Литературный портрет как жанр мемуарной литературы

Термин «портрет» заимствован литературоведением из живописи и употребляется в нескольких значениях. Первоначально распространилось понимание портрета как словесного изображения физического облика человека: в этом значении портрет является одним из средств характеристики литературного персонажа. Но есть и другое понимание портрета — как самостоятельного жанра, дающего художественную целостную характеристику реального человека в его индивидуально-неповторимом облике.

Один из исследователей портретного жанра В.С. Барахов выделил четыре типологических его разновидности:

  • 1) литературный портрет как жанр мемуарно-автобиографической литературы;
  • 2) литературный портрет как документально-биографическое повествование о давно умершем историческом деятеле, основанное на использовании документов (эта разновидность по существу приближается к художественной биографии);
  • 3) литературный портрет как жанр критики (творческий портрет);
  • 4) литературный портрет как жанр научно-монографического исследования о творчестве деятеля литературы или искусства[1].

Такой широкий подход к жанру литературного портрета кажется неправомерным, не учитывающим принципиальные различия разных типов художественно-документальных форм и не принимающим во внимание весь опыт западноевропейской и русской литературы. Представляется возможным вторую разновидность рассматривать как жанр художественной биографии, третью отнести к жанрам литературной критики, а четвертую — к научным жанрам, не имеющим эстетического значения.

В данном пособии внимание сосредоточено на портрете как жанре мемуарной литературы в соотнесении с жанром мемуарного очерка. Оба жанра относятся к очерковому виду, что обусловливает видовое структурное сходство между ними (бессюжетность, мозаичность композиции, активность авторского голоса, предопределяющего построение произведений). Различие между названными жанрами заключено в художественной задаче. Автор мемуарного очерка сосредоточен на многообразии фактов и событий, свидетелем которых он был, а портретист — на изображении личности современника. В мемуарном очерке важен образ автора, который может доминировать в структуре произведения, в портрете на передний план выдвигается другой человек, отсекаются все факты и детали, не связанные с характеристикой

изображаемого лица, чье имя, как правило, выносится в заглавие произведения. В мемуарном очерке преобладают «общие», а в портрете — «крупные» планы изображения.

Возникновение жанра литературного портрета восходит к французской литературной критике XVIII века, к практике Ш.-О. Сент-Бева. В русской литературе XIX века жанр портрета представлен в его мемуарной разновидности (например, «Воспоминания о Белинском» И.С. Тургенева, а также ряд характеристик в «Былом и думах» А.И. Герцена). В последнем случае литературный портрет является частью более сложной жанровой структуры.

Расцвет жанра произошел на рубеже XIX-XX веков, эта тенденция продолжилась в литературе XX века. Авторами портретов были прозаики, поэты и литературные критики разных направлений: Ю.И. Айхенвальд, А. Белый, И.А. Бунин,

B. В. Вересаев, А.К. Воронский, С.М. Городецкий, М. Горький,

C. Д. Елпатьевский, Е.И. Замятин, В.Г. Короленко, А.И. Куприн,

A. В. Луначарский, Н.К. Михайловский, В.В. Розанов, М.И. Цветаева, В.Г. Шершеневич.

Характеризуя стилевое многообразие мемуарных портретов,

B. С. Барахов наметил их типологию. Он выделил «интеллектуальный портрет», для которого типично фиксирование высказываний, мыслей героя, введение диалога (И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький), полемический портрет (В.В. Розанов), портрет как форму лирико-исповедальной прозы (М.И. Цветаева), воспоминания литературно-биографического характера, изучающие творческую лабораторию писателя (С.М. Городецкий), мемуарно-психологический портрет (В.Г. Шершеневич) и др.

Изучение этого жанра в отечественной науке началось на материале творчества М. Горького. Первой работой на эту тему стала статья А.В. Луначарского «В зеркале Горького». В 1940-1950-е годы его произведения в жанре литературного портрета анализировались в статьях Г.А. Бялого, А.В. Васильева, С.В. Касторского, К.Д. Муратовой, Н.В. Николаева и др., причем объектом изучения была преимущественно проблематика произведений. Впоследствии началось исследование их поэтики, было дано теоретическое обоснование жанровых признаков портрета. Основные проблемы изучения портрета как жанра были намечены в статье Е.Б. Тагера «Жанр литературного портрета в творчестве М. Горького» и развиты В.С. Бараховым, В.Я. Гречневым, Л.П. Жак. Обобщающие работы, затрагивающие специфику жанра, принадлежат В.С. Барахову (Искусство литературного портрета. - М., 1976; Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр. - Л., 1985).

Литературный портрет исследовался в тесной связи с портретом в изобразительном искусстве и кино (Андроникова М.И. Об искусстве портрета. - М., 1975; Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство: XVIII - первая четверть XIX в. - М., 1966). О портрете как жанре мемуаристики писал И. Шайтанов (Шайтанов И. «Непроявленный жанр, или литературные заметки о мемуарной форме // Вопросы литературы. - 1979. - № 2.

С. 50-77), как литературно-критическом жанре - М. Кораллов,

A. Кудряшова, В. Смирнова (Кораллов М. Образ личности и облик эпохи: Штрихи к портретам и монографиям // Литературное обозрение. - 1973. - №7. - С. 79-84; Кудряшова А. Жанр литературной биографии // Вопросы литературы. - 1972. - № 9. -С. 190-194; Смирнова В. Искусство портрета. - М., 1967).

В последние годы изучение жанра литературного портрета продолжается в монографиях и статьях. Зарубежным произведениям этого жанра посвящена монография С. Трыкова «Французский литературный портрет XIX века» (М., 1999). Различные аспекты русского литературного портрета освещены в статьях, включенных в сборники материалов конференций, проходивших на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета (Русский литературный портрет и рецензия: Концепции и поэтика / Редактор-составитель

B. В. Перхин. - СПб., 2000; Русский литературный портрет и рецензия в XX веке / Ред.-сост. В.В. Перхин. - СПб., 2002).

Портрет как жанр мемуарной литературы — «это прежде всего изображение конкретного лица, не вымышленного образа, созданного воображением художника, а единичной, “именованной” личности. С этим связана практическая, “иконографическая” ценность портрета. Сходство с натурой, достоверность воспроизведения реального облика современника — прямая задача портрета»[2]. Литературный портрет синтетически обобщает все знания о конкретном человеке, включая его биографию, произведения (если речь идет о писателе), отношение к нему современников, а также отношение автора. Познавательная функция жанра имеет культурно-историческое значение, но сущность портрета ею не исчерпывается. Интерес к индивидуальному в человеке превращает изображение данного человека в портрет, вне зависимости от соотнесенности образа с моделью.

Проблеме внешнего сходства в литературном портрете соответствует проблема мемуарной или исторической точности. Но требование точности не исключает возможности типизации — за счет отбора фактов. Например, А.И. Овчаренко писал о М. Горьком как авторе портретов: «Строго соблюдая историческую точность, он решительно устраняет из “впечатлений бытия” все случайное, оставляет из виденного, слышанного, наблюденного только действительно характерное, типическое, воплощенное в ярко выраженной индивидуальной форме». Принцип портретности рождается из особенностей реалистической типизации, то есть такого художественного обобщения, которое неотделимо от индивидуализированного изображения человека.

Отбор фактов и деталей осуществляется в соответствии с авторской концепцией образа героя. Автор — активное начало, он ставит задачу не просто объективно изобразить человека, но изучить его, понять сущность личности. Концептуальный момент — одно из главных отличий литературного портрета от обычных воспоминаний, а отношение автора к герою — самая активная часть жанровой структуры.

Портрет обладает специфической внутренней структурой. Самая общая отличительная черта жанра — бессюжетность. Если можно говорить о сюжете, то в портрете он строится не на динамическом развитии связанных друг с другом событий, а на взаимодействии характеристических моментов. Такой сюжет позволяет не придерживаться хронологической последовательности в изложении событий. Это обусловлено не только тем, что мемуарист связан фактами, но и тем, что портрет — в силу специфических задач — не нуждается в сюжете. Поэтому даже наличие в некоторых портретах повествовательного начала «имеет главной целью не информацию, не передачу известных автору сведений о данном лице, а построение его художественного образа», «за которым угадывается мир отдельной человеческой личности, ее жизнь, биография, преломленная через призму индивидуального восприятия художника» (Барахов В.С., с. 16, 29).

Бессюжетность прямо связана с особенностями композиции: портрету свойственна свободная композиция, основанная на чередовании сценок (которые могут превращаться в микроновеллы), зарисовок, в которых преобладает описательная речь, диалогов и авторских разъяснений и обобщений, отступлений лирического или публицистического характера. Композицию портрета называют мозаичной (В.С. Барахов, В.Я. Гречнев, Е.Б. Тагер) или монтажной (А.И. Овчаренко).

Внутренняя структура портрета — соотнесение различных частей (собственно мемуаров, критических сценок и публицистических высказываний) — всецело подчинена художественной задаче создания образа отдельного конкретного человека. Из этой особенности вытекают и другие структурные признаки жанра. Е.Б. Тагер писал: «Специфика портретного жанра, всецело сосредоточенного на внутреннем, духовном мире личности, рождает потребность максимально сократить расстояние между “изображением” и “характеристикой”; художником отбираются такие средства показа человека, которым принадлежит открытый, обнаженный, а не косвенный характеристический смысл» (Тагер Е.Б., с. 390). Это обусловливает предпочтение жеста — поступку, высказывания — диалогу, крупного плана — общему Поступок всегда единичен, портретиста же интересуют устойчивые свойства модели: жест, высказывание. «Жест — в широком смысле слова — это такое обнаружение сущности человека, которое постоянно свойственно данному лицу, это его характерная примета» (Тагер Е.Б., с. 391). Также высказывание — в отличие от единичной реплики — это выражение сокровенной, зрелой мысли.

Мемуарные очерки и литературные портреты, показывающие связи отдельного человека с его эпохой: ее настроениями, культурой, другими людьми, как правило, тяготеют к циклизации.

  • [1] Барахов В.С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр. - Л.: Наука: ЛО, 1985.-312 с.
  • [2] Тагер Е.Б. Жанр литературного портрета в творчестве М. Горького И О художественном мастерстве М. Горького: Сб.ст. - М.: АН СССР, 1960. - С. 379. 2 Овчаренко А.И. М. Горький и литературные искания XX столетия. - 2-е изд., доп. - М.: Советский писатель, 1978. - С. 119. 3 Барахов В .С. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр. - Л.: Наука: ЛО, 1985.-С. 29.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ ОРИГИНАЛ   След >