ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ

СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Происхождение человека. Стадии эволюции человека

Стадии эволюнии человека

По мере продвижения общества на более высокие ступени развития, расширения и углубления социально-исторической практики и знаний о мире углубляется и интерес к проблеме человека.

Важнейшим показателем древнекитайской культуры является человек, который мыслится как состояние равновесия, гармонии космических тел. Согласно древнекитайской философии, у каждого человека есть свой жизненный потенциал.

В философии Аристотеля человек рассматривается как мыслящее животное. Новизна ренессансного гуманизма заключалась в том, что он сотворил подлинный культ человека, сделав его мерой всех вещей.

В философии Нового времени философы пытались раскрыть сущность человека нс только через разумность, моральность и социальность, а с учетом его природно-биологической основы. Иммануил Кант рассматривал человека и как природно-чувственное существо. Изречение Сократа «Познай самого себя» остается актуальным и в XXI в.

Сегодня человек знает о себе гораздо больше, чем те, кто жил тысячи лет тому назад. В наши дни изучением человека занимается около ста пятидесяти различных наук. Уже древние мыслители обратили внимание на то, что человек - это малый космос, который во многом подобен большому космосу. Познавая природу и мир, частью которого он является, человек познает и самого себя. И человек, и мир скрывают много тайн, одной из которых является проблема происхождения человека. В настоящее время имеется несколько подходов к решению этой проблемы[1]:

1. Креационизм (от лат. creatio - сотворение) - религиозное учение о сотворении мира богом из ничего, о сверхъ

естественном происхождении всех видов животных и растений, в том числе и человека.

Эта концепция нашла отражение в мифах и легендах разных народов. В христианстве утверждается, что Бог создал человека по своему образу и подобию на шестой день творения мира.

2. Концепция эволюции определяет положение человека в природе, объясняет его сходство с другими животными.

Уже в античной философии имели место попытки понять природу и сущность человека. Первые представления о единстве и развитии живого берут начало у античных философов (Эмпедокл, Демокрит, Лукреций, Аристотель и др.). Карл Линней (1735 г.) при создании классификации органического мира отнес человека в отряд приматов вместе с лемуром и обезьяной. Идею родства человека с высшими приматами обосновывал Ж.Б. Ламарк.

Линней обосновал вид как универсальную единицу и основную форму существования живого. Вид - это совокупность сходных по строению особей, свободно скрещивающихся и дающих потомство. Линней объединил сходные виды в роды, которые сгруппировал в отряды, а отряды - в классы. Линней создал первую классификацию растений и животных.

Ч. Дарвин в работе «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка. Находки в Южной Америке подтверждают это предположение. Э. Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного звена между обезьяной и человеком - питекантропа (обезьяночеловека). Генетически подтверждено, что ближе всего к человеку - обезьяны.

3. Трудовая концепция. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» показал роль труда в эволюции приматов. Прямохождение изменило характер трудовой деятельности. Оно вызвало интенсивное развитие нервной системы, а прежде всего - головного мозга. Произошло разделение функций верхних и нижних конечностей. Рука приобрела способность производить сотни разнообразных и тонких движений. Она стала орудием труда, который явился предпосылкой и условием развития речи, мышления, сознания, всего того, что отличает человека от животного. Человека отличают от животных речь и словесное мышление, которые возникли олагодаря трудовой деятельности и жизни в обществе. С помощью слов люди обмениваются знаниями, согласуют свое поведение с другими людьми. Человек - единственное существо на Земле, которое сознательно и целенаправленно преобразовывает мир.

Самые высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению. Человек сознает, что он делает. Человек - биосоциальное существо.

4. Концепция мутагенеза. Сегодня известно, что видообразование нельзя объяснить только изменениями окружающей среды. Большую роль играют доминантные мутации -изменения человеческого кода особи. Среда и образ жизни способствуют отбору особей, в большей мере приспособленным к внешним условиям. Такими факторами могут быть изменения уровня радиации или геомагнитная инверсия. Радиация, как доказано генетикой, вызывает мутации. Нс случайно то, что местом возникновения антропоидов является Африка, характеризующаяся высоким уровнем радиации. Землетрясения вызывали смещение геологических пластов, что вызвало обнажение радиоактивных пород и резко увеличивало радиоактивное излучение.

Геомагнитные изменения увеличивали скорость мутаций в два раза, что приводило к биологическим изменениям. Появление современного человека (30-40 тыс. лет назад) также совпадает с периодом очередной геомагнитной инверсии.

5. Космическая концепция, концепция панспермии. Жизнь на Землю занесена из Космоса. Космическую концепцию поддерживал В.И. Вернадский, связывая возникновение жизни на Земле из частичек вещества, занесенных из Космоса.

У человека много сходства с животными. В клетках человека и животных содержатся одинаковые белки и нуклеиновые кислоты, которые выполняют одинаковые функции. Так, например, в ДНК человека и шимпанзе 92 % сходных генов. Человек и приматы обладают высокоразвитым головным мозгом.

Палеонтология наших дней располагает обширным материалом об историческом развитии человека. В распоряжении ученых имеется большое количество материалов, которые позволяют составить картину возникновения и становления человека.

Человекообразные обезьяны появились 50 млн лет назад. Жили па деревьях, питались плодами. Около 6-8 млн лет назад в Южной Африке наступило похолодание, появились большие открытые пространства. Изменились условия жизни, которые привели к прямохождению, использованию передних конечностей для других целей. Австралопитеки, первые в ряду предков современного человека, появились в Африке около 4 млн лет назад. Австралопитеки ходили на нижних конечностях. Руки использовались для добывания пищи. Головной мозг достигал объема 550 см3.

Человек умелый появился около 2 млн лет назад в Восточной и Южной Африке. Его мозг имел вес около 700 граммов. В процессе становления человека выделяют три этапа[2]: 1) древнейшие люди; 2) древние люди; 3) современные люди.

Древнейшие люди: питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек. Заселяли Африку, Европу и Азию. Имели рост 1,6-1,8 м, вес - 50-70 кг, массу головного мозга 800-1000 г. Синантропы по морфологическим особенностям близки к питекантропам, но превосходят их по объему мозга (около 1000 см3), имеют более высокий лоб и свод черепа. Вместе с останками синантропа обнаружены примитивные каменные орудия раннего палеолита, а также следы употребления огня. Гейдельбергский человек имеет возраст около 400 тыс. лет. В 1907 году около г. Гейдельберг (ФРГ) обнаружена нижняя челюсть с полным набором зубов, которые по форме и строению близки к человеческим.

Древние люди (неандертальцы) имели рост 160 см, мозг - около 1700 см3, название связано с долиной Неан-дерталь (ФРГ), где в 1856 году были обнаружены скелетные остатки (черепная коробка, плечевые и бедренные кости). Жили, как правило, в пещерах, использовали огонь. Неандертальцы занимались охотой и рыболовством, изготавливали одежду из шкур, строили жилища, умели добывать огонь, хоронили умерших.

Современные люди. В 1868 г. на юго-западе Франции в гроте Кро-Маньон найдены останки современного человека. Кроманьонцы отличались высоким ростом (до 190 см), большим объемом мозговой коробки (до 1800 см3), широким и коротким лицом. Строили постоянные жилища из

бивней и шкур мамонтов. Социальная организация - родо-вое общество.

5.2. Соотношение биологического

  • [1] Концепции современного естествознания. Под редакцией Л.А. Михайлова. СПб., 2008, с. 271.
  • [2] Концепции современного естествознания. Под редакцией Л. А. Михайлова. СПб., 2008, с. 278-280.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >