ВВЕДЕНИЕ

Человек есть тайна, её надо разгадать. Если будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потратил время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком

Ф. М. Достоевский

Психология и искусство ... Что объединяет эти две формы общественного сознания? Прежде всего - это формы отражения и освоения человеком действительности, а их продукты являются средствами передачи человеческой культуры. Без сомнения, искусство, рассматриваемое как человеческая деятельность, само становится предметом изучения психологической науки, а точнее, особой отрасли - психологии искусства. В свою очередь, психологическая наука и практика, её пока немногочисленные представители дают пищу для современных деятелей искусства и всё чаще находят свое художественное воплощение в их произведениях. Психология и искусство взаимно отражают и обогащают друг друга. Однако среди множества отраслей научного знания психологию роднит с искусством не только это.

Искусство определяется философским словарем как «одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира». К искусству традиционно относятся разные виды художественно-творческой деятельности, выступающие как формы специфического художественно-образного воспроизведения действительности. Искусство и психику, как предмет психологической науки, объединяет их отражательный характер. Результатом отражения в первом случае будет художественный образ, а во втором - психический образ. И в том и другом случае это «субъективный образ объективного мира». Психология и искусство - это области человекознания, и у них общий предмет познания - человек, его внутренний мир, а вот методы, формы и продукты этого познания отличны.

Психолог и искусство... Имеет ли для представителя психологической науки, профессионального становления его личности какое-то особое значение обращение к произведениям искусства? Мы считаем, что это значение достаточно велико. Уже при изучении психологии студент не может не заметить, что довольно часто авторы учебников по психологии в качестве примеров используют образы героев художественной литературы, обращаются в качестве иллюстрации психологических фактов и закономерностей к произведениям живописи, графики и поэзии. Наглядное доказательство этому - психологический словарь Кондакова Ю.М. [83], в котором почти каждая энциклопедическая статья имеет художественную иллюстрацию. Автор этого словаря на одной из своих открытых лекций обратил внимание студентов на то, что многие представители психологии начинали с изучения узких проблем, с частной психологической практики, а в конечном счете, приходили к необходимости изучения психологии культуры.

Почему у психологии возникает потребность обращения к искусству? Психология как наука познает внутренний мир человека через анализ, опирается на логику, закрепляя результат этого познания в понятиях. Психологию, как любую науку, подстерегает опасность за изучением частностей утратить целое - личность человека как интегративное и динамическое психическое образование. Об этой особенности, которая подстерегает процесс любого научного познания действительности, писал ещё П-В. Гёте:

...Живой предмет, желая изучить, Чтоб ясное о нём познание получить, -Учёный прежде душу изгоняет. Затем предмет на части расчленяет И видит их, но жаль: духовная их связь Тем временем исчезла, унеслась!

Искусство, познавая внутренний мир человека, сохраняет его целостность, в познании опирается на чувства и интуицию, закрепляет результат познания в форме художественного образа. Вполне очевидно, что эти два пути познания человека (путь психологии как науки и путь искусства) не противоречат, а органично дополняют друг друга.

В настоящее время роль искусства при изучении психологии возрастает. По мнению В.П. Зинченко, современная психология из науки о душе превратилась в науку о психике как свойстве мозга, он считает, что «утрата души для психологии не безобидна. Она расплачивается за неё перманентным кризисом, доминантой которого является неизбывная тоска по целостности психической жизни» [17, С. 151]. Обращение психолога к искусству способно, по-нашему мнению, «одушевить» психологическое знание, помочь разглядеть за порой разрозненными психологическими теориями целостного живого человека, прикоснуться к тайне его внутреннего мира, к его душе.

Психологическая практика и искусство... Почему у практикующего психолога возникает необходимость обращения к искусству в процессе работы? Психолога-практика волнует не столько проблема объяснения причин и сути абстрактного психического явления, сколько возможности воздействия, а точнее - взаимодействия с реальной личностью. Поэтому так остро в практической работе психолога встает вопрос методов и средств этого воздействия. В отечественной практической психологии, существующей чуть более двадцати лет, потребность в использовании средств искусства возникла из самой психологической практически. В средствах искусства, как методах работы, психологов привлекла, прежде всего, их эмоциональность, оригинальность и действенность. Применение средств искусства некоторыми психологами-практиками позволило не только изменить стереотипный образ психолога как «человека с тестами», но и обнаружило необходимость более глубокой теоретической и методической подготовки в вопросе использования этих специфических средств профессиональной деятельности. Именно на этой волне интереса к средствам искусства и возникло научно-практическое направление практической психологии - артпсихопедагогика, актуальным проблемам теории, методики и практики которого посвящено данное учебно-методическое пособие.

В первой части учебно-методического пособия «Теоретические основы артпсихопедагогики» рассматриваются вопросы психологии искусства, касающиеся, прежде всего специфики и безопасности воздействия искусства на личность; раскрывается уникальная роль эстетической деятельности для развития личности;

через анализ структуры профессиональной деятельности практического психолога определяется роль, место и специфика использования им средств искусства. Анализ опыта использования средств искусства практическими психологами образования и сравнительный анализ с арт-терапией подводит читателей к определению и сути понятия «артпсихопедагогика».

Во второй части пособия «Методические и прикладные аспекты артпсихопе-дагогики» читатель найдет материалы, посвященные вопросам использования конкретных видов и жанров искусства в деятельности психолога. Выявление психологических условий и обобщение опыта эффективного применения средств изобразительной деятельности, элементов кукольного театра, рукоделия, литературных произведений дополнены конкретными методическими рекомендациями, прошедшими апробацию на практике. Особое внимание уделено раскрытию возможностей волшебной сказки как средства психологического воздействия на духовнонравственное развитие личности.

В Приложении содержатся тексты, позволяющие читателю расширить представления о спектре возможностей средств искусства в деятельности практического психолога. Представленная в приложении учебная программа по дисциплине «Артпсихопедагогика» дополнена заданиями для самостоятельной работы студентов и вопросами для самопроверки знаний.

Предлагаемое вниманию читателя учебно-методическое пособие явилось результатом научно-практической деятельности автора в качестве детского практического психолога, преподавателя курсов повышения квалификации для педагогов-психологов в Нижегородском институте развития образования (НИРО) и доцента кафедры психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ). Хочется верить, что содержание пособия послужит оптимизации профессиональной подготовки студентов-психологов, обогащению профессиональной деятельности практических психологов и в целом будет способствовать более осмысленному и ответственному использованию психологами средств искусства для решения профессиональных задач, а идеи, содержащиеся в книги, будут стимулом для собственных творческих разработок.

Автор пособия выражает искреннюю признательность своему научному руководителю - Чирковой Тамаре Ивановне, впервые предложившей сам термин «артпсихопедагогика», её идею, основные принципы и доверившей автору их дальнейшую разработку; особая благодарность коллегам по кафедре психологии ИНГАСУ, верившим в значимость решения этой проблемы, а также слушателям курсов в НИРО и студентам ИНГ АСУ, работа с которыми позволила ощутить их неподдельный интерес к теме данного издания.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >