают перехода за границы секторов. Целью является создание единой композиции, состоящей из серии тематических изображений, например, «Времена года», «День и ночь - сутки прочь»(части суток), «Четыре стихии», «По горам по долам» (ландшафты Земли), «Периоды жизни человека». Рисование в секторах можно организовать в летнее время в технике «рисунок на асфальте».

«Коллаж»

Это современная техника, предполагающая создание нового изображения, используя комбинацию уже готовых изображений. По технике выполнения это аппликация с использованием журнальных картинок. Содержание коллажей и их обсуждение является способом познания и самопознания психологии участников группы, так же как и процесс его выполнения, который, в зависимости от решаемых психологом задач, может быть индивидуальным или групповым.

Возможные темы для творческих работ в технике коллажа: «Планета цветов», «Девушка мечты», «Женский мир», «Весна-красна», «Оранжевая планета», «Автосалон», «О спорт...» и т.п.

«Дерево»

Идея упражнения заимствована из книги Шоттенлоэр Г. «Рисунок и образ в гештальттерапии»[203]. Автор книги - гештальт-терапевт - считает, что рисование всегда оказывает влияние на психику, не зависимо то того? осознаётся это или нет. Процесс рисования, сопровождаясь радостью, способствует становлению уверенности в себе и позитивному отношению к жизни. Рисование используется терапевтом как средство научить клиента лучше рефлексировать, побудить его к внутреннему росту и самокоррекции. Рисуя, человек ближе знакомится с собой, очищает внутренний мир от напряжения, выходит от бездействия к осмысленному действию, открывает путь к самоизлечению.

Упражнение «Дерево» выполняется в подгруппах. Количество участников в подгруппе от 3 и более. Для рисования необходимы листы формата А-1, по листу на каждую подгруппу. Листы необходимо разграфить на квадраты (прямоугольники, треугольники и др. фигуры) по количеству человек в подгруппе. У каждого участника есть набор акварельных красок, кисть, баночка с водой. За каждым участником упражнения закрепляется участок на общем листе. Подгруппа располагается вокруг стола, на котором размещён лист для рисования. Когда все готовы к рисованию, дается задание.

Инструкция'. «Вам предстоит создать одно общее изображение на определённую тему. Каждый может рисовать только на отведённом для него участке, не заходя за границы. С того момента, когда вы узнаете тему рисунка, действует правило запрета на любое вербальное общение до полного завершения коллективной работы. Итак, внимание, вам необходимо нарисовать дерево»

После завершения рисования во всех подгруппах проводится процесс обсуждения по вопросам:

  • - Как переживался процесс рисования лично Вами? Какие чувства и мысли возникали по ходу рисования?
  • - Как Вы интерпретировали действия других членов вашей группы?
  • - Как Вы оцениваете полученный результат?
  • -Что способствовало (мешало) продуктивной совместной деятельности участников группы?
  • - Чему научило Вас это упражнение? О чём заставило задуматься?

Психологический смысл упражнения состоит в моделировании совместной деятельности членов группы. Ситуация создания общего рисунка задаёт необходимость согласованности коллективных действий, определения и понимания общей стратегии работы, умения вносить коррекцию в собственные планы работы, умения гибко реагировать на необходимость проявления или подавления собственной инициативы. Данное упражнение способствует не только развитию коммуникативных навыков, но и помогает познанию особенностей взаимодействия участников группы и их командных ролей. Тема рисования (дерево) предполагает и простор для творчества, с одной стороны (деревья бывают самые разные), и жёсткую структуру рисунка, с другой (ствол, ветви, корни). Сам рисунок дерева может быть символом жизнеспособности данной группы.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >